Наступивший год будет богат на изменения в автомобильном законодательстве

Нововведения в автомобильном законодательстве

Бесспорно, каждый автолюбитель, а тем паче и профессиональные шофёры, должны знать законы и правила, касающиеся безопасного движения. С начала этого года в силу уже вступило немало доработок и инноваций в этой сфере, в том числе касающиеся ОСАГО, акцизов на топливо, штрафов, оформления ПТС и некоторых других аспектов. Попробуем детально разобраться с уже работающими нововведениями и теми, которые вступят в силу в течение года. Сразу отметим, что не все изменения так приятны автолюбителям, как им хотелось бы, но ничего не поделаешь. Итак, по порядку.

Открывай кошелёк пошире

С 1 января 2018 года акцизы на топливо увеличены – это одно из наиболее неприятных событий, которые коснулись автомобилистов. Разработанные Минфином изменения в Налоговый кодекс привели к росту ставок акцизов на бензин класса 5 на 6,4 процента, на дизельное топливо всех классов – на 8,4 процента. Таким образом, ставки акциза на дизельное топливо и бензин выросли на 50 копеек за литр. Дизельное топливо и бензин в результате этого подорожали ориентировочно на 60 копеек. Позднее, а именно 1 июля 2018, акцизы вновь будут повышены соответственно на 6 и 7,7 процента, то есть ещё на 50 копеек. Это значит, что летом топливо ещё раз подорожает – это неизбежно. Однако некоторые эксперты полагают, что цены на автотопливо могут подскочить ещё раньше – после выборов. На прошлой неделе в Усть-Илимске действовали следующие цены на топливо для железных «лошадок» (средняя цена по городу): АИ 98 стоил 44,70 рублей, АИ 95 – 41,70 рублей, АИ 92 – 39,68 рублей, ДТ – 43,78. При этом в областном центре на ту же дату средняя цена топлива составляла: АИ 98 – 40,10 рублей, АИ 95 – 38 рублей, АИ 92 – 35, 80 рублей, ДТ – 37,60.

Также выросли акцизы на ввоз автотехники. В частности, на 4% – на мотоциклы, мощностью свыше 150 л.с. и автомобили, мощностью от 150 до 200 л.с. Ставка такого акциза на автомобили мощностью от 90 до 150 л. с. поднимется на 4,7%. Кроме того, введено дифференцирование ставок акцизов на мощные авто: с мощностью двигателя от 200 до 300 л. с. составит 714 рублей за одну л. с., от 300 до 400 л. с. – 1218 рублей за каждую л. с., от 400 до 500 л. с. – 1260 рублей за л. с. и выше, для автомобилей мощностью более 500 л. с. – 1302 рублей за 1 л. с. Это означает рост розничных цен на эти транспортные средства на соответствующие суммы. А ещё начал применяться единый повышающий коэффициент по транспортному налогу равный 1,1 для всех автомобилей стоимостью от 3 млн. до 5 млн. руб. До последнего времени повышающий коэффициент зависел от года выпуска автомобиля.

Здоровье авто под особым контролем

С 22 февраля вступили в силу новые правила прохождения техосмотра. Отсутствие аптечки, затонированные фары и незаконный тюнинг – всё это теперь не позволит автовладельцу пройти техосмотр. Новые правила его проведения ужесточают и саму процедуру. Надо сказать, что изменений в порядке диагностики ждали давно. Эта часть автомобильной жизни за последнее время буквально обросла различными предложениями и инициативами. Начиная от самых суровых, предусматривающих ответственность для автомобилистов за его непрохождение в виде штрафа, а для операторов ТО за продажу диагностических карт – в виде уголовной статьи, и заканчивая передачей контроля за техосмотром от страховщиков исполнительным органам власти. В итоге обернулось всё это пока только техническими поправками в саму процедуру осмотра. Немного увеличился перечень проверок. Соответственно увеличилось и время осмотра автомобиля. Что же нового добавилось?

В частности, отныне автовладельцу не выдадут диагностическую карту, если рассеиватели внешних световых приборов на автомобиле повреждены или загрязнены, а также при наличии на них различных пленок (в том числе бесцветных), а также окрашенных оптических элементов. По сути, новый порядок ставит вне закона различный тюнинг штатной оптики – и даже нанесение защитной «бронеплёнки». Также техосмотр не будет пройден и в том случае, если в рулевом механизме будут обнаружены дефекты, следы повреждений или деформации. Не допускаются неисправности усилителя руля. В правилах также подкорректирован пункт, запрещавший эксплуатацию транспортных средств с зафиксированным каплепадением со скоростью более 20 капель в минуту. Речь идёт о том, когда может подтекать двигатель, коробка передач, редуктор, задний мост, сцепление, аккумулятор и других части автомобиля. Сам пункт остался, а вот конкретной частоты в нём теперь нет – значит, капать просто не должно.

перь нет – значит, капать просто не должно. Ещё один важный пункт касается зимних шин. Если автомобиль обут в шипованную резину, то такой тип покрышек должен обязательно использоваться на всех осях и всех колёсах.

Отдельное внимание уделяется работе штатных стеклоочистителей и стеклоомывателей, которые должны быть полностью исправны и соответствовать заводской конструкции. И уж тем более техосмотр не выдадут при элементарном отсутствии «дворников», а также в случае отсутствия форсунок омывателей фар, если таковые были предусмотрены комплектацией автомобиля и заводом-изготовителем. Вдобавок, все транспортные средства при прохождении ТО теперь в обязательном порядке должны быть укомплектованы не только огнетушителем и знаком аварийной остановки, но и медицинской аптечкой, собранной «под ключ». Раньше необходимость иметь аптечку регламентировали только ПДД, а во время техосмотра она была необязательной. В конце концов, законом запрещается внесение любых изменений в заводскую конструкцию автомобиля, которые не были одобрены надзорными органами и зарегистрированы в установленном порядке. Получается, что совершено любой «домашний тюнинг» теперь считается поводом для запрета эксплуатации автомобиля: все изменения придётся регистрировать. И тем не менее, несмотря на все строгости нововведений, вряд ли они затронут большинство автомобилистов. Ведь сейчас, по сути, техосмотр нужен только для того, чтобы иметь возможность купить полис ОСАГО. На дорогах его не проверяют и ответственности за управление автомобилем без техосмотра нет. Есть, конечно, контроль за операторами техосмотра. Однако это не мешает им просто продавать диагностические карты. Причём зачастую это делается при посредничестве страховых агентов. А при таком бизнес-подходе к техосмотру все строгости законодательства оборачиваются необязательностью их исполнения.

Однако измениться такое положение может уже довольно скоро. Напомним, что одно из предложений, которое сейчас обсуждается, – разрешение страховщикам, заплатившим по ОСАГО за ДТП, выдвигать регрессные требования к автовладельцам, если вдруг выяснится, что авария произошла из-за технической неисправности, а автомобиль не прошёл техосмотр. Страховщики такое предложение поддерживают. Также предлагается передать контроль за информационной системой «Техосмотр» Российскому союзу автостраховщиков. Её разработало и содержит сейчас МВД, а заполняют операторы техосмотра, которых контролирует РСА. Кстати, функции контроля за операторами техосмотра также планируется передать от РСА Ространснадзору.

О том, что в этой сфере необходимо навести порядок, говорится на разных уровнях власти уже давно. Но пока невозможно себе представить, какие именно предложения пройдут и как эта система будет усовершенствована. Некоторые эксперты вообще предлагают отменить техосмотр для частных легковушек.

ПДД – знай!

В области дорожного движения тоже не обошлось без «новостей». С 28 апреля на перекрёстках должна появиться новая «вафельная» разметка жёлтого цвета. На неё нельзя выезжать, когда впереди имеется затор. Остановка на этой разметке обернётся штрафом – причём, скорее всего, с камеры автоматической фиксации. Также правилами вводится новое понятие «зона успокоения движения», которое будет отмечено на дороге специальным дорожным знаком. В ограниченной зоне скорость движения автомобиля должна составлять до 20 километров в час, и при этом запрещаются какие-либо обгоны. Для пешеходов в данной зоне нет ограничений по месту перехода дороги, переход можно осуществлять в удобном для него месте. Кроме того, вступит в силу новое требование ПДД для водителей – при ДТП или вынужденной остановке вне населённых пунктов ночью или при ограниченной видимости покидать машину лишь надев светоотражающий жилет или накидку. Это сделано чтобы предотвращать наезды на спешившихся водителей проезжающим транспортом. При этом просто светоотражающих нашивок будет недостаточно — жилет или накидка должны соответствовать требованиям ГОСТа. Нарушителям может грозить административное предупреждение или штраф в размере 500 рублей. Характерно, что правила ничего не говорят о «светоотражающих» требованиях к пассажирам таких машин. Их, видимо, не так жалко, как водителей.

Штрафы

С начала 2018 года водителей уже могут штрафовать за нарушения ПДД, когда третье лицо предъявит видеозапись, на которой зафиксирован факт правонарушения. В рамках такого нововведения инспектору не нужно оформлять протокол. Ранее в некоторых российских регионах заработало приложение для смартфонов «Народный инспектор», теперь оно распространяется по всей России.

За некоторые нарушения размер штрафа будет увеличен. Если, например, инспектор остановил машину, а её водитель не имеет доверенности, то тот будет обязан выплатить штраф в размере 3 тысяч рублей. Отдельные автовладельцы незаконно используют некоторые опознавательные знаки: «Инвалид», к примеру, фонарь или «шашечки» как на такси. За это их будут штрафовать на 5 тысяч рублей. Также за перевозку пассажиров за плату водителем, не имеющим на подобную деятельность специального разрешения, полагается пятитысячный штраф. Штраф в одну тысячу рублей будет выписан мотоциклисту, который едет без шлема, а также за непристёгнутый ремень безопасности.

В России наверняка станут меньше ездить в нетрезвом состоянии, теперь за это ждёт штраф в 30 тысяч рублей, запрет на вождение сроком от 1,5 до 2 лет или общественные работы до 480 часов. Если гражданин не захочет проходить процедуру медицинского освидетельствования или сотрудники ГИБДД выяснят, что ранее он уже привлекался к ответственности по ст. 264 ч. 2, 4 или 6 УК РФ (нанесение тяжкого вреда здоровью или провоцирование гибели людей из-за несоблюдения ПДД), с 1 января 2018 года ему грозит штраф в размере 200-300 тысяч «деревянных». Если водитель будет остановлен в нетрезвом состоянии повторно, то его арестуют на 18-24 месяцев. Такую же сумму вынужден будет заплатить каждый, у кого нет прав. При совершении выезда на полосу встречного движения или за превышение скорости инспекторы станут выписывать водителям штрафы в размере 5 тысяч рублей. В некоторых случаях могут лишить прав на полгода.

Европротокол

Однако новая таблица штрафов 2018 года, разработанная властями и ГИБДД, – это ещё не всё, что ожидает транспортную сферу в ближайшем будущем. Впредь все участники дорожных происшествий, которые зарегистрируют инцидент по европейскому протоколу, смогут рассчитывать на компенсационную выплату в размере, увеличенном до 100000 рублей против максимально возможных сегодня 50000 рублей. Здесь не будет играть роли то, пострадал человек в результате аварии или оказался её непосредственным виновником. Возмещению убытков подлежат все, однако при условии, что в средствах передвижения на момент ДТП имелись специальные технические модули фиксирования происходящего (например, установка «Эра-Глонасс»,записывающий видео регистратор и пр.). Кстати, с 1 января 2018 года «ЭРА-ГЛОНАСС» начала сообщать данные о ДТП в автоматизированную информационную систему ОСАГО.

А вот что касается европротокола. Как сообщает «Интерфакс», министерство финансов намерено пересмотреть принятую недавно поправку в закон об ОСАГО о порядке урегулирования массовых ДТП по европротоколу. Уточняется, что Минфин намерен сделать шаг назад и отменить возможность оформления ДТП по европротоколу в авариях с участием более двух автомобилей. Российский союз автостраховщиков (РСА) уже поддержал данную инициативу. Такое решение связано с отсутствием чёткого определения виновной стороны в массовых ДТП.

ОСАГО

Больше всего изменений затрагивают обязательное страхование автогражданской ответственности. Так, уже появилась новая форма ОСАГО, в которой дополнительно предусмотен QR-код в верхнем правом углу, при помощи штрих-кода и специального приложения на телефоне можно будет перейти на сайт РСА и получить подробные сведения: наименование страховщика; серия, номер и дата выдачи страхового полиса; даты начала и окончания периода использования транспортного средства в течение срока действия договора обязательного страхования; страхователь; собственник ТС; марка, модель ТС, идентификационный номер и государственный регистрационный знак; лица, допущенные к управлению ТС или указание на неограниченный круг лиц. Это нововведение направлено на сокращение количества подделываемых полисов.

Также уже увеличен срок «периода охлаждения», в течение которого можно отказаться от навязанной или ненужной страховки. Теперь это можно сделать в течение 14 календарных дней. Напомним, ранее такой срок составлял лишь 5 дней.

А с 1 июля страховщики будут сами определять размеры 5 коэффициентов, влияющих на цену полиса ОСАГО. Проект документа с названием «Предложения по переходу к свободному образованию тарифов по ОСАГО» уже утверждён правлением Российского союза автостраховщиков и направлен на рассмотрение в Центробанк. Согласно предложению РСА, с 1 июля 2018 года Центробанк будет регулировать только предельный размер базового тарифа ОСАГО, причём только для легковых автомобилей физлиц. При этом, размеры коэффициентов, на которые умножается базовый тариф при расчёте конечной цены полиса ОСАГО, будут определять сами страховые компании.

Предусмотрены два варианта либерализации. По первому сценарию, страховщики будут самостоятельно определять размеры пяти коэффициентов: территориальный коэффициент, коэффициент возраста и стажа водителя, коэффициент мощности автомобиля, коэффициент ограничений по допуску за руль, коэффициент использования прицепа. По второму сценарию, страховщикам предлагается отдать не 5, а 4 коэффициента. Кстати, с 1 января 2020 года Центробанк должен полностью отказаться от контроля цен на ОСАГО – все коэффициенты и базовые тарифы будут выбирать сами страховщики.

Но есть и кое-что приятное для водителя в законодательных новеллах этого года. Например, с 1 января для получения налоговых льгот по транспортному налогу, гражданину достаточно просто подать соответствующее заявление в свою местную инспекцию ФНС. Она теперь сама будет запрашивать у других организаций подтверждение права на льготу, а не заставлять человека носиться по учреждениям за справками. Кроме того, с 1 января при покупке в кредит автомобиля в рамках программ господдержки, не будет взиматься налог на прибыль, полученную человеком при приобретении им государственной субсидии. При покупке автомобиля с рук можно будет узнать всю историю его владельцев – с середины лета вводится электронная форма ПТС. В электронном варианте будут сохранятся все сведения о владельцах автомобиля, техобслуживаниях, ремонтах и пр. в базах ГИБДД.

Как видим, нововведений не мало, но и рассказали мы ещё не о всех. Со всеми остальными изменениями в ПДД каждый водитель может ознакомиться на официальном сайте ГИБДД России. Приятной и безопасной всем езды.

Марина Железовская, Газета Вечерний Усть-Илим

Поделиться страницей: