«Корона» в Новосибирске

На фоне накрывающей Усть-Илимск первой волны коронавируса (идет ежедневный рост числа зараженных) нам показалась интересной информация о том, как первую волну пережили другие города и регионы, как они готовятся ко второй волне.

На этот раз речь пойдёт про почти соседний нам Новосибирск. Многие отпускники, вернувшись оттуда, рассказывали про магазины, где: «Извините, без масок не обслуживаем», про автобусы, в которые без масок не пускали, и другие меры безопасности, которые сильно впечатлили, особенно в сравнении с расслабленной ситуацией в Усть-Илимске.

В Новосибирске живет много бывших устьилимцев, они, как нормальные россияне, недовольны режимом повышенной готовности, но тем не менее почему-то ему следуют…

История «болезни» в Новосибирске длится уже несколько месяцев. Город пережил и дистанционку в школах, и удалёнку на работе, а также строгий масочный режим, долгие месяцы без кафе, ресторанов, фитнеса, кино и театров. Еще три недели назад Новосибирск спускался с плато по уровню заболеваемости. В июле начали открываться кафе и рестораны, большие магазины. Однако масочный режим действовал и действует.

«Корона» в Новосибирске

С чего все началось?

7 марта рейсом Москва-Новосибирск летели два жителя Кемерово, у которых был обнаружен коронавирус. Как только об этом стало известно, специалисты Роспотребнадзора, сотрудники полиции и медики разыскали их попутчиков. Жителей Новосибирской области среди них оказалось 56 человек – всех посадили на домашний двухнедельный карантин и у всех взяли анализы на COVID-19.

Уже 16 марта губернатор Новосибирской области подписал распоряжение о противодействии завозу и распространению новой коронавирусной инфекции. Это значило, что все новосибирцы, прибывающие из стран, где зарегистрированы случаи этой инфекции, должны самоизолироваться на 14 дней; работодателям рекомендовали измерять сотрудникам температуру, а на территории всего региона было решено ограничить проведение массовых мероприятий. Кроме того, вузы перешли на дистанционный формат обучения, а школьникам продлили каникулы.

18 марта в регионе был введён режим повышенной готовности. В тот же день в Новосибирске был зафиксирован первый случай заражения коронавирусной инфекцией.

И тут началось... Люди в одночасье раскупили в аптеках все защитные маски, а в магазинах с полок стали сметать крупы и туалетную бумагу. Региональный Минпромторг прошел рейдом по магазинам, цель которого была – успокоить возникшую панику и показать, что продуктов в регионе достаточно, дефицита нет и не будет. Также областной производитель «Медсклад» перешел на усиленный режим по выпуску медицинских масок. Через короткое время спрос на маски удалось удовлетворить.

Людей старшего возраста попросили избегать людных мест, поэтому на помощь пожилым вышли сотни добровольцев – они ходили за продуктами и в аптеки.

В то же время в регионе начали готовиться к вспышке заболеваемости – для пациентов с COVID-19 выделили 800 коек. А с 28 марта губернатор поручил приостановить все массовые мероприятия и закрыть непродовольственные магазины, торговые центры, заведения общепита, фитнес-центры, ночные клубы, кинотеатры, аквапарк, салоны красоты и все подобные организации. Городской транспорт перешёл на расписание выходного дня – стал ходить реже. Также закрылись многофункциональные центры (МФЦ) и даже стройплощадки.

31 марта, когда в регионе количество заражённых выросло до 9 человек, был введён режим самоизоляции и штрафы за его нарушение. То есть всем новосибирцам нужно было сидеть по домам и работать, по возможности, удалённо. Разрешалось только ходить в магазин за продуктами, соблюдая социальную дистанцию, выбрасывать мусор и выгуливать питомцев, но на расстоянии не дальше чем 100 метров от дома. С 1 апреля в городе заработала система экстренного оповещения, которая напоминала, что нужно оставаться дома, также каждый день приходили смс от МЧС с просьбой не покидать дома без экстренной необходимости.

На базе санаториев были созданы обсерваторы, куда на карантин помещали всех иногородних, прибывающих из-за рубежа. Кормили там, говорят, не очень сытно, да и сами санатории – далеко не «5 звёзд», зато вероятность распространения вируса существенно снижалась. Однако же сами новосибирцы дома сидеть не хотели, за что и получали штрафы. Для физических лиц штраф составлял от 15 до 40 тысяч рублей, если же из-за нарушения заболеют или умрут другие люди – от 150 до 300 тысяч, а в некоторых случаях вплоть до тюремного заключения.

С 3 апреля на карантин стали сажать и граждан, прилетающих из Москвы и Санкт-Петербурга.

И хоть электронные пропуска, как в Москве, не вводились, в Новосибирске начали штрафовать всех граждан за нарушение самоизоляции – то есть уже не только тех, кто должен был находиться на карантине. Наказание за праздное шатание по городу – до 30 тысяч рублей.

«Ковидная» вспышка

Несмотря на ограничения и штрафы, 12 апреля власти не запретили празднование Вербного воскресенья. Людей в тот день в церквях было так много, что во время молебна огромная часть пришедших стояла даже на улице.

И если, по данным областного «ковидного» оперштаба, ещё утром 11 апреля в регионе было зафиксировано 28 случаев заражения, то через неделю их количество увеличилось до 108, а ещё через неделю пациентов с коронавирусом было уже 347 и четыре летальных исхода… И только тогда запретили проведение религиозных массовых обрядов, церемоний с большим количеством людей, закрыли рынки и решили, что гражданам пока что не стоит посещать кладбища.

Долгое время не могли в Новосибирской области решить судьбу майских праздников. Но в итоге первомайские демонстрации отменили, а День Победы, как известно, перенёс сам президент. Кстати, традиционное шествие под названием «Монстрация», которое каждый год проходит в Новосибирске 1 мая, состоялось онлайн – люди делились в соцсетях фотографиями с абсурдистскими лозунгами под хэштегом #монстрация2020. И если сознательная молодёжь решила не выходить на улицу даже ради «Монстрации», то взрослая часть населения Новосибирска всё же отправилась гулять 9 мая целыми семьями, а кто-то даже прошёл по городу «Бессмертным полком».

Врачи, кстати, по этому поводу высказывали своё недовольство.

«Меня удивляет: я иду по улице на работу, потому что я должен идти на работу. А люди едут на дачу в электричке, потому что тёплые выходные! Или я видел, как большие компании молодых людей пьют пиво. Они воспринимают то, что сделано правительством [режим самоизоляции], как дни отдыха, а не как меру защиты. Это очень обижает! Смех и недооценка ситуации, которая происходит. Если люди хотят пощекотать нервы, пусть щекочут сами по себе. Прыгают с моста без верёвки, со скалы без парашюта. Выбор каждого — это выбор каждого. Рискуй, когда это представляет опасность только для тебя, а не для окружающих. Нужен адреналин — устрой себе адреналин. Других не надо подвергать опасности!» — приводит пресс-служба Минздрава НСО слова заведующего отделением реанимации инфекционной больницы №1 Новосибирска Александра Добровольского.

Народ за месяц устал от ограничений и запросился на воздух. Власть непоследовательно пошла навстречу народным массам – отменили часть ограничений. С 12 мая в регионе вновь открылись продовольственные рынки (везде, кроме Новосибирска), людям разрешили ходить на кладбища, а также гулять парами и заниматься спортом на свежем воздухе.

Да, к слову, всё это время гулять не разрешалось совсем. В Новосибирске были закрыты парки, скверы и набережная. Соответствующее распоряжение в конце апреля подписал мэр Новосибирска. Входы в парки и скверы были перегорожены, а в некоторых, более крупных, даже дежурила полиция.

Когда же наконец закончились общероссийские нерабочие дни, в Новосибирской области количество заражённых было 1 226, из них 77 детей. К тому моменту выздоровели 338 человек, 16 пациентов скончались.

К концу месяца в Новосибирске начали переоборудовать больницы в «ковидные» госпитали, а в одном из районов развернули первый в стране мобильный (читать – палаточный) госпиталь для пациентов с COVID-19.

«Корона» в Новосибирске. Обработка улиц

Тяжелые времена

Режим самоизоляции, длинные нерабочие дни, ограничительные меры – всё это сказалось на бизнесе. Многие новосибирцы остались без работы – кто-то временно, а кому-то и вовсе пришлось искать новую работу. Например, многие заведения общепита были вынуждены распустить персонал. Финансовая поддержка была – субсидии, отсрочки по кредитам, льготы – но не все смогли на этом выжить. Кто смог, ушёл в онлайн – фитнес-тренеры вели занятия в Zoom’е (Zoom — это программа для проведения онлайн видеоконференций и видеовебинаров — прим. авт.), там же встречались и актёры театров, а записи с репетиций они выкладывали для своих зрителей на YouTube.

Волонтёры продолжали совершать выезды к людям из группы риска, а также к тем, кто находился на карантине. Появились благотворительные фонды, активизировались местные депутаты – пенсионерам и многодетным семьям развозили бесплатные продуктовые наборы.

Режим самоизоляции тем временем был продлён до 30 июня. Также ввели строгий контроль по соблюдению масочного режима – людей без масок не пускали в общественный транспорт и не обслуживали в магазинах. За этим следили не только полицейские, но и региональный Минпромторг, который регулярно устраивал выездные проверки. Нарушителей штрафовали. В некоторых магазинах города покупателям стали предлагать обработать руки антисептиком на входе и выходе, везде проводилась регулярная дезинфекция, которой подвергались даже автобусные остановки и подъезды многоквартирных домов. Если на улице или в магазине кто-то чихнёт, от него шарахались, как от чумного. Все внезапно стали «ковидными» параноиками, а защитная маска превратилась в неотъемлемый атрибут выходного костюма. Однако были и «ковидные» диссиденты, которые плевать хотели на социальную дистанцию, жались в очередях к другим людям и буквально дышали в затылок. Но куда же без них?..

Первая волна схлынула

Рост заболеваемости пришёлся на июнь-июль. По данным оперштаба, на 8 июня в регионе было зарегистрировано 3 752 случая заражения коронавирусной инфекцией, 251 случай – среди детей. Ежедневный прирост заражённых составлял 105-109 человек. Режим самоизоляции продлили ещё на месяц.

Но… одновременно все же начали отменять некоторые ограничения. Бизнес задыхался. Так, непродовольственным магазинам разрешили возобновить работу, но не всем и на определённых условиях. Открыться разрешили лишь тем, у которых площадь торгового зала не больше 400 квадратных метров, а сам магазин имеет отдельный вход. Также сотрудников и посетителей обязали соблюдать масочный режим и другие меры безопасности.

6 июля после долгих переговоров рестораторов с областным правительством новосибирским кафе и ресторанам разрешили открыть летние веранды. Но при этом расстояние между столами должно было быть не менее 1,5-2 метров. Сам министр промышленности выезжал с проверкой, прихватив с собой измерительную рулетку. Может, это и было демонстрацией, но дальнейшие проверки, которые устраивали сотрудники Роспотребнадзора, держали рестораторов в тонусе и не позволяли нарушать предписанные меры.

Как бы то ни было, но спустя почти три месяца с начала пандемии новосибирцы наконец смогли посидеть в любимых кафе за чашечкой кофе или бокалом чего-то покрепче. Первое время случайно попасть на свободный столик было практически невозможно.

Буквально через неделю, 12 июля, в регионе был зафиксирован пик по количеству вновь выявленных заражённых – 121 человек за сутки. Но это, как уверяли в региональном Минздраве, лишь показатель того, что в области увеличилось количество тестов на COVID-19. Поэтому уже на следующий день, 13 июля, в регионе решили открыть торговые центры.

С 1 августа все учреждения культуры смогли возобновить репетиции, а спортсмены приступить к тренировкам, но опять же с соблюдением всех санитарных мер. Однако режим повышенной готовности в противодействии распространению коронавирусной инфекции продлили в регионе до конца лета.

В августе коронавирус в Новосибирской области пошёл на спад – суточный показатель был менее 100 заражённых. А 9 августа он впервые за долгое время упал до 52 вновь выявленных случаев заражения. Тем не менее смертность от коронавируса оставалась на прежнем уровне – 5-7 пациентов каждый день.

Проведение школьных линеек 1 сентября долго было под вопросом. Их всё же разрешили, но только для 1-х и 11-х классов. В самих же школах Новосибирской области ввели смешанный формат обучения, то есть дети посещают школу 4-5 дней, а 1-2 дня учатся на дистанционке. Также в школах создали специальное расписание уроков, чтобы развести потоки учащихся, за каждым классом закрепили кабинет, а в школах, где кабинетов не хватает, ввели вторую смену.

Наконец открылись фитнес-центры и тренажёрные залы. Там все сотрудники в масках и с дезинфицирующими средствами под рукой. Посетителям же маски носить не обязательно.

Совсем недавно, 12 сентября, к жизни вернулась и культура – открылись кинотеатры, театры и концертные залы. В тот же день в Новосибирске прошёл традиционный Сибирский фестиваль бега. Однако не без ограничений: решено было не рисковать здоровьем детей, поэтому самая массовая категория участников праздника бега — школьники — нынешний год пропустили.

Тем временем больницы, которые весь период пандемии служили госпиталями, возвращаются к прежнему режиму работы и возобновляют плановый приём пациентов.

Это конец?!

Новосибирские учёные считают, что расслабляться ещё рано – грядёт вторая волна коронавируса. Такой неоптимистичный прогноз получился после анализа всех цифр и графиков, связанных с COVID-19.

— По всей стране с 14 сентября будет наблюдаться рост выявленных случаев при условии увеличения тестирования, — заявила научный сотрудник лаборатории методов создания, исследования и идентификации математических моделей естествознания НГУ Ольга Криворотько.

На это, по мнению учёных, повлияет в первую очередь открытие школ и детских садов, в том числе потому, что дети являются пассивными переносчиками с относительно небольшой вирусной нагрузкой. Более значительную роль сыграют в росте заболеваемости открытые торговые центры и сезонные вирусные заболевания.

Да и люди уже устали от масок, перчаток и ограничений. В магазины и транспорт уже пускают без средств индивидуальной защиты – народ расслабился…

А тем временем четыре школы в Новосибирской области закрыли на карантин из-за коронавируса. Инфекцию находят не только у детей, но и у педагогов и других сотрудников образовательных учреждений. Также на карантин из-за коронавируса отправлены девятнадцать классов.

По данным оперативного штаба, на утро 16 сентября в регионе зафиксировано 12 260 случаев коронавирусной инфекции (+53 за минувшие сутки), в том числе 724 ребёнка. 11 016 пациентов выздоровели, умер 401 человек. В отделениях реанимации находится 44 пациента, на ИВЛ – 7.

Дарья Дмитриева, «Вестник УИ ЛПК»

Комментарии

Ваше имя:

Сообщение:

Комментариев пока нет