Усть-Илимским пожарным не до сна

30 апреля свой профессиональный праздник отмечают пожарные. О сути профессии и чем конкретно занимаются пожарные, когда пожаров нет, нам подробно рассказали в службе пожарной безопасности и чрезвычайных ситуаций (СПБиЧС) усть-илимского филиала АО «Группа «Илим».

Служба пожарной безопасности и чрезвычайных ситуаций (СПБиЧС) усть-илимского филиала АО «Группа «Илим»

Самый устойчивый миф про пожарного – когда нет пожара, он спит. Но за два дня моей работы в СПБиЧС я ни разу не встретила сонного пожарного.

СПБиЧС в Усть-Илимске борется с пожарами не только на объектах промплощадки, но и всегда готова помочь спасательным службам города в тушении пожаров в городе. СПБиЧС «Илима» – без преувеличения, самое оснащенное различным оборудованием подразделение в Иркутской области, там работают самые профессиональные спасатели.

Весь личный состав (пожарные-спасатели и газоспасатели) проходит подготовку по проведению пожарных, высотных, газоспасательных, аварийно-спасательных работ, умеет оказывать первую помощь пострадавшим.

Зачем пожарному быть газоспасателем?

У каждого человека, кто здесь работает, своя история выбора профессии. Вот сейчас, например, в третьей дежурной смене два сотрудника – Семен Шкареденок и Дмитрий Савчук учатся быть пожарными. Почему учатся? Потому что знать надо много, а еще больше – уметь.

– Я всегда хотел работать пожарным, но вся семья работает на железной дороге. Так что трудовой путь начал монтером пути, пять лет отработал в РЖД. Потом все-таки решил не изменять мечте – пойти в пожарные. Родители отговаривали. А я, как только пришел сюда, сразу понял, что это мое, что хочу здесь работать. Четыре месяца стажировки и учебы пролетели незаметно. Хотя было непросто. Здесь потребовалось голову включать, думать. Спасибо за помощь всей третьей смене и особенно моему наставнику командиру отделения Антону Владимирову, – рассказывает пожарный-спасатель Семен Шкареденок.

Кстати, в день, когда я была в службе ПБиЧС, Семен сдавал очередной зачет – по газодымозащитной службе. Сначала в теории рассказывал об особенностях работы газодымозащитника, регламентирующих документах, об устройстве и правилах работы в дыхательном аппарате. А затем на практике демонстрировал свои навыки. Норматив у газодымозащитника – надеть дыхательный аппарат, проверить его и подключить к работе за одну минуту. Семен уложился.

– Зачем ему навыки газоспасателя, если он – пожарный? – спрашиваю я у и.о. начальника СПАСС Павла Глушнева.

Оказывается, всё просто. Все должны быть взаимозаменяемы. Отделение газоспасателей состоит из пяти человек, и оно всегда должно быть в полном составе. Если кто-то заболел, ушел в отпуск, один из пожарных заменяет его. У газоспасателей в звене закреплены определенные номера и роли, и если одного не будет, выполнить правильно свои задачи они не смогут. Газоспасатели в свою очередь также изучают пожарное дело, чтобы в любой момент прийти на помощь пожарным. А что касается Семена, то, как пояснил Павел Глушнев, чтобы он мог работать газоспасателем, одного обучения мало, надо пройти аттестацию на право ведения аварийно-спасательных работ. Это – впереди.

Каждый пожарный должен знать!

С окончанием стажировки учеба и тренировки не заканчиваются. Учиться надо постоянно в режиме 24/7. В 8:00 смена заступает на службу, а в 9:00 начинаются занятия. Все как в школе – с тетрадками, ручками и карандашами: смена сидит за партами и изучает нормативные документы, схемы объектов филиалов, других предприятий, которые по договору охраняют пожарные. Тетради проверяет начальник смены, и раз в квартал – начальник СПАСС. А вдруг что-то упустили.

Кстати, новый целлюлозно-картонный комбинат еще строится, а сотрудники СПБиЧС уже изучают схему расположения объектов. Спрашиваю, зачем пожарным столько теории и документов. И.о. начальника караула второй смены Андрей Зарубин поясняет:

«Личный состав постоянно должен быть готов к любой ситуации. Сотрудники должны знать все объекты филиала, технологические процессы каждого цеха, строительные и конструктивные особенности зданий, наружное и внутреннее противопожарное водоснабжение и другое. Представьте, на какой-то отметке что-то произошло, а они не знают, куда идти. И кроме того, на месте при аварии уже некогда будет рассказывать, что и как делать. Поэтому все объяснения – на занятиях и тренировках, а на месте – только слаженные действия. А потому у нас регулярно проводятся пожарно-тактические занятия и учения на охраняемых объектах, во время которых отрабатываем не только действия личного состава, но и действия персонала. Бывает и внеплановая подготовка. К примеру, что-то произошло на других комбинатах или в других организациях, мы разбираем это в теории, а потом на практике отрабатываем».

Никита Калинин, пожарный-спасатель третьей смены:

– Я быстро втянулся. До этого работал водителем. Мне все интересно, всегда мечтал быть пожарным. Теоретическая подготовка поначалу пугала, объем информации большой, много чисел, данных, характеристик, приказов. Но потом привык, если есть желание, выучить можно все. У нас, как правило, первая половина дня отводится на подготовку. Все наши действия должны быть отработаны до мелочей: раскатка рукавов и прокладка магистральной линии, сбор и выезд по тревоге, надевание боевой одежды, проверка дыхательного аппарата и его включения в работу и многое другое.

И.о. дежурного инженера-руководителя второй смены Андрей Зарубин:

– Любой новичок независимо от подготовки сначала проходит стажировку. Его определяют в смену, закрепляют за ним наставника из числа командиров отделения. Стажировка длится семь дежурных смен, и три дня он ходит в день, смотрит, читает документы. Объем очень большой: документы по служебной подготовке, по пожарно-техническому вооружению, приказы филиала, приказы МЧС России и многое другое. За семь смен стажер должен изучить работу как в теории, так и на практике. А итог стажировки, конечно, – экзамен. Кстати, у нас были случаи, когда приходили люди, думали, что тут ничего не надо делать. А когда понимали, что на отдых времени почти нет, сразу уходили.

Нелегко в учении с полным снаряжением…

– Снаряжение пожарного весит примерно тридцать килограммов: сапоги, боевка, пояс, шлем, дыхательный аппарат. Плюс пожарно-техническое вооружение. И с этим весом мы должны выполнить боевую задачу и эвакуировать пострадавших. У газоспасателей снаряжение весит примерно столько же. Плюс дополнительную нагрузку им доставляет работа в костюмах химической защиты и в дыхательных аппаратах. Так что физическая подготовка для нас очень важна, – говорит Павел Глушнев.

В расписании для физической подготовки и отработки нормативов отводится специальное время. Кроме того, раз в квартал весь личный состав сдает зачет по физподготовке: бег, подтягивание, отжимание. В течение года проходят различные спортивные соревнования, как внутри службы, так и гарнизонные. К слову, именно сотрудники СПАСС составляют костяк команды «Илим» на городских соревнованиях и спартакиадах. И без преувеличения, благодаря постоянным тренировкам команда всегда занимает первые и призовые места.

И, конечно, большое внимание уделяется профильному виду – пожарно-прикладному спорту (ППС). В день, когда я была в службе, третья смена отрабатывала нормативы пожарно-прикладного спорта с 16 до 17 часов. По программе дня у пожарных был подъем по штурмовой лестнице. Я почему-то была уверена, что тренировки ничем не отличаются от соревнований по ППС. Но оказалось, что все нормативы отрабатывают в боевой одежде. И вообще условия тренировок максимально приближены к боевым.

Старший пожарный-спасатель третьей смены Степан Гулевич – мастер спорта России по кикбоксингу, говорит, что несмотря на хорошую физическую подготовку, пожарно-прикладной спорт – это совсем другая технология:

«Физическая подготовка много значит. Если бы у меня не было спортивной базы, было бы сложнее. Профессия пожарного – достойная работа для мужчины и повод для гордости. Когда ликвидируешь загорание или помогаешь пострадавшим в ДТП, понимаешь, что кроме нас сейчас никто не сможет помочь, и выкладываешься на сто процентов. Я семь лет работаю здесь. Поначалу было немного непривычно, надо было приучать себя к распорядку, ответственности. Спасибо наставнику Олегу Каргопольцеву, он тогда у нас был командиром третьего отделения, а сейчас – дежурный инженер – руководитель первой смены. Помог мне сориентироваться в профессии. Да и всей третьей смене, с кем я работаю».

Все по строгому распорядку

Рабочая смена пожарного подчинена строгому распорядку с жестким распределением обязанностей.

Как рассказал дежурный инженер – начальник третьей смены Максим Хрущев, каждый караул выполняет определённые функции согласно специализации. Например, первый караул ремонтирует и обслуживает средства индивидуальной защиты органов дыхания и занимается подготовкой газодымозащитников, второй следит за водоснабжением в охраняемом районе (исправность пожарных гидрантов и пожарных водоёмов), третий обслуживает и ремонтирует пожарные рукава, четвертый обслуживает и ремонтирует пожарно-техническое вооружение и аварийно-спасательное оборудование.

В день моего визита по расписанию дня третий караул (смена) как раз занимался проверкой и ремонтом пожарных рукавов. Утром бойцы все рукава испытали – проверили их на прочность напором воды под давлением 16-20 кг. Те, что не прошли испытания, и если их можно еще использовать – после обеда отремонтировали.

– В процессе эксплуатации рукава могут порваться, пробиться и даже частично выгореть. В боевом расчете должны быть только исправные рукава. Срок службы у каждого индивидуален, может и год лежать, а можно и за месяц несколько списать. На каждый рукав у нас ведется электронный паспорт. В нем отражается вся история: когда проводились испытания, когда поставили в боевой расчет, когда ремонтировали. У нас на вооружении четыре вида рукавов разных диаметров, разной пропускной способности, – поясняет Максим Хрущев.

Ремонт рукавов я видела впервые. В нем участвуют все: одни срезают поврежденные участки, другие присоединяют полугайку к рукавам. И здесь есть свои нюансы и тонкости. Все должно быть сделано правильно, четко, а главное – крепко-накрепко. После ремонта рукава вновь испытают, высушат и положат в рукавное хозяйство.

Пока нет пожаров, пожарные не спят

Пока личный состав занимался ремонтом рукавов, дежурный по громкой связи объявил: «Второй ход (отделение – прим. авт.) – на корректировку карточек и планов тушения пожаров». Как-то быстро и незаметно для меня часть бойцов уехали на лесную биржу: произошли изменения в подразделении, поэтому необходимо их обсудить с руководителями цеха и отработать схему расположения объекта, количество сотрудников, какая пожарная нагрузка у зданий цеха, сколько воды требуется для подачи на тот или иной объект.

А спустя еще несколько минут отделение газоспасателей уехало на «кисловку» (чистка котла кислотой – прим.) на комбинат. Как пояснил газоспасатель Сергей Смирнов, когда в цехах комбината подают кислоту, всегда вызывают газоспасателей. Их задача – смотреть за трубопроводами, чтобы нигде не было течи, свища. А если вдруг такое произойдёт – своевременно отреагировать и наложить бандаж.

Учений с выездами у третьей смены в этот день не было. И они бывают не каждый раз, и всегда происходят неожиданно. А как иначе проверить готовность?!

После 18 часов у смены начинается дозорная постовая служба – бойцы проверяют в цехах комбината соблюдение требований пожарной безопасности. Днем – это обязанность инженеров отдела по профилактической и надзорной деятельности. Ночью сотрудники СПАССа проверяют объекты филиалов: по очереди выезжает первый ход, второй, третий.

Так что спать усть-илимским пожарным точно некогда, даже когда пожаров нет.

Оксана Квинт, «Вестник УИ ЛПК»

Комментарии

Ваше имя:

Сообщение:

Комментариев пока нет