От «Журавушки» до «Благовеста»

Галина Луговская

Наша семья приехала в Усть-Илимск из Иркутска в 1978 году с определёнными целями. Как все молодые семьи, мы мечтали получить квартиру, а также внести посильный вклад в развитие культуры в городе. Мы с мужем – музыканты с высшим образованием. Анатолий Михайлович устроился музыкальным руководителем на целлюлозный завод, директором которого в то время был Виктор Николаевич Семёнов. Он обещал квартиру при одном условии: получите дипломы и грамоты от обкома партии и обкома комсомола – квартира ваша. И мы получили трехкомнатную квартиру, так как дипломы, кубки и грамоты представили уже через восемь месяцев.

Я начала работать учителем музыки в школе № 7, где сразу же организовала школьный хор. А позднее предложила директору Леониду Павловичу Пичуеву создать хоровую студию «Журавушка». В чем отличие школьного хора от хоровой студии? Ответ простой. В студии преподаются все музыкальные дисциплины: хоровое пение, сольфеджио, обучение игре на фортепиано, баяне, аккордеоне, гитаре. Необходимость в студии подсказала сама жизнь. Дети хотели петь, заниматься музыкой. Поступить в музыкальную школу мог не каждый, там справедливо высокие требования. Да и платить ежемесячно 25 рублей за обучение в ДМШ могли не все семьи. Мы брали всех, у кого горели глаза.

Школа тогда была переполнена, работала в три смены, классов не хватало. Мы с хоровой студией были для директора лишней головной болью, но он шёл навстречу, спасибо ему и светлая память. Выделял классы с одним условием: отремонтируете класс для школы, дам небольшой кабинет для студии. Так мы с родительским комитетом отремонтировали пять классов для школы и пять для студии. Поскольку наш сын Руслан занимался в «Журавушке», мы с Анатолием Михайловичем тоже белили, красили и сносили стены.

Все годы деятельности студии родительский комитет был боевым, активным, инициативным, за что я очень благодарна его членам. М. В. Колесникова работала главным бухгалтером в ЖКХ, у нас в студии она отвечала за сбор средств и их расходование. Плата была небольшая – родители сдавали по 25 рублей в год. На эти средства мы со временем приобрели четыре фортепиано, два баяна, два аккордеона, две гитары, проигрыватель и магнитофон. Комитет отчитывался перед родителями на собраниях.

Заработную плату мы получали от городского Дома пионеров, было нас четыре педагога. Я преподавала сольфеджио и хоровое пение у трёх хоров. В младшем хоре занимались ученики 1-3 классов, в среднем – 4-6 классов, и в старшем, так называемом, концертном составе, пели учащиеся 7-10 классов. Всего занималось более 120 студийцев. А. Луговский преподавал игру на баяне и аккордеоне, Т. Коршунова – на гитаре, Л. Сорокина – на фортепиано.

Член родительского комитета Н. С. Томышева пошила всем детям концертные костюмы, у каждого хора был свой дизайн. Супруги Елиокумс – архитекторы, профессионально помогли нам в ремонте и обустройстве классов. С благодарностью вспоминаю семьи братьев Киршиных, братьев Куприяновых и многих других. Н. В. Блинова была незаменимой помощницей в гастрольных поездках.

Однажды члены родительского комитета написали письмо в Москву композитору Д. Б. Кабалевскому. Из Иркутска приехала комиссия, дети дали большой концерт, в котором приняли участие все три хора. Старший коллектив пел очень серьёзную четырехголосную программу на разных языках. Концерт был записан на аудиокассету, запись отправили в Москву. Вердикт был для нас ошеломляющим: хор звучит замечательно, стройно, эмоционально, репертуар разнообразный. Дать «зелёный свет» этому коллективу.

В 1985 году «Журавушка» в Иркутске на областном фестивале занимает первое место среди 40 детских коллективов. В 1986 Обком партии выделяет нам бесплатную путевку во Всесоюзный пионерский лагерь «Орлёнок». На фестиваль поехали учащиеся 6-10 классов. В «Орлёнок» съехались восемь хоров из разных уголков СССР, 40 танцевальных бальных пар, более 15 оркестров, более 20 театральных групп. Все играло, пело, танцевало! «Журавушка» исполняла на фестивале 15 произведений, восемь из которых были на иностранных языках: английском, немецком, французском, итальянском, старославянском, на языках народов СССР. Наш хор знал второе место.

Это было настоящее счастье: такой успех, море, солнце, общение с ребятами разных национальностей. Мы подружились с хором мальчиков «Орлята» из г. Кирова, они, кстати, и стали победителями, а также с хором из Северной Осетии. Дружба между хорами продолжилась. «Орлята» приезжали в Усть-Илимск весной 1987 года, дали концерты в ДК «Дружба» и ДК им. Наймушина. Гости отдохнули в пионерском лагере «Лосёнок». Удивлялись белому снегу, которого было так много в марте, и они могли покататься на лыжах. «Журавушка» побывала в Кирове уже зимой. В кировском фестивале участвовали более 50 хоровых коллективов, в том числе из Москвы и Ленинграда. «Журавушка» поразила не только прекрасным исполнением сложных музыкальных произведений, но и расширила географические рамки фестиваля. Его участники узнали о поющем городе Усть-Илимске. Наши дети в Кирове впервые побывали в цирке, в театре, погуляли по большому городу.

Более десяти лет «Журавушку» связывала тесная дружба с хоровой студией из г. Дубна. Мы не раз бывали в Дубне на хоровых фестивалях, где участниками были хоры из Италии, Англии, США, Франции. Я привозила с этих фестивалей ноты, и мы их разучивали в «Журавушке». Это была потрясающая учеба для нашего коллектива.

В 1988 году «Журавушка» побывала на гастролях в Северной Осетии. Очень понравился осетинский хор девочек – яркие костюмы, чёрные длинные косы, горящие глаза. Нас восхитила национальная музыка Кавказа, мы учились у своих друзей азарту и яркости исполнения. В Осетии мы выступали в храмах, в мечети, и что интересно, жители просили, чтобы мы пели на старославянском языке. Вместе с осетинками наши ребята пели зажигательные кавказские песни. Удивительная природа, горы, фрукты – всё это произвело на хористов неизгладимое впечатление.

В 1993 году в стенах школы № 7 мы впервые провели вечер романса. Идея принадлежала концертмейстеру студии Г. Виноградовой, вечер ярко и умело провела Г. Кононенко – учитель музыки школы № 7. Самыми первыми солистами вечера были Анна Елиокумс, Руслан и Анастасия Луговские, Алла Колесникова, Наталья Томышева, Екатерина Галямина и другие. Через год вечер романса по предложению директора Н. В. Волковой переместился в Картинную галерею и, вот уже 26 лет, проходит в ней под названием «Душа поёт». Я до сих пор уважаю замечательных исполнителей тех лет – Ивана Козуба, Николая Буркова и многих других.

В 1995 году 16 бывших моих учеников из «Журавушки», вернувшись в Усть-Илимск после учебы врачами, учителями, инженерами, заявили о своем желании продолжать петь. К тому времени любовь к классическому пению уже сформировать не только у исполнителей романса, но и у зрителей. Спасибо Т. Г. Сафиулиной и А. С. Редькову, которые поддержали идею создания коллектива «Благовест». Считаю, что именно «Журавушка» стала платформой для рождения хора «Благовест». В него пришли 16 «журавлят», восемь участников вечеров романса, а также жители города. В их числе было семь семейных пар: Дрофа, Капустиных, сёстры И. Ковальчук и Н. Исакова. Наша семья была представлена в хоре в полном составе. Огромная благодарность И. С. Летуновой, начальнику Управления культуры Администрации города Усть-Илимска, Т. Г. Кандровой, директору МАУК ГДК «Дружба» за профессиональную и человеческую помощь хору «Благовест» в последующие годы.

Сказка радостей, удач, невзгод и преодолений продолжается. В 2020 году хору «Благовест» исполнится 25 лет. А началось массовое пение классической музыки в хоровой студии «Журавушка».


Книга «Легенды Усть-Илимска». Глава 3. Чем гордится Усть-Илимск.

Г. Луговская. От «Журавушки» до «Благовеста»

Комментарии

Добавить комментарий

Комментариев пока нет. Добавьте первый!

Поделиться страницей: