Усть-Илимск

Судомоделирование: как юные усть-илимцы создают корабли

Всё новое – это хорошо забытое старое. Трудно не согласиться с этим утверждением. В последнее время намечается тенденция к возрождению некогда популярных у молодёжи и взрослых увлечений, видов спорта, разнообразных кружков, секций и пр. Так, например, после некоторого забвения опять набирает популярность судомодельный спорт. В Усть-Илимске новую жизнь в него вдохнули в Центре детского творчества – здесь уже несколько лет работает соответствующий кружок.

Судомоделирование – это разработка и создание моделей судов различных размеров, классов и конструкций. Ещё в советские времена в Домах пионеров работали спортивно-технические кружки, где ребята осваивали азы судомоделирования, и это было весьма распространённым увлечением. Мальчишки мечтали стать смелыми капитанами большого корабля, покорять моря и океаны, сражаться с пиратами, открывать новые земли. И их мечты сбывались: создавая копии всевозможных крейсеров и линкоров, они выводили их на «большую воду».

Одним из таких мечтателей в детстве был и Артём Фадеев, руководитель кружка по судомодельному спорту ЦДТ. В совсем юном возрасте он «за- болел» кораблями: как и многие, грезил дальними и опасными плаваниями, представлял, как умело управляет судном в сильный шторм и руководит действиями своей команды. Эти мечты привели его, тогда ещё подростка, в судомодельный кружок, где он научился из нескольких дощечек, при помощи разных столярных и слесарных инструментов, куска наждачной бумаги и клея создавать уменьшенные копии практически любого корабля. Своё увлечение Артём Фёдорович пронёс через всю жизнь и стал КМС по судомодельному спорту. Теперь сам в свободное от основной работы время учит нынешних мальчишек премудростям этого сложного, но очень интересного ремесла.

Процесс создания модели – увлекательный и интересный. Сделать красивый корабль, который способен идти по поверхности воды, совсем как настоящее судно, не так просто, как сложить лодочку из бумаги. На создание единственной модели порой уходит не один месяц, а то и не один год. И для этого нужны определённые навыки и знания. В процессе работы ребята приобретают умения трудиться с разными инструментами и станками, учатся читать чертежи, знакомятся с конструкциями существующих аппаратов, с основами физики, изучают историю мореплавания и судостроительства.

«К нам приходят разные ребята. Кого-то приводят родители, у кого-то тут друг учится, и он заинтересовал своим увлечением товарищей, бывает, что подростки сами целенаправленно ищут кружок и находят его в стенах Центра, – говорит Артём Фёдорович. – Ежегодно записывается около тридцати мальчишек, но к середине учебного года остаются единицы. Всё-таки нелёгкая это работа. Большинство даже не имеет никакого представления о, например, стамеске или лобзике, что уж говорить об умении пользоваться ими. К сожалению, сегодня на уроках труда в школах этому практически не уделяется внимания. Молодёжь больше по компьютерам асы. Поэтому начинаем работу с азов, буквально с объяснений – какой инструмент для чего нужен, потом пробуем уже обращаться с ними. А это сложная, кропотливая работа – не каждый выдерживает и доходит до самого главного: разработки и создания модели корабля. Зато те, кто остаётся, добиваются отличных результатов».

Действительно, не у каждого хватит умений и терпения, чтобы своими руками собрать уменьшенную эдак раз в сто модель корабля. Да так, чтобы все детали, коих великое множество, были на месте. А ещё, модель должна обладать скоростными качествами и безукоризненно «слушаться» команды радиоуправления. Слабо такую сделать?! И мне вот тоже слабо...

А нашим мальчишкам всё по плечу, это подтверждают результаты соревнований различного уровня, на которые выезжают ребята со своим наставником. Воспитанники Центра детского творчества всегда достойно представляют Усть-Илимск на областных турнирах, ежегодно занимая призовые места как в личных, так и командных зачётах. И нынешний год не стал исключением. Совсем недавно наши земляки вернулись из Иркутска с зимних соревнований по судомодельному спорту и привезли отличный результат. Так, Родион Антонов занял 1 место в классе моделей «F4A» (радиоуправляемые модели-копии) и 1 место в классе моделей «ЁК-600» (масштабные модели военных кораблей, длиной до 600мм); Андрей Янцевич занял два вторых места в классах моделей «FSR-ECO Mini Expert» (гоночные радиоуправляемые модели) и «EL-600» (масштабные модели подводных лодок); Сергей Дзюба стал вторым в классе моделей «EN-600» (масштабные модели гражданских судов, длиной до 600мм) и третьим – в классе моделей «F2Ю» (радиоуправляемые модели-копии). По сумме набранных баллов ребята заняли второе общекомандное место. Победа далась не так легко. Все соперники, а их было 8 команд, ребята опытные, они представили на суд жюри модели отличного качества и показали высокое мастерство в управлении ими.

Призёры областных соревнований по судомоделированию

Вообще, как вид спорта, судомоделизм сравнительно молод. За годы своего развития он совершил огромный качественный скачок. При изготовлении моделей в настоящее время используют самые современные материалы, технологии, системы радиоуправления. Правила соревнований предусматривают участие шестидесяти разнообразных классов моделей, которые делятся на четыре группы. Конечно, турниры, на которые ездят ребята, – для новичков-любителей. Однако есть состязания и для профи, которые собирают участников из разных стран. И каких моделей тут только не увидишь! Есть исторические, данные о которых хранятся исключительно в архивах, и современные лайнеры и яхты, и точные копии подводных лодок, паровых судов и т.д. А какие захватывающие шоу устраивают спортсмены: реальные битвы военных кораблей, парады и прохождение строем целых флотилий, гонки парусных яхт и скоростных лодок и т.п.

«Сегодня, к сожалению, не так много детей занимается в кружке, как бывало раньше, – сетует Артём Фёдорович. – Этому есть объяснение. Во-первых, огромное разнообразие готовых радиоуправляемых игрушек в магазинах. Во-вторых, компьютерные игры и симуляторы, играя в которые ребёнок может хоть и виртуально, но всё же стать кем угодно, управлять хоть космическим кораблём, хоть морским. Но моё стойкое убеждение – несмотря на все возможности, открытые для современных мальчишек, ничто не заменит работу руками и головой. Каждый мужчина должен уметь пользоваться инструментом, читать чертежи и карты, разбираться в истории, физике и прочем».

А вот что говорят сами ребята: «Мне очень нравится создавать самые разные корабли. В кружке я занимаюсь уже третий год, в 9 лет меня сюда привёл папа. Знания, полученные здесь, мне уже много раз помогали не только что-то дома смастерить или на даче, но и в школе – например, я «подтянулся» по истории. Вообще я хочу стать архитектором, думаю, что знания, которые я здесь получаю, помогут мне в этой профессии, – говорит Андрей Янцевич. – Не знаю, как сложится жизнь, и кем я буду работать, но судомоделизм я точно не брошу. Спасибо Артёму Фёдоровичу – он так много с нами занимается, помогает, рассказывает немало интересного!».

А Родион Антонов, сколько себя помнит, хотел научиться делать корабли: «Я всегда мечтал заниматься судомоделизмом, – говорит он. – До того, как я узнал, что у нас в городе есть такой кружок, я посещал Школу искусств. Сначала с берестой учился работать, потом прошёл курс резьбы по дереву. Любовь к дереву у меня от деда – он с самого детства учил меня управляться с разными инструментами, мастерить интересные и нужные вещи. Два года назад я пришёл сюда. Понять принцип работы было не так уж сложно – опыт всё-таки большой, руки знают, что и как надо делать. А вот чему пришлось поучиться – так это чтению схем. Я сделал уже несколько моделей, не первый раз участвую в соревнованиях. В прошлом году в Новосибирске, на Всероссийских соревнованиях, я выполнил программу второго разряда по судомодельному спорту. И на этом останавливаться не собираюсь. Моя мечта – создать большую модель какого-нибудь корабля, научиться делать яхты, парусники. Я считаю, что судомоделизм – занятие не только интересное, но и познавательное, полезное. Мы изучаем строение кораблей, их предназначение, историю. Сами занятия прививают терпеливость, усидчивость, внимание, точность. Мне даже компьютерные игры стали не так интересны, как раньше: сделав уроки, я жду не дождусь, когда подойдёт время занятий».

Сергей Дзюба в кружок пришёл только в этом учебном году, но уже успел многому научиться: «Я теперь знаю, как обрабатывать разные материалы, умею управляться с инструментами, делать разметки, точно управлять моделями с помощью пульта. Мне нравится весь процесс создания модели, особенно волнительны испытания. Летом мы ходим тестировать суда на водохранилище. И самый классный момент, это когда ты спускаешь свой корабль на воду, и он начинает плыть, покорно исполняя команды! До следующих соревнований я постараюсь подтянуть свои знания и создать самую лучшую модель и занять первое место».

У наших ребят большой потенциал, в наличии знания и умения, имеются и амбиции, в самом хорошем смысле этого слова. Они могут и хотят выступать не только на областном уровне. К сожалению, пока выделяемого финансирования недостаточно, чтобы выезжать в другие регионы и участвовать во Всероссийских соревнованиях. И не каждый родитель может позволить себе организовать такую поездку ребёнку. Будем надеяться, что ситуация в скором времени изменится, чиновники обратят внимание на перспективный, стремительно развивающийся вид спорта, услышат просьбу о помощи и окажут поддержку – нужно дать возможность расти нашим детям, отвлечь их от гаджетов и научить думать, изобретать, работать с материалами.

Кстати говоря, заниматься в кружке (причём совершенно бесплатно) могут дети с 9 до 18 лет. Поэтому, если кто-то всерьёз задумается о том, чтобы сделать точную копию хоть самого "Титаника" или спроектировать свой эксклюзивный корабль, приходите в кружок – вас научат! Ещё добавлю, что, заинтересовавшись судомоделированием, любой человек откроет для себя новый мир. История мирового судостроения, старинные и современные корабли – всё это станет знакомым и близким. Помните, как ещё в детстве каждый пробовал сложить из бумаги кораблик и пустить его в большое плавание по ручейку талой воды, что бежал во дворе, и кораблик иногда уплывал далеко, а иногда – почти сразу уходил на дно, так и не достигнув воображаемого океана? Более сложные модели – это, конечно, не так просто, как тот первый бумажный кораблик. Однако труды стоят того: модели будут неповторимыми, а вы почувствуете себя настоящим конструктором судов.

Марина Железовская, «Вечерний Усть-Илим»