Японский сад камней – модель мира
Японцы признают совершенством в мире не человека, а камень, который олицетворяет мудрость, величие и красоту природы. Камни в японском саду не призваны воссоздавать фрагменты окружающего мира, они служат символом вечности, покоя, гармонии. Человек, приходя в японский сад камней, развивает воображение через созерцание и медитацию, отрешившись от всего земного.
Происхождение камней различно – это обломки скал, остатки вулканической породы, морская, речная галька. До островов Японии ледник, поработавший над ландшафтом Европы и Америки, не дотянул, а потому гладких отшлифованных камней и валунов ни в природе, ни в садах Японии нет.
Ценятся камни, приобретшие свой облик под действием солнца, ветра, воды.
В японском саду камнями обозначают дорожки, обрамляют берега прудов, создают переходы через водные преграды.
В древности фоном для архитектурных сооружений и растений были обширные площади, декорированные мелкой светлой галькой. В современных садах России такой прием используют лишь для создания небольших зон. Гравием засыпают лотки для сбора дождевой воды с крыш, оформляют отмели сухого ручья.
Камни являются центральной фигурой ансамбля, в котором все составляющие его элементы гармонично сочетаются друг с другом, выглядят просто и естественно. Создать природный японский сад из местных материалов будет затруднительно.
Чтобы привнести национальный колорит в сад камней, следует выполнить ряд условий:
- наметить подходящую площадку для размещения камней;
- определить необходимое количество, размер и форму камней в соответствии с задуманной композицией;
- подобрать ассортимент камней, сочетающихся по стилю, структуре, фактуре, твердости;
- поверхность камней должна иметь естественный вид действия атмосферных осадков.
Прежде чем начать воплощать свою мечту о японском саде, научитесь понимать язык камней, подбирайте элементы, из которых затем можно составить законченную композицию.
Канонические приемы возведения сооружений из камней обязуют формировать соразмерный треугольник из одного основного (центрального) камня – сюсеки – и двух подчиненных камней: первого – фукусеки, второго – киакусеки. Образ треугольника заложен не только в основу сада из камней, но и в цветочную аранжировку икебаны, где три главных элемента мироздания – небо–человек–земля – расположены на разных уровнях.
Как в каменных, так и в цветочных композициях возможен отход от традиций, принятых в Японии. Присутствие каждого из элементов может только подразумеваться.
Правила архитектоники сада из камней допускают строительство сооружения из нескольких второстепенных камней фукусеки и киакусеки, составляющих вершину треугольника.
C XVII века в японских садах стали появляться рукотворные камни, которые мастера стремились приблизить к натуральным формам с помощью воды и мха. Основателем новаторских приемов в создании сада камней считается Кобори Энсю – крупнейший японский архитектор средневековья.
Японский сад камней пережил настоящую революцию, когда для композиций стали применяться обработанные камни с прямоугольными геометрическими линиями и заданными изогнутыми соединениями.
Симметричное расположение объектов – это отступление от традиций, когда каменные ансамбли сооружались из естественных форм, определенных природой.
Комментарии
Комментариев пока нет