Когда закончится эпопея с ремонтом Усть-Илимского моста?

Вот уже более пяти лет длится капитальный ремонт моста через Ангару. Почему «длится», – могут спросить некоторые, – ведь работы были завершены ещё в 2012 году, официальные документы, в том числе акт приёмки, давно подписаны? Да потому, что с тех пор, как объект «сдали-приняли», здесь уже неоднократно проводился «ремонт ремонта». Но, несмотря на это, техническое состояние моста ещё далеко от идеального. И передвижение по нему по-прежнему остаётся небезопасным.

Напомним, что мост, соединяющий две части нашего города, был введён в эксплуатацию в 1973 году и до 2011 года ни разу капитально не ремонтировался. За долгие годы активного использования верховая его часть, та, которая предназначена для движения пассажирского транспорта, практически полностью пришла в негодность, специалисты оценивали её состояние как аварийное. Средства на капремонт требовались немалые, и в скудном городском бюджете их не было. Привлечь инвестиции удалось с помощью долгосрочной целевой программы модернизации города. Ведь Усть-Илимск как раз незадолго до этого был включён в перечень моногородов, получающих федеральную финансовую поддержку на развитие собственных проектов. Ремонт моста стал частью программы, и в мэрии приступили к подготовке документов: оценили степень изношенности стратегического объекта, составили необходимые сметы, провели электронные торги на определение подрядчика и т.д. По итогам аукциона право на выполнение капитального ремонта получила ОАО «Дорожная служба Иркутской области». Итак, контракт, цена которого составила 271 миллион 565 тысяч 630 рублей, был подписан в январе 2011. А весной фирма-подрядчик приступила к работам, и, надо сказать, что, по условиям контракта, их объём был весьма обширен. Так, за первый строительный сезон предстояло снять старый асфальт, демонтировать покрытие из бруса и рельсы. После этого дорожники уложили железобетонные плиты, гидроизоляцию и новый асфальт. При этом, как заверяли работники Администрации, использовались качественные современные материалы. К примеру, мостопласт (битумно-полимерный наплавляемый рулонный гидроизоляционный материал – прим. авт.) и полимерная сетка в качестве укрепляющей арматуры. Кроме того, этим же летом и осенью были отремонтированы опоры, сделаны новые деформационные швы и бордюры, проведён водоотвод, обновлено освещение и покрашены пролётные строения. Как утверждали тогда представители фирмы-подрядчика, они хотели успеть пустить движение по переправе к зиме, поэтому, чтобы защитить основной слой асфальта, использовалось временное покрытие, которое добротным качеством не отличалось. Тогдашний городской глава В.С. Ташкинов с гордостью отмечал, что, благодаря Дорожной службе, все основные работы, ход которых отслеживал специально созданный штаб при Администрации, были сделаны за шесть месяцев против запланированных шестнадцати. Несмотря на то, что далеко не все работы были завершены, городские власти решили-таки провести церемонию открытия движения по мосту с размахом: "с медведями, с четвёркой лошадей, с песнями-плясками" и заодно пиаром собственных персон. Как позже показала жизнь, сделано это было преждевременно.

Следующей весной временное покрытие сняли и уложили постоянный слой асфальтобетона с полимерными добавками. К июлю 2012 года подрядчик полностью завершил все оставшиеся работы, предусмотренные контрактом: отремонтировал подъезды к переправе по километру с каждой стороны и обустроил пешеходный тротуар по всей длине моста.

Для всех муниципальных контрактов разработаны определённые процедуры, которые необходимо выполнять. К примеру, перед тем как оплатить работу подрядчика, нужно проверить качество работ и провести профессиональную экспертизу используемых материалов. В случае с мостом, подрядчик под контролем Администрации взял пробы асфальта и отправил на экспертизу в специализированную организацию. Испытания проводил проектный комплекс «Гидропроект» ОАО «Иркутскгипродорнии», который и дал заключение: асфальтобетонная смесь соответствует ГОСТу, к использованию пригодна. В итоге работы заказчиком, т. е. городской Администрацией, были приняты, хоть и с некоторыми оговорками, соответствующие акты подписаны.

Однако эйфория и у горожан, и у чиновников прошла довольно быстро. Практически сразу после открытия моста стали проявляться недочёты в ремонте. Уже на следующий год всем стало очевидно, что работы выполнены из рук вон плохо. А спустя два года «инновационное» дорожное покрытие сильно износилось, появились ямы, выбоины, чётко выраженная колейность на всём протяжении, трещины, начали выходить из строя новые светильники. Всё это могло спровоцировать дорожно-транспортные происшествия, а значит, угрожало жизни и здоровью устьилимцев. Специалисты Департамента жилищной политики и городского хозяйства обследовали аварийные участки и указали на них руководству подрядной организации. Согласно условиям муниципального контракта, на ОАО «Дорожная служба Иркутской области» возлагаются гарантийные обязательства. Так, в течение 5 лет фирма обязана обслуживать мост, при этом после каждого последующего ремонта срок гарантии автоматически продляется ещё на 5 лет. При этом все работы подрядчик обязан выполнять за свой счёт. Представители ДСИО с претензиями пусть и не сразу, но согласились, и в середине лета 2014 года рабочие начали «залатывать» дыры в ещё свежем, но уже разрушившемся асфальте. При этом требовалось вновь отремонтировать 800 кв. метров дорожного полотна на мосту, а также подъезды к нему. Вместо того чтобы полностью снять некачественное полотно и уложить новый асфальт, рабочие вырезали несколько участков на свой выбор и заполнили их горячим асфальтом. Кстати говоря, такой «ремонт» является лишь временной мерой. К тому же качество работ оставляло желать лучшего: колейность никуда не делась, стыки на участках «старого» и «нового» асфальтобетона были слишком неаккуратными, и свет горел не везде. Да и сроки на этот раз не соблюдались: техника то приезжала на объект, то её по нескольку недель не было видно, поэтому ремонт затянулся до поздней осени и выполнен был не до конца. Специально созданная комиссия неоднократно обследовала мост и выносила предписания подрядчику об устранении выявленных нарушений. Тот, в свою очередь, с ними соглашался, но исправлять не торопился. Ещё тогда бывший начальник Департамента жилищной политики грозил подрядчику судом, но осталось всё только на словах.

В прошлом году ДСИО вновь выполнила так называемый ямочный ремонт, но уже с применением струйно-инъекционной технологии укладки асфальта при помощи специализированной машины БЦМ. Плюсом технологии является низкая, по сравнению с традиционными и литьевыми методами, стоимость ремонта. Ведь данная технология не требует нарезки карт, приготовления смеси и позволяет проводить очень быструю реставрацию. Используется для залатывания тротуаров, пешеходных дорожек, парковок перед небольшими магазинами и не подходит для применения на дорогах общего пользования. При этом применение данной технологии контрактом не предусмотрено, и к тому же работы подрядчик с Администрацией не согласовывал. А после этого ДСИО вообще от выполнения своих обязательств относительно этого объекта устранилась – больше года никаких работ здесь не проводится, с местной властью представители фирмы общаться не желают.

Последнее обследование моста комиссия Департамента жилищной политики и городского хозяйства проводила в июне этого года. Кстати, в осмотре принимал участие и представитель Усть-Илимского филиала ОАО «Дорожная служба Иркутской области». Как нам рассказали в Департаменте, техническое состояние стратегического объекта города сильно ухудшилось. «Дорожное полотно неумолимо разрушается, выбоины и ямы становятся больше, их количество увеличивается, – говорит Денис Мальцев, ведущий инженер отдела технической и дорожной деятельности. – Треть осветительных приборов не функционирует, часть их вообще отсутствует. Более того, стали разрушаться даже пешеходные дорожки, которыми практически никто не пользуется, что также говорит о низком качестве используемой смеси асфальтобетона. Мы приняли решение, по которому подрядная организация должна была устранить все замечания в течение 25 дней после обследования. Но на призыв никто не отреагировал. Они просто не выходят на связь». Сейчас Департамент готовит исковое заявление в суд. Однако для того чтобы призвать фирму-подрядчика к исполнению обязательств и выплате неустойки, необходимо документально подтвердить факты нарушений в ходе выполнения ремонтных работ: использование некачественных и непредусмотренных контрактом материалов, срыв сроков и пр. Это может сделать только независимая организация, имеющая соответствующую лицензию. Департамент уже трижды выходил на электронную площадку по определению подрядчика для этих работ, но участвовать в торгах пока никто не изъявил желания. А пока суд да дело, время неумолимо уходит: постепенно истекает срок гарантийных обязательств, и вопросов ещё остаётся слишком много и к одной, и к другой стороне. Почему заказчик (Администрация под руководством бывшего мэра) полностью оплатил работу подрядчика, если к качеству работ имелись претензии? Почему в суд решили обратиться только сейчас? Удастся ли Администрации доказать недобросовестность подрядчика? Возьмётся ли он заново "капиталить" мост или заплатит все неустойки и вернёт средства за некачественно выполненную работу? Будем следить за развитием событий.

Марина Железовская, «Вечерний Усть-Илим»

Комментарии

Ваше имя:

Сообщение:

Комментариев пока нет