Представитель регионального управления Следственного комитета РФ провёл в Усть-Илимске приём граждан

19 марта заместитель руководителя регионального управления Следственного комитета РФ Евгений Касьянников провел в Усть-Илимске прием граждан, который затянулся за полночь.

И уже в первом часу ночи не отказал нам в интервью.

Евгений Касьянников, полковник юстиции. Родился в 1982 году в Братске. Окончил юридический факультет Иркутского государственного университета. Проходил службу в органах прокуратуры Иркутской области в должности следователя, старшего следователя прокуратуры города Братска. В 2007 году в связи с созданием Следственного управления Следственного комитета при прокуратуре РФ по Иркутской области принят на должность старшего следователя следственного отдела. В октябре 2007 года назначен заместителем руководителя, а в 2009 году – руководителем данного следственного отдела. В 2012 году назначен на должность заместителя руководителя Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Иркутской области.

– Евгений Сергеевич, с какими темами приходили к вам устьилимцы? Что было для них наиболее актуально?

– Последний человек вышел от меня за 15 минут до полуночи… Всего удалось принять 25 человек. Абсолютное большинство вопросов касалось невыплаты заработной платы и проблем в сфере ЖКХ: необоснованное начисление платежей, установление тарифов. По некоторым обращениям нам пришлось принять меры к уголовно-процессуальной проверки на предмет установления достоверности итогов голосования по одному из многоквартирных домов в Усть-Илимске. Но часть этих обращений из категории «разъяснений». Я объяснял людям, что такое в принципе голосование на общем собрании в многоквартирном доме, каким образом оно инициируется, почему его обязательно надо проводить и для чего собственникам так важно в нем участвовать.

– Но эти вопросы – скорее к прокуратуре?

– Да, это не наша специфика. Но председатель Следственного комитета поставил задачу: реагировать на все обращения, по любым вопросам. Насколько хватает сил, способностей, здоровья, интеллекта, идти навстречу людям и разъяснять юридическую суть их проблемы, доводить до конца, до логического завершения решение вопросов, с которыми в Следственный комитет приходят люди.

Громкие дела

– Обратимся ближе к вашей специфике. Несколько громких уголовных дел по городу Усть-Илимску находятся в Следственном комитете на контроле.

– Из последних событий наибольший интерес вызывают дела областной подсудности, по которым предусмотрено назначение наказаний вплоть до пожизненного лишения свободы. Одно из последних событий, вызвавшее большой общественный резонанс, – это убийство двух и более лиц в одном из гаражных кооперативов.

Я не могу озвучивать детали этого преступления. Подозреваемый в его совершении находится под стражей. Мы продолжаем расследование. Одно из обращений сегодня было именно по этому поводу.

Пока степень погружения в расследование - не для широкой публики. Мы будем готовы рассказать и показать подробности по уже рассмотренным судом делам.

Но на приеме люди задавали вопросы: «А как с тем делом, с этим? Чем закончилось?». И я понимаю, что пока в Усть-Илимске не практикуется должное освещение результатов расследования дел. А ведь население города – всего лишь чуть более 80 тысяч человек, это не многомиллионная Москва. На одно преступление будет не менее четырех непосредственных интересантов. Родственники привлеченного, родственники убитого. И каждый из них начинает толковать свою «правду». 4 умножаем на 10 (в среднем у каждого за неделю будет 10 контактёров), эти расскажут еще десяти. И так потихоньку Усть-Илимск обрастает слухами, которые не соответствуют действительности. А правда простая, ее объем – это обычно максимум листов пятьсот, в виде уголовного дела. И из нее суд пишет всего лишь три-четыре листа описания самого преступления. Я буду инициировать, чтобы дела, по которым уже есть судебные решения, в Усть-Илимске шире освещались. Возможно, даже с предоставлением необходимых видеозаписей из материалов дела. Это делать нужно. Степень информированности населения, как показывают личные приемы, очень низкая.

Из разговоров с людьми становится понятно – помимо предмета обращения, его сути, они часто задают вопросы по итогам конкретных дел. И я понимаю, что они вообще ничего не знают. Безусловно, мы будем эту ситуацию исправлять.

– Есть одна очень закрытая тема, которая в Усть-Илимске имеет большую негативную историю – преступления в отношении несовершеннолетних и происшествия с детьми. Был в свое время резкий всплеск трагических случаев с подростками: если в 2017 году в нашем городе было четыре попытки подростковых самоубийств, то в 2018-м их было уже восемь… Наверняка это не случайно. Следком тогда говорил об организации масштабной профилактической работы. Что именно предприняло ведомство?

– Причина всплеска была и в излишней растиражированности в СМИ… Приведу пример – один из отдаленных северных городов. Там в принципе не было оборота синтетических наркотиков. И вообще практически никаких наркотиков не было. Они там были никому не нужны. А когда там власти и общественность провели массовую профилактику под девизом «Не употребляйте», многие стали задавать вопросы: «А про что вообще речь шла?» Какие-то названия новые. Начали искать наркотики с этими названиями. И в итоге достигли парадоксального, обратного эффекта – после профилактики стали их там употреблять. То есть бывают вещи, которые иногда лучше не афишировать. То, что касается этой тематики, – она имеет очень сложный психологический характер – цепная реакция…

В поисках пострадавших

– Давайте тогда вернемся к самым массовым вопросам нынешнего приема граждан. По невыплате заработной платы…

– Мы не просто «держим руку на пульсе». Нас к этому обязывают нормативные документы СК. Есть соответствующие статьи Уголовного кодекса, которые отнесены к нашей подследственности. Оплата труда и безопасные условия труда – это ключевые базисы экономики. Люди должны безопасно трудиться и получать адекватную оплату своего труда. В Усть-Илимске мы столкнулись с парадоксальной ситуацией. Мы вынуждены сами искать пострадавших. Обычно бывает наоборот: потоком идут заявления именно от тех, кто не получил вовремя зарплату. Допустим, обратились 200 или 50 человек о невыплате заработной платы. Мы проводим экспертизу по ним, устанавливаем суммы. Бывает, что из 50 заявлений не все подлежат даже рассмотрению: или работникам уже выплатили задолженность, или они думали, что они имеют право на дополнительные выплаты. Тем не менее люди идут, мы работаем обычно «от заявления».

А здесь ситуация совершенно иная. Причем иная в 30-кратном размере… У нас на момент инициирования уголовного дела имелось всего лишь одно заявление. Мы уже расследуем уголовное дело – ведем обыски, изымаем финансово-хозяйственную документацию. Провели экспертизу. Выяснилось, что на предприятии трудилось более 30 человек, а заявление всего одно. Мы даже дали объявления в СМИ: искали пострадавших. И все равно – только 11 человек написали заявления. Часть из этих пострадавших приходила сегодня на прием с заявлениями.

Граждане! Пишите заявления!

– Почему у людей такое легкомысленное отношение к оплате собственного труда? От работников я слышал: «А зачем я буду тратить свое время и силы на борьбу за свое право?» Но видеть несправедливость и бездействовать – это то же самое, что в ней участвовать! Некоторые люди и сами не приучены к мысли, что их права могут быть восстановлены по закону, и привыкли спускать такие нарушения с рук работодателям.

Я хотел бы донести до таких работников простую мысль: поймите, что задолженность, которая много лет вам не выплачивается, растет. Вы перешли в другую организацию, забыли про нее, а там по закону вам полагаются более крупные суммы компенсации.

Получается, что люди просто ждут, что за них кто-то будет бороться, а мы, пострадавшие, никуда не пойдем и даже не сообщим о своей проблеме. Есть некая пассивность. А ведь работодатель-задолжник по своей инициативе вряд ли вспомнит о своих обязательствах перед работниками. Он скорее будет формировать новые предприятия, покупать новые производственные объекты. И радоваться тому, что в отношении него никто не подает иски.

Надо отметить, что в Усть-Илимске уголовные дела такой направленности уже успешно расследовались. Были и массовые дела, более чем с 200 пострадавшими.

Так что Следственный комитет всегда готов оказать помощь. Но важно и самому проявлять инициативу по защите своих интересов. Хотя бы прийти в местный отдел и рассказать о своей проблеме. Мы же, со своей стороны, открыты к диалогу.

Газета Вестник Усть-Илимского ЛПК


Репортаж ИРТ

Комментарии

Ваше имя:

Сообщение:

Комментариев пока нет