Семейное обучение: альтернатива или «хорошо забытая» новая традиция?

Семейное обучение

Нам нечасто приходится слышать о семейном образовании, хотя такая форма обучения детей закреплена законодательно и имеет право на существование.

Семейное образование часто путают с экстернатом или домашним обучением. Но это три разных вида образования. В экстернате ребёнок не числится в составе конкретного образовательного учреждения. Он получает знания самостоятельно, имея возможность осваивать программу быстрее своих ровесников, например, программу двух классов за один год. Знания он подтверждает, проходя промежуточные и итоговые аттестации в учебном учреждении, которое имеет государственную аккредитацию.

Ребёнок, находящийся на домашнем обучении, не посещает школу из-за состояния здоровья, что подтверждается медицинскими справками. При такой форме обучения школа контролирует учебный процесс и помогает родителям организовать его.

Семейное образование можно сравнить с экстернатом. Ребенок так же получает знания самостоятельно и подтверждает их сдачей экзаменов. Однако есть существенное отличие: при семейном образовании ребенок числится в списках учеников конкретной школы, которая обеспечивает его учебниками и другими необходимыми материалами. При этом школа контролирует не сам учебный процесс, а качество полученных знаний. Экстернат даёт семье гораздо больше свободы, не имея привязки к конкретному учреждению, семья вправе сама выбирать место и форму аттестации – будь то очная школа по месту жительства или заочный образовательный институт.

Даже в государствах с хорошо развитой системой образовательных учреждений семейное обучение пользуется популярностью. На законных основаниях оно существует во многих странах.

В крупных городах России немало детей, которые получают семейное образование. Их родители объединяются в сообщества, чтобы вместе решать возникающие проблемы, помогать и поддерживать друг друга.

Усть-Илимск не стал исключением. Три ребёнка из разных школ перешли на такую форму получения знаний. Мама одного из них, Светлана Петровна, обратилась в редакцию с просьбой помочь ей найти единомышленников. Недавно её семья вступила на нелёгкий путь семейного образования. Опыта нет, сомнений много, но есть убеждение, что решение принято правильное.

На протяжении всех лет обучения в школе у её сына были проблемы. Мальчик с нормальным уровнем интеллекта, но очень медлительный – такой тип нервной системы. Он понимает и усваивает знания, но ему для этого нужно больше времени, чем другим детям. На почве этого возникали трудности с обучением, а успеваемость снижалась.

В перспективе была медико-психологическая комиссия и обучение в коррекционной школе. А по окончании этой школы особых социальных лифтов не предполагается. Родителей это не устраивало, и Светлана Петровна решила перевести сына на семейную форму образования и супруг её в этом поддержал.

В школе, где учился сын, к этому решению сначала отнеслись настороженно, но оказали всю необходимую помощь. Светлана Петровна консультируется с педагогами по всем вопросам, которые вызывают у неё затруднения.

Мальчик, который был в числе отстающих и потерял интерес к учёбе, сейчас занимается с желанием. Даже математика перестала казаться ему такой сложной. А ещё он увлеченно рисует.

В семейном образовании есть свои плюсы и минусы. Ребенку, в частности в младших классах, необходимо постоянное участие родителей. Для этого мама или папа должны иметь достаточно свободного времени. Светлана этим временем располагает. В её большой семье каждый из четырёх детей имеет свой уникальный опыт обучения.

Не каждый предмет ребенок может изучить с помощью родителей. Но Светлана Петровна развеяла мои сомнения:

– Есть Интернет, видео-уроки, которые ведут специалисты высокого класса, включая профессоров. На крайний случай есть репетиторство. Английским языком сын занимается с репетитором.

Имеется ещё один аспект – социальная адаптация. Есть мнение, что детям, которые получают семейное образование, в дальнейшем может быть непросто выстраивать отношения во взрослой жизни. Но для её сына, как считает мама, общения достаточно: в семье, в кружках, во дворе. Впрочем, главное сейчас для Светланы Петровны и её сына – войти в стабильный учебный ритм. Ведь семейное образование для того и существует, чтобы ребёнок получал знания в комфортных условиях.

Ещё одна героиня нашего рассказа – Екатерина – мама, планирующая перевод ребенка на семейную форму обучения, педагог по роду деятельности. Она рассказывает, что для неё выбор альтернативной формы обучения – это как образ жизни, как средство дать ребёнку что-то большее, чем учебная программа, т. к. дети дома могут охватить больший объём информации, познать многое, что не в состоянии вместить школьная программа. Очень подкупает тот факт, что дети-семейники могут тратить меньше времени на учёбу ввиду индивидуального подхода и отсутствия стандартных домашних заданий. Высвобожденное время можно посвятить любимому занятию, кружкам, студиям.

На такие мысли Екатерину навёл наглядный пример – семья наших земляков, покинувших ныне город, выбрала для своих детей семейное обучение. Ребята серьезно занимаются спортом, сейчас один из них поступил в спортивную школу, учителя им довольны, второй пока продолжает учиться дома. Надо сказать, что родители их работают удаленно, что позволяет обоим активно участвовать в процессе обучения и воспитания детей.

Бурно растущая популярность альтернативного образования и концентрация в его среде деятельных и активных родителей привлекает к нему самых разных людей – в Интернете можно найти массу обучающих ресурсов, которые в ответ на существующий социальный запрос готовы предложить как совершенно бесплатный, так и коммерческий образовательный продукт.

Семейное обучение – это ещё одна форма образования, которая позволяет выстроить индивидуальную образовательную траекторию, что, кстати, предусматривает Федеральный государственный образовательный стандарт.

Газета Усть-Илимская правда

Комментарии

Добавить комментарий
Семейное обучение: альтернатива или «хорошо забытая» новая традиция?

Комментариев пока нет. Добавьте первый!

Поделиться страницей: