Правда ли, что Усть-Илимский трамвай занесён в Книгу рекордов Гиннесса как самый северный в мире?

История Усть-Илимского трамвая началась в 80-х. 15 сентября 1988 года открылось трамвайное движение по маршруту «Усть-Илимск – ЛПК». За 34-летнюю историю наш трамвай по праву входил в число главных достопримечательностей города. О нём говорили, писали, и даже слагали легенды.

Усть-Илимский трамвай

Одна из них гласит, что Усть-Илимский трамвай занесён в Книгу рекордов Гиннесса как самый северный в мире. Правда ли это?

Разумеется, нет. Ни Усть-Илимского трамвая, ни вообще какого-либо упоминания про город Усть-Илимск в Книге рекордов Гиннесса никогда не было.

Это главный миф о нашем трамвае, первоисточником которого послужила опубликованная много лет назад историческая статья на сайте «Приилимье» (принадлежащем библиотечной системе города), где короткой строкой была упомянута информация о рекордном достижении Усть-Илимского трамвая. В дальнейшем её растиражировали местные телевизионщики и печатные издания, после чего подхватили региональные и федеральные СМИ.

Для горожан это очень приятная и ласкающая слух легенда, от которой можно почувствовать гордость за наш город, увековеченный в самом известном в мире справочнике рекордов. Жаль, что это лишь красивые вымыслы.

Проверить эту информацию очень легко, достаточно лишь зайти на официальный сайт Книги рекордов Гиннесса (www.guinnessworldrecords.com) и в поисковой строке вбить нужную информацию на английском языке. Например: "tramway" или "tram".

В Книге Гиннесса не только нет упоминаний про наш трамвай, там вообще нет рекорда, именуемого как "Самый северный трамвай". Там есть рекорд "Most northerly tramway terminus" ("Самая северная трамвайная остановка"), по которому и можно определить самую северную трамвайную сеть. И эта остановка с названием "St. Olavs Gate" ("Ворота Святого Олава") находится в норвежском городе Тронхейм.

Вот официальная страница рекорда "Самая северная трамвайная остановка": www.guinnessworldrecords.com/world-records/101367-most-northerly-tramway-terminus

Запись в Книге Гиннеса о самой северной станции трамвая

Здесь говорится, что самая северная конечная остановка трамвая – станция "Ворота Святого Олава" в центре города Тронхейм на трамвайной линии Граакаллбанен в Норвегии. Эта конечная станция стала самой северной в мире после закрытия трамвайной системы в Архангельске (Россия) 21 июля 2004 года, которая до своего закрытия носила пальму первенства этого рекорда.

Можно легко узнать, на сколько севернее Усть-Илимска находится трамвайная остановка в Тронхейме. Её координаты по северной широте – 63°25, у усть-илимской станции «Северная ТЭЦ» – 58°04 с.ш.. Учитывая, что расстояние между двумя параллелями, отличающимися на 1 градус широты, примерно равно 111 километрам, нетрудно подсчитать, что норвежская остановка трамвая севернее усть-илимской примерно на 578 километров.

Тронхейм и Усть-Илимск

А существовавшая до 2004 года трамвайная сеть в Архангельске была севернее усть-илимской аж на 730 км.

Более того, Усть-Илимский трамвай и сегодня не является самым северным даже в пределах России. Севернее находятся трамвайные ветки в Санкт-Петербурге и Череповце.

Таким образом, трамвайная сеть Усть-Илимска никогда не была и не могла быть не только самой северной в мире, но даже самой северной в России. Это лишь красивые легенды, добавлявшие своеобразный колорит нашему таёжному трамваю.

Но в чём-то наш трамвай может быть самым-самым?

Конечно. В 2001 году в Усть-Илимске побывала делегация экспертов электротранспорта из Европы, США и Австралии, которая посетила 113 городов России. И именно нашу трамвайную сеть западные специалисты назвали лучшей в России. Об этом писала «Восточно-Сибирская Правда» от 10 мая 2001 года.

Также наш трамвай официально именуется скоростным. Только в нескольких городах России и ближнего зарубежья существуют трамвайные линии с такой официальной характеристикой: в Волгограде, Усть-Илимске, Старом Осколе, Казани; также подобные линии есть в Белоруссии и Украине. А самая северная в мире скоростная трамвайная сеть находится в столице Швеции Стокгольме.

Усть-Илимский трамвай может именоваться самым северным на постсоветском пространстве среди скоростных. Но такое малозначимое техническое достижение ни в каких книгах рекордов не фиксируется.

Подводя итог, можно сказать, что трамвайная сеть Усть-Илимска является уникальной. Помимо красоты таёжных пейзажей, среди которых проходит маршрут, наш трамвай может похвастаться тем, что о нём знает вся страна. В том числе благодаря легендам и мифам, окружающим его последние годы.

Комментарии

Ваше имя:

Сообщение:

Юрий
Цитата: > "Усть-Илимская трамвайная система была самой северной СКОРОСТНОЙ системой. Никто и не говорил, что он самый северный в мире или России. Всегда было об этом известно." Постоянно везде говорили в последнее время, и растиражировали так, что даже в некоторые серьёзные новостные издания и каналы этот миф попал. Стокгольм севернее Усть-Илимска, там тоже есть скоростная трамвайная линия Tvärbanan, найдёте в Википедии (=
Андрей
Какой смысл живущему на проспекте Мира или улице Карла Маркса человеку утром топать на другой конец города, если по Мира ходят тёплые комфортные автобусы? С мегаполисами не сравнивайте, там другой формат жизни
Бывший житель
"приходится добираться до самой трамвайной остановки." Ну вообще, пройти 2 квартала до остановки - не так уж далеко, норма для любого мегаполиса. Я вообще не знаю городов, где ОТ до дома ходит. "более 73 миллионов за каждый" Пару лет назад это было от 15 млн.. Сейчас, разумеется, это неподъемно, но есть восстановительные ремонты, в конце концов. Ну да что толку сейчас обсуждать...
Андрей
Оставлять трамвай просто как достопримечательность не выгодно. Это не памятник, стоящий в центре города, который можно раз в год почистить и всё. Здесь миллионные затраты, которые не окупаются и которые город не потянет. Трамвайная сеть находится на окраинах города, на нём не выгодно ездить даже на ЛПК, потому что приходится добираться до самой трамвайной остановки. Плюс были озвучены суммы стоимости вагонов - более 73 миллионов за каждый, тогда как новые комфортные теплые автобусы обходятся в 8 миллионов, чуть ли не в 10 раз дешевле. Делайте выводы
Бывший житель
Жаль, помню, пару раз как минимум спасал, когда автобусы с ЛПК выехать не могли из-за снегопада. Набились 200+ человек в трамвай, тесно, но зато теплее, чем на улице, и через 10-15 минут - уже в городе. Жаль, эти трамваи и ремонтируются, и не все дорогие, можно было за субсидии побороться и налоговые льготы, но никто не стал. Тарифы и прочая, НДС 20% убивают трамвайные линии по всей стране. Останутся только в мегаполисах. Ситуация плохая, город лишился еще одного транспорта. К чему все идет - почитайте "Зерноград" + "нет общественного транспорта", как пример. Небольшие города не в состоянии как оплачивать закупку или лизинг транспорта, так и платить ЗП персоналу. Останутся в лучшем случае нерегулярные маршрутки.
Goblin
В мире правит бабли. Трамвай был для лпк. Лпк нет, вместо него группа илим, которая принадлежит на 50 % дяде сэму, которому плевать на трамвай, но не плевать на денюфки. И дядя сэм подсчитал, что содержать трамвай дороже, чем купить китайские автобусы. Ну, может поделился с кем дензнаками. ФСЁ!!!! Поднимите из памяти историю с уникальным в своем роде аэропорте УИ!!! Денюфки и ышо рас денюфки. Ни чего личного. Это бизнес.. Но не наш, но бизнес...
Александр
Сами этого вранья наплодили, сами это враньё поддерживали, а как стали люди выступать против закрытия, так сразу начали свои же байки разоблачать. Так разоблачайте и еще одну байку, под предлогом которой и собираются закрывать линию. Это байка про ширину колеи новых вагонов, которые обещали в 2019 году. Будьте уже «честными» до конца. Режьте правдуъ-маткуъ!
виталий
канале смотри "известия" на канале рен и пятый канале =))))
виталий
голосуйте за трамвай усть-илим петиции https://www.change.org/p/%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D1%82%D1%8C-%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%B2%D0%B0%D0%B9-%D0%B3-%D1%83%D1%81%D1%82%D1%8C-%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D0%BC%D1%81%D0%BA%D1%83?recruiter=77066812
Гость
Напишите лучше о беспределе в Эдеме. Ни слухом ни духом про это в " новостях "
Все комментарии (17)