Поликлиники Усть-Илимска станут «бережливыми»

Наш регион вошёл в число участников федерального проекта «Бережливая поликлиника», предполагающий внедрение новой модели организации первичной медико-санитарной помощи. Всего в пилотном проекте участвует 33 региона. В Иркутской области уже в этом году начнут внедрять новую систему семь учреждений, в их числе Усть-Илимская городская поликлиника №2 и обе детские поликлиники. В чём суть проекта? Когда и как изменятся наши медучреждения?

Усть-Илимская городская поликлиника №2

Вообще проект «Бережливая поликлиника» основан на принципе японской концепции «бережливого производства», суть которой в том, чтобы внимательно проанализировать каждый процесс в компании и избавиться от всех видов потерь, не приносящих пользу, но требующих значительных затрат и не только материальных. В основе идеи такие ключевые позиции, как: делать качественно, решать проблемы сразу, не производить брак, максимально упорядочить процесс, устранять потери – лишние перемещения, время простоя и пр. Возникает вопрос: «где Япония с её философией и производством, а где Усть-Илимское здравоохранение?». А параллель найти несложно – всё ж таки и там и там работают люди, а ведь по большей части от людей и организации их работы зависит очень многое. Поэтому применять технику экономичного процесса можно и нужно не только на заводах, но и в других сферах. Так вот, главная цель нововведений в здравоохранении – добиться сокращения времени пребывания пациента в поликлинике без ухудшения качества и сокращения необходимого объёма медицинской помощи, а также оптимизация работы медперсонала. Для этого была разработана новая логика приёма и распределения посетителей, работы врачей и лабораторий, а также создание таких условий, чтобы больные и здоровые пациенты не пересекались.

«Сама по себе идея очень хорошая. Но проект масштабный и требует значительных финансовых вложений, – говорит главный врач Городской поликлиники №2 Феодосия Стрекаловская. – Воплотить её целиком и полностью у нас пока, к сожалению, нет возможности. Одна из причин – недостаток медицинских кадров. Всем устьилимцам прекрасно известно, что сегодня во всех наших медучреждениях острый дефицит врачей, фельдшеров, медицинских сестёр. А без достаточного количества специалистов совсем уйти от очередей не получится. А вторая причина – деньги. В проект нас включили, но на его воплощение средства не выделяются. Поэтому мы остановились на двух направлениях: организация открытости регистратуры и оптимизация работы процедурных кабинетов».

Итак, что планируется?

Как театр начинается с вешалки, так и поликлиника – с гардероба и регистратуры. И если с гардеробом в принципе всё ясно и понятно, то с регистратурами, до сих пор работающими по советским принципам, нужно что-то делать. В первую очередь решено начать с открытости и доступности. Организация работы по открытому типу предполагает переоборудование стандартной регистратуры. Это должны быть невысокие стойки или столы – с одной стороны находится регистратор, с другой – посетитель и никаких окошек и перегородок! Для нескольких регистраторов и их посетителей предусмотрены сидячие места, ещё у одного регистратора рабочим местом будет высокая стойка. Второе – отделение от регистратуры архива, где хранятся медицинские документы (карты), и определение сотрудника, ответственного за выдачу и возврат карт – так называемого картоноши. С введением этой должности регистраторы не будут отвлекаться на поиски медкарт и доставку их в кабинет доктора, да и проблема с потерянными и забытыми дома медицинскими документами отпадёт – на «вынос», если пациенту необходимо обследование в другом месте, они будут выдаваться под роспись. Кроме того, для оптимизации работы регистраторов, часть из них будет пере- ведена для работы со звонками. Это предполагает создание колл-центра – отдельной комнаты с операторами, которые будут принимать телефонные звонки по многоканальной горячей линии (с таким подходом звонящему не придётся часами «висеть» на телефоне, чтобы дозвониться до регистратуры, а регистратору – отвлекаться на звонки). Для «просто спросить» будет работать отдельный «стол справок». Кстати, в правобережной поликлинике для взрослых такая справочная уже работает довольно продолжительное время и пользуется большой популярностью. Также проект предполагает установку электронного информатора – устройства, выдающего талон с номером очереди в регистратуру, которое так же связано с экраном, на котором дублируется очередность. Такое устройство в ГП №2 уже заказали, скоро оно будет установлено.

Каждое медицинское учреждение уникально. Как в плане коллектива, принципе и, если хотите, стиле его работы, так и по архитектурным особенностям зданий. Так что всех под одну гребёнку причесать не получится. Именно поэтому в ГП №2 разработали свою концепцию преобразования в «бережливую поликлинику», конечно, основываясь на общих принципах проекта. Так, к примеру, проанализировав работу кабинетов забора крови, было решено несколько её переформатировать. Все знают, что по утрам здесь скапливалось огромное число пациентов. Лаборанты помимо того, что собственно занимались забором крови, ещё и записывали пациентов в журнал учёта. Но совсем скоро всё изменится. В кабинете будет сделана перепланировка, все пункты, которые должен пройти пациент, расположатся друг за другом, два специалиста будут оформлять пациентов, два лаборанта – только брать кровь, тем самым будет обеспечен непрерывный поток пациентов, а обслуживание будет проходить без задержки. Так же в кабинете забора крови будет стоять электронная запись, каждому пациенту присвоится порядковый номер, согласно которому он будет проходить на процедуру. При этом, раньше, чем в 7.30 инфомат включаться не будет, так что смысла приходить в поликлинику раньше этого времени нет, также, как и после 10.00, когда инфомат будет отключатся.

«Чтобы применить принципы бережливости, нужно выявить лишние процессы в работе, а для этого провести анализ работы всех сотрудников поликлиники. Пришлось встать на место каждого – и врача, и медсестры, и лаборанта, и пациента! Как именно оказываются услуги, как все задействованные лица перемещаются по больнице, сколько совершают лишних действий, ожиданий и возвратов. Для этого пришлось не раз пройти путь от самой регистратуры, засекать время и считать буквально каждый шаг! Все эти данные мы записываем, вычисляем болезненные места, ищем пути решения проблем, – говорит Феодосия Павловна. – Мы знакомимся с опытом других учреждений, в том числе и во время командировок и все идеи обсуждаем. Да, сложно. Но мы справимся. К концу этого года первый этап проекта заработает».

Практически всё то же самое планирует внедрить в поликлиниках для малышей в правобережье и левобережье и главный врач ГДП Александр Блажнов.

«Все эти преобразования не только требования времени, а необходимость. Например, колл-центр. Родители сами прекрасно знают, что порой в поликлинику сложно дозвониться, особенно с утра, потому что на один номер, который работает на одну линию, звонят и спросить, как работает тот или иной специалист, и вызвать врача на дом к заболевшему ребёнку, и записаться на приём и т.д. Многоканальный номер, на котором будут работать операторы, избавит от этого мучения. Помимо открытой регистратуры, колл-центра, закрытого архива и информаторов, в детских поликлиниках нужно дооборудовать комнаты матери и ребёнка, игровые.

Кроме прочего, давно назрела необходимость модернизировать процедуру забора анализов и аккумуляции информации по всем пройденным обследованиям, а также разделить потоки для больных и здоровых пациентов. Мы постепенно идём к реализации всего задуманного. Например, в правобережной поликлинике уже есть игровые с телевизорами, по которым для детишек идут мультфильмы, сделан ремонт в коридорах, стены раскрашены «детскими» картинками. Сделано немало, ещё больше предстоит. Но если в лечебном учреждении, где оказываются в том числе и платные услуги, есть возможность выделить средства на реализацию проекта, то в поликлинике детской, где такие услуги не оказываются вовсе, такой возможности нет. Будем искать ресурсы, чтобы воплотить такой нужный проект в жизнь», – говорит Александр Юрьевич.

Перспективы развития поликлинической помощи в нашем городе впечатляют. Честно говоря, очень хочется приходить в красивые, комфортные медучреждения и проводить там как можно меньше времени, но с максимальной пользой. К этому и стрем ятся руководители городских поликлиник. Конечно, не всё и сразу получится сделать – понятно, что и средства где-то найти нужно, и новых врачей привлечь, и имеющихся сотрудников научить работать по-новому, да и пациентам культуре и сервису придётся ещё поучиться. Будем надеяться, что всё задуманное реализуется как можно скорее.

Марина Железовская, Газета Вечерний Усть-Илим

Комментарии

Добавить комментарий

Комментариев пока нет. Добавьте первый!

Поделиться страницей: