Проблема с освещением в Усть-Илимске остается актуальной

Усть-Илимск

Каких только проблем не существует в Усть-Илимске! Далеко не последнее место в их перечне занимает слабое наружное освещение. Если летом «чёрные дыры» в виде тёмных дорог и закоулков были менее заметны, то с приходом зимы горожане всё чаще стали жаловаться на них. Тревога людей вполне объяснима, ведь мрачные улицы – не только «рай» для хулиганов и злоумышленников, но ещё и постоянный источник опасности для водителей и пешеходов. Наши читатели стали обращаться в редакцию с просьбами разобраться, почему даже на улицах, где есть фонари, всё равно темно.

Ночь, улица, фонарь, аптека… Хотя этот «блоковский» маршрут может завести усть-илимцев и куда похуже. К снежным накатам на тротуарах и ледяному асфальту проблем людям добавила и их слабая освещённость. Это явление мы наблюдаем ежегодно, с наступлением осенне-зимнего периода, когда заметно укорачивается день, рано опускаются сумерки, и город погружается во тьму. Всё потому, что некоторые улицы до сих пор освещены не везде, а многие фонари вышли из строя и горят через один.

Те, кто за рулём, сетуют, что раньше Усть-Илимск освещался лучше. А сегодня едешь с включёнными фарами при свете уличных фонарей, и всё равно приходится напрягаться – очень плохая видимость! Те, кто передвигается "на своих двоих", как правило, жалуются на плохо освещённые пешеходные переходы и внутридворовые дорожки. Жертвы уличных воришек считают, что будь на улице побольше фонарей, они заметили бы приближающуюся угрозу и покрепче держали бы свои сумки. А так только и жди, что кто-то неожиданно выскочит из тёмного переулка!

«В центре города у нас относительно светло. Но если отойти на периферию, то начинаются проблемы. Я живу в 10-ом микрорайоне, здесь некоторые участки плохо освещены. У меня автобус на работу уходит в семь утра. Пока дохожу до остановки, несколько раз спотыкаюсь из-за того, что плохо видны пешеходные дорожки. А в сезон гололедицы и вовсе рискуешь получить травму: на тротуарах скользко, лужи со льдом, не видно, куда наступаешь. Поэтому приходится подсвечивать путь мобильным телефоном. Нечего и говорить о безопасности прогулок. В потёмках всё что угодно может случиться: человек может упасть или «получить в глаз». Для криминальных элементов – это широкое поле деятельности», – говорит жительница Ольга Михайлова.

«У нас, в 9-ом микрорайоне, света нет вообще. На пересечении Мира и Белградской цивилизация заканчивается. Возвращаться с работы приходится в потёмках. Этим летом наконец-то по улице Энгельса сделали тротуар и автобусную остановку. А света как не было, так и нет. Темнота жуткая. И как к остановке добираться? Машины со своими тусклыми фарами не видят идущего человека, мы рискуем попасть под колёса. Да и по Дружбе Народов, как говорится, «хоть глаз выколи», – рассказывает горожанка Александра Гревцова.

И это далеко не все уголки города, которые сегодня окутала непроглядная мгла. Мы прошлись по вечернему Усть-Илимску и убедились: до «светлого будущего» ему ещё очень далеко. Не скрою, первые впечатления от начинающего гореть всеми огнями центра правобережья – радужные. Но стоит заглянуть даже не в самые отдалённые проулки, как на душе становится гораздо мрачнее.

Начнём со 2 микрорайона, а именно, с пешеходных дорожек, что обрамляют лесной массив по улице Мечтателей. Со стороны домов с нечётными номерами их озаряет гордый ряд фонарей, причём горящих весьма ярко, а с противоположной – кромешная тьма. Освещение здесь представлено одиноким светильником на углу 32-го дома. Женщины прижимают сумки, почти трусцой проскакивают эти мрачные и пустынные участки, стараясь держаться тротуаров, на которые попадает свет из горящих окон.

Через тёмный овраг лежит путь ребят к знаниям и к детсаду «Подснежник» в 5-ом микрорайоне. Лесной массив здесь достаточно большой, а фонари можно пересчитать по пальцам одной руки. «Детей приходится провожать на занятия с фонариками, – говорит Инга Зарубина. – Благо сейчас снег лежит, ещё хоть как-то можно идти. А по весне-осени идёшь и боишься, как бы не убиться – тьма-тьмущая».

Как в тёмный колодец, ныряют прохожие и в неосвещённый центр 7-го микрорайона. И хотя ещё летом на пути к детскому саду «Рябинка» и школе №12 появился ряд осветительных приборов, они до сих пор почему-то не светят. Благополучно выбраться из этой местности можно, только пока горят прожекторы на стадионе «Лесохимик».

Сумерки накрыли не только внутриквартальные территории, но и некоторые усть-илимские магистрали. Без света сегодня остаётся участок улицы Карла Маркса от Белградской до пересечения с Энгельса, дорога по улице Интернационалистов, что ведёт в Лечебную зону, соседние улицы Гагарина и Надежды, часть дороги по проспекту Дружбы Народов, участок левобережной трассы в районе магазина «Колорит», дорога в «Стройдвор». На улице Мечтателей, между 1 и 4 микрорайонами, светильники есть, но не во всех плафонах можно увидеть лампочки. На центральном проспекте Мира фонарные столбы горят, что называется, «через один», причём «спят» некоторые прямо над пешеходными переходами, о чём сильно негодуют автомобилисты. «Видимость на Мира плохая. Иной раз стоит пешеход во всём чёрном, а его не видно, потому что «зебра» утонула во мраке. Если пешеход ещё видит машину с горящими фарами, то у водителя обзор гораздо меньше. Как тут не будут ДТП происходить, извините? Нельзя всё только на лихачей списывать! – говорит таксист Дмитрий Акишев. – По мне, света в городе недостаточно, даже при условии, что кое-где установили современные светодиодные светильники. Теоретически, с точки зрения тех, кто их поставил, они светят нормально, но для нас, горожан, – плохо! Луч слишком узкий, слабый свет даёт. Лучше бы ставили лампы старого образца, которые дают жёлто-оранжевый свет. Вот они очень яркие, где стоят, там всё видно хорошо». «Какая-то интересная у нас система освещения. В последнее время я еду на работу по темноте и возвращаюсь тоже. Раньше как-то следили за этим: когда темнеет, тогда и включали. Сейчас уже в шесть вечера – мгла кругом, фонари не горят. Утром, в начале девятого, когда ещё город в сумерках, – свет выключают. Наверное, экономят на электричестве… Но разве можно экономить на безопасности жителей? Того и гляди, кто-нибудь выскочит на дорогу, а ты в потёмках и не заметишь», – рассказывает автолюбитель Сергей Филиппов. Опасения автомобилистов разделяют и пешеходы.

«Я шла с внучкой из садика. На пешеходном переходе по Димитрова, 2 мы вынуждены были пропускать все машины. Освещение плохое, и мы боялись, что водители на повороте нас не разглядят. Вроде лампочки в фонарях новые стоят, тоненькие какие-то, а светят еле-еле, – говорит Галина Васильева. – Минут пятнадцать стояли, ждали, пока дорога опустеет, а потом бегом перебежали».

О том, что усть-илимские фонари «льют» недостаточно света на тёмные дороги, свидетельствует и печальная статистика. Так за последний месяц зарегистрировано несколько дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими, все они случились в тёмное время суток. Последнее произошло 7 ноября в районе правобережного кассового центра. Как сообщают сотрудники ГИБДД, на проспекте Мира в тот вечер отсутствовало уличное освещение. Мужчина переходил дорогу по нерегулируемому пешеходному переходу. Поскольку одет он был в тёмную одежду без светоотражающих элементов, водитель не заметил его. С различными травмами горожанин был доставлен в больницу. Стоит отметить такую закономерность: большинство аварий происходит в утренние и вечерние часы, когда видимость существенно затруднена и, как правило, по причине погасших фонарей. Не оттого ли, к слову сказать, всех пешеходов хотят обязать в ночное время суток использовать светоотражающие стикеры на одежде? Это ведь, действительно, будет гораздо экономичнее, нежели качественно освещать дороги фонарями.

А между тем для наружного освещения существуют определённые нормативы – СНиПы. Согласно им, средняя освещённость магистральных дорог, где большой поток транспорта, должна быть 15-20 люкс, а дорог внутри кварталов – всего 4-6 люкс. При этом вечером и ночью должны работать не менее 95 процентов светильников, а погасшие лампы не должны располагаться одна за другой. У нас же эти правила соблюдены далеко не везде. И такое положение дел не устраивает устьилимцев. Они хотят знать, когда на тёмные участки Усть-Илимска прольётся свет?

Как рассказал Дмитрий Курапов, ведущий инженер ПТО Департамента жилищной политики Администрации города, всё освещение в Усть-Илимске условно можно разделить на две части – наружное и внутриквартальное. К первой части относится свет на магистральных дорогах, проездах к домам и пешеходных дорожках в лесопарковых зонах. Отвечает за эти участки муниципалитет. Подсвечивать школы и другие объекты социальной сферы должны профильные ведомства, а внутридворовые территории – управляющие компании.

Всего в реестре городского имущества значится около двух тысяч светильников. В год они потребляют энергию стоимостью порядка 5 млн рублей. Ещё около 3,5 млн власти тратят на их содержание и обслуживание. В левобережье каждый вечер зажигает фонари и гасит их утром компания ООО «Илимэлектро», на правом берегу – ООО «Илимэнергосервис».

«Это местные фирмы, – рассказывает Дмитрий Владимирович. – На сегодняшний день с ними заключены трёхлетние контракты на обслуживание и содержание линий наружного освещения. Заканчиваются договорные отношения с данными фирмами в декабре этого года. А пока мы готовим документы на проведение нового аукциона, специалисты вышеназванных компаний круглосуточно следят за источниками света. Фонари включаются по городу автоматически, в зависимости от освещённости. Лампочки специалисты меняют по мере их выхода из строя. Наличие неработающих лампочек, оборванных проводов электриками контролируется ежедневно, каждый день выявляются новые объекты. По очереди бригады объезжают объекты и контролируют состояние ламп в фонарях и при необходимости меняют их. Диспетчеры этих же компаний принимают все заявки жителей, водителей общественного транспорта, инспекторов ГИБДД и т.д. Срок выполнения текущих заявок – 5-7 дней. Если же возникают аварийные ситуации, к примеру, кабель упал или перепутался, их устраняют за сутки. Да, бывает, что спецтехника не может встать возле фонарного столба из-за загромождающих улицу автомобилей, тогда ремонтные сроки затягиваются, тем не менее работы выполняются. Вообще же все линии городского освещения разделены на 12 участков. Каждый из них раз в год подвергается капитальному ремонту. Подрядчики проверяют пускорегулирующую аппаратуру, натяжку проводов, производят обрезку веток и прочее. Поскольку все работы по наружному освещению ведутся в рамках ФЗ закона № 261 «Об энергосбережении», ежегодно мы меняем порядка 20 устаревших ламп на светодиодные. Они более выгодны с точки зрения потребления энергоресурсов и имеют лучше характеристики, чем традиционные. В этом году мы заменили 141 светильник. Так, в левобережье новыми плафонами мы подсветили Братское шоссе, участок дороги от магазина «Ермак» до магазина «Братский», «пятачок» на Обелиске, пешеходные переходы в районе гимназии и школы №2. Восстановили освещение и в парковых зонах – у школы №13, 8. В третьем микрорайоне старые фонарные столбы поменяли на антивандальные. Установили их в лесном массиве, что ведёт в детские сады и НОК. Стало светлее и по улице Братской: в районе детского сада «Чебурашка» мы провели новую линию освещения. Вообще сегодня мы стараемся прийти к нормам освещённости на пешеходных переходах, подъездах и подходах к детским садам, школам. Здесь стараемся устанавливать более мощные светильники, точечно – светодиодные. Все центральные улицы освещены в достаточной мере. Ситуация может быть хуже только на окраинах города, где, например, стоят старые ртутные лампы, которые уже не светят в полную силу. Но мы над этой проблемой работаем».

Как отмечают в мэрии, несмотря на проводимые работы, звонков и жалоб от населения меньше не становится. Люди хотят освещение повсеместно. Но сегодня, чтобы «зажечь» весь город, нужно порядка 100 млн рублей. Технически это реально сделать – есть проект и соответствующая документация. Но пока возможности не совпадают с желанием. Денег в бюджете муниципалитета на эти цели нет, остаётся ждать помощи от области. Так что автомобилистам и пешеходам остаётся надеяться, что городским властям всё же удастся привлечь в Усть-Илимск средства на решение проблемы освещения улиц. Ведь что может быть приятнее, чем возвращаться в любимый дом по светлым и безопасным улицам…

Марина Кирьянова, «Вечерний Усть-Илим»

Комментарии

Ваше имя:

Сообщение:

Комментариев пока нет