Помощь при ДТП

Ежегодно в России в результате дорожно-транспортных происшествий погибают около 30 тысяч человек и свыше 250 тысяч получают ранения. Число погибших могло быть существенно меньше, если бы пострадавшим при ДТП была оказана квалифицированная доврачебная помощь. К сожалению, смерть людей происходит не столько из-за тяжести повреждений, сколько из-за неверных действий тех, кто оказывал им доврачебную помощь, или из-за бездействия окружающих.

Чтобы не терять драгоценного времени, необходимо четко усвоить алгоритм действий в ситуациях, связанных с дорожными происшествиями. Что же делать в такой ситуации? С этим вопросом мы обратились к Дмитрию Марченко, преподавателю-инструктору Байкальского центра образования. Напомним, Дмитрий Владимирович ведет курсы по оказанию первой помощи пострадавшим для работников Группы «Илим» в рамках корпоративной программы «Добровольцы-спасатели».

- Да, наши сограждане имеют весьма смутное представление, что делать, говорит Дмитрий Владимирович. – А алгоритм действий состоит из нескольких пунктов. Первое – осмотр места ДТП с точки зрения личной безопасности. Как бы ни развивались события, необходимо убедиться, что вы в безопасности и не пострадаете. Не нужно становиться вторым пострадавшим или погибшим. Остановитесь и подумайте, а потом действуйте.

Нужно убедиться, что транспортное средство находится в устойчивом положении, что вы не получите электротравму и нет вероятности возгорания или взрыва машины. Автомобиль нужно стабилизировать – подложить под колесо камень, например, и обесточить - снять клеммы с аккумулятора. Второе - попросите кого-то вызвать службу спасения или сделайте это сами, возьмите аптечку или попросите у тех, кто рядом. Возможно, понадобятся перевязочные материалы или жгут.

После этих действий подходим к пострадавшему. Тут могут быть два варианта развития событий: пострадавший или пострадавшие могут находиться в машине либо вне ее.

Итак, ситуация первая: пострадавший – вне автомобиля. Предположим, что вы один, а пострадавших – несколько, один кричит или стонет, а другой - молчит. Большинство людей поступают так: идут к тому, кто кричит, просит о помощи. Но это – неправильно! В наибольшей опасности тот, кто лежит на спине и не подает признаков жизни. Он молчит, потому что уже без сознания, может быть в коме. На наших занятиях с добровольцами-спасателями мы отрабатываем такой алгоритм: подбегаем вначале к тем, кто молчит, ищем пульс, надавливая на сонную артерию. Если пульс есть, поворачиваем человека на живот, одновременно придерживая шейный отдел позвоночника. Так мы даем этому человеку шанс не умереть от асфиксии и аспирации. Затем идем к тем, кто подает признаки жизни. С ними вначале решаем вопрос об остановке кровотечения, если оно есть, потом стабилизируем поврежденные части тела и предпринимаем действия для охлаждения этих участков.

Ситуация другая: пострадавший – в машине. Его необходимо извлечь. Это - очень ответственный момент, так как неправильными действиями можно усугубить тяжесть полученных травм. Перед извлечением пострадавшего из автомобиля необходимо устранить все то, что может помешать этому. Доставать человека нужно, взяв его за подмышечные области. Нельзя делать никаких резких движений, ни в коем случае нельзя дергать и тащить за руки или ноги, сгибать конечности и туловище! Помните о том, что лишний раз нельзя тревожить голову и шею человека, очень высока вероятность травмы этих частей тела.

Бывает, что человека зажало в машине. Если он в сознании, ободрите его, скажите, что помощь уже вызвана. Попытайтесь открыть дверь, но помните, она может быть заблокирована.

Тут обратите внимание, нет ли раны шеи. Это - одна из редчайших, но опаснейших травм. Если таковая есть, нужно уменьшить кровопотерю, надавив на эту область через опорные предметы – скатку бинта, элемент одежды… Эту конструкцию надо зафиксировать и только потом решать вопрос об извлечении пострадавшего.

Многие не знают, как действовать, когда ноги - зажаты. Если при таком развитии событий человек без сознания, стараемся перевести его в боковую проекцию и повернуть на живот, чтобы не было асфиксии. Если нет пульса, большая вероятность клинической смерти. Тут нужно наоборот, уложить на спину и делать непрямой массаж сердца, аккуратно надавливая на грудь.

Извлекать пострадавшего сами мы можем лишь в критической ситуации: если есть вероятность взрыва и возгорания, падения или утопления машины, если сильный мороз. Главное – помнить, что голову человека нужно стараться сохранять в нейтральном положении, глаза – перед собой, блокируем своими руками его голову и нижнюю челюсть и прилагаем усилия, чтобы пострадавший оказался вне машины.

Такое внимание голове и шее неслучайно. Дело в том, что травмы этих частей тела – наиболее вероятны, особенно при хлыстовых ударах. Травмы эти имеют очень тяжелые последствия.

- Дмитрий Владимирович, какие еще дадите рекомендации?

- Статистика ДТП у нас страшная. Какие рекомендации? Первая и главная - соблюдать безопасную скорость. Дороги у нас неважные, большинство из них – просто направления. Процветает автохамство. Поэтому надо быть самим внимательными, как говорится, лучше быть в 19.30 на ужине, чем в 19.00 в морге. Скоростной режим придумали не трусы, это - результат кровавой истории.

Обязательно надо пристегиваться ремнями безопасности. В момент удара впереди сидящие, если не пристегнуты, могут «выйти лицом» из машины, а сидящие на задних сидениях – удариться о передние кресла и людей. Травмы в этих случаях – ужасные. По статистике, в нашей стране пристегнутые выживают в 89% случаев, так что всех призываю: пользуйтесь ремнями безопасности!

Не садитесь пьяными за руль, это – преступление! И еще: не разговаривайте во время езды по телефону. Человек, делающий это, уподобляется выпившему кружку крепкого пива! Он словно в виртуальном пространстве, в компьютерной игре. Только переиграть уже возможности не будет!

- А какое место в машине наиболее безопасное?

- Наиболее безопасным считается место по диагонали от водителя. Если мы можем оценить ситуацию и видим, что удар неизбежен, водителям надо избегать лобового столкновения, при котором идет приложение двойных сил и разрывающая способность выше. Надо уйти в сторону, в кювет, например. Пассажирам надо максимально напрячь все тело, чтобы костно-мышечная система могла как-то противодействовать последствиям гидродинамического удара. Надо стараться удерживать себя в напряженном состоянии вплоть до остановки. Если есть возможность, пассажирам надо попытаться упасть в проход между сиденьями.

По данным ООН, общество считается защищенным, если хотя бы 25% граждан обучены оказанию первой помощи – то есть каждый четвертый. К примеру, в Норвегии 95% людей это умеют. В нашей стране, к великому сожалению, обучено всего 2% населения. Именно поэтому трудно переоценить то, что в Группе «Илим» внедряется проект «Добровольцы-спасатели» и работников компании обучают оказанию первой помощи, в том числе при ДТП.

Наталья Фирсова, Газета Вестник Усть-Илимского ЛПК

Поделиться страницей: