Анатолий Дубас: Я молчал ради блага Усть-Илимска

Первый глава администрации Усть-Илимска рассказал о политической ситуации в городе.

Выборы мэра Усть-Илимска в апреле этого года обернулись сюрпризом федерального масштаба: 28-летняя домохозяйка Анна Щекина, выдвинутая ЛДПР, обошла кандидата от «Единой России». Досрочные выборы в городе были объявлены после отставки мэра Вакиля Тулубаева, который ушел по собственному желанию в результате конфликта с местной думой, отказавшейся одобрить отчет о его работе.

Избирательная кампания за пост мэра выдалась скандальной. С предвыборной гонки были сняты главные претенденты на победу – независимый депутат местной думы Наиль Гарипов и кандидат от партии «Родина» Анатолий Дубас. Таким образом, кроме кандидата от «Единой России» председателя думы Усть-Илимска Сергея Зацепина, в выборах продолжают участвовать домохозяйки Екатерина Сазонова и Анна Щекина, а также продавец Ирина Кондратьева.

По мнению многих наблюдателей, сенсационная победа Анны Щекиной – заслуга местного политического тяжеловеса, первого мэра Усть-Илимска Анатолия Дубаса, который включился в кампанию Анны Щекиной в формате «мэр Щекина, вице-мэр – Дубас». Однако вице-мэром Дубас так и не стал.

Анатолий Дубас – личность в городе знаковая. Он возглавлял администрацию Усть-Илимска с 1990 по 1997 год, а с 2013 года по 2018 год был депутатом Законодательного собрания Иркутской области. Однако в последние годы взгляды Анатолия Анатолиевича и руководства «Единой России» разошлись.

Корреспондент «Байкальских вестей» встретился с Анатолием Дубасом, чтобы узнать истоки конфликта и подробности сегодняшней политической жизни в четвертом по численности городе Иркутской области.

– Анатолий Анатольевич, в первую очередь хотелось бы поинтересоваться обстоятельствами случившегося на выборах мэра Усть-Илимска.

– Прежде всего хотелось бы прояснить, почему меня сняли с выборов. Это было предательство или «продажа» со стороны партии «Родина». При передаче денег я не присутствовал, но то, что это могло произойти, я не исключаю. Партия «Родина» помимо меня выдвигала своего кандидата в Куйтуне. У куйтунского представителя «Родины» документы оказались в порядке, а у меня – нет. Таким образом, либо в Куйтуне кто-то специально не заметил ошибки, либо у меня специально заметили. «Спойлерство» или «подстава» кандидата на выборах – очень хороший бизнес. При этом времени исправить ситуацию уже не оставалось: я не мог пойти от другой партии, не мог собрать подписи, чтобы пойти самовыдвиженцем.

Толковой альтернативы на выборах мэра Усть-Илимска не было. Безусловно, компетентные люди в городе есть, но выдвигаться они не стали. Выборы в Усть-Илимске стали настолько грязными, что любой нормальный человек в них участвовать не хочет. Про него даже если нечего сказать, то эти политиканы выдумают.

Сняли еще несколько кандидатов. Таким образом, в числе конкурентов человека, ради которого вся история и затевалась, председателя гордумы Сергея Зацепина, остались только две домохозяйки и продавец. Из них две женщины – это «спойлеры». От их имени писали заявления на кандидатов, занимались черновой работой. В итоге горожане хотят сделать выбор, но выбора у них нет. При этом, согласно нынешнему законодательству, нижнего порога явки и графы «против всех» тоже нет. То есть мэра могут выбрать и десять человек из ста тысяч. Можно себе представить, как, предвкушая результат на выборах мэра Усть-Илимска, радовались в «Единой России». Там был заказан ресторан, заказаны фейерверки, приглашены высокие гости на торжественные мероприятия.

– И тогда становятся известны результаты выборов…

– Все в шоке. Анна Щекина сама была немного в шоке от случившегося. Об этом пишут все газеты, информагентства, тишина только по федеральным телеканалам. По-моему, была информация только по телеканалу «Россия-24»: у Владимира Жириновского спросили, кто выиграл в Усть-Илимске, и он ответил, что выиграла девушка, но ее первым замом будет Анатолий Дубас. Далее включается местное отделение ЛДПР – в Иркутске эту историю курировал депутат Госдумы Андрей Луговой. Мы встретились с ним в Братске, где стало ясно, что вице-мэром мне быть не позволят.

Почему? Я так понимаю, что он вел переговоры с руководством регионального отделения «Единой России». Детали договоренностей до сих пор не прояснились. Но известно, что на меня написали докладную в администрацию президента, где меня представили манипулятором и оппозиционером похуже Навального. А я ведь только показал, что людей нельзя ради чьей-то прихоти загонять в стойло. Люди хотят честных выборов, и необходимо вносить серьезные изменения в законы о выборах.

Мне говорят, что если я стану заместителем мэра или буду присутствовать в администрации в любом качестве, то спокойствия в городе не будет. Они сделают все, чтобы парализовать работу мэрии. Пришлось помогать мэру неофициально. Мы вместе плотно работали два-три месяца. Я каждый день ходил с ней на работу, помогал проводить совещания, формировать нынешнюю команду. Когда команда приступила к работе, стало понятно, что моя миссия закончена. Да, я могу прийти, подсказать, помочь наладить контакт с министерствами в областном центре. Даже сейчас я оказываю содействие в некоторых вопросах.

– Начиная с апреля вы полностью пропали из поля зрения СМИ. С чем это связано?

– Я предложил Луговому такой вариант: внести мою кандидатуру на пост заместителя мэра в думу Усть-Илимска. В таком случае дума отклонила бы это предложение, однозначно. Вы можете представить себе, что после такого позора они меня бы утвердили? Но прошло три-четыре месяца, и начались игры. Некоторые депутаты в августе предложили мэру внести мою кандидатуру. Новую структуру администрации одобрили с третьего раза, все боялись, что я могу зайти туда на место зама по ЖКХ. Мне пришлось выступить по телевидению и попросить: «примите структуру, я никуда не пойду». Приняли.

Но осенью 2019 года, перед очередными выборами в городскую думу, мы бы указали избирателям на кандидатов, которые, в случае избрания в новый состав думы, помогли бы провести на пост заместителя мэра мою кандидатуру. Я объяснил Андрею Константиновичу, что если мы этого не сделаем сейчас, то шансы выиграть следующие выборы в думу города у нас будут очень незначительные. Но он отказался и попросил меня не дразнить «Единую Россию»: нужно было сформировать новую администрацию города, дать им возможность приступить к работе. Поэтому я с прошлого апреля по сентябрь просто молчал.

Естественно, из членов ЛДПР в новую думу никто не прошел. И я не прошел. Я не слишком огорчен случившимся. Расстраивает другое. Когда я пришел на избирательный участок, встретился там со своими друзьями, из разговора стало ясно, что устьилимцы разочарованы. Они считают, что Дубас их кинул, когда не пошел первым замом. «Даже если на него надавили, он должен был к нам выйти и сказать, кто это сделал. Мы не будем голосовать ни за него, ни за ЛДПР». Но я был связан словом. Теперь я свободен от обязательств. Не собираюсь молчать и готов разговаривать.

– Расскажите в двух словах, чтобы понял любой непосвященный, что происходит в Усть-Илимске? Что это за гордиев узел бесконечной и беспринципной борьбы за власть, который никто не может разрубить?

– Речь идет о личностях. Кто-то очень хочет, чтобы у власти в городе оказались определенные люди. Неужели у «Единой России» нет людей, которые были бы способны руководить городом? Нет, уперлись в одного. Почему все упирается в одного человека? Потому что кто-то чей-то друг, у кого-то с кем-то общий бизнес. В думе должны сидеть определенные люди. Представлять город в Законодательном собрании должны именно эти два человека (Виталий Перетолчин и Артем Лобков. – Прим. ред.). Одним словом, люди должны быть подконтрольными и молчать или «тявкать» должны по команде.

Почему именно они? Нам аргументируют тем, что они выиграли праймериз. Но как можно выиграть праймериз «Единой России», когда там устроили электронное голосование? Вместе с Вакилем Тулубаевым мы пробовали зарегистрироваться на электронной площадке, но не смогли. Поэтому те, кому положено, собрали все голоса. Победители по какому-то совпадению оказываются друзьями влиятельных бизнесменов из лесной отрасли.

И еще немного о праймериз. В Усть-Илимске члены «Единой России», выигравшие праймериз, поддержки партии не получили, а им на участки поставили самовыдвиженцев – тоже членов «Единой России». Но такое было не только в Усть-Илимске.

Сегодня в думе Усть-Илимска все комиссии возглавили единороссы или люди близкие к ним. Ни одной комиссии в руках оппозиции. Когда я был депутатом городской думы пятого созыва, в нее вошли 19 единороссов и шесть депутатов от «Справедливой России». Мы могли занять все должности. Но отдали три комиссии справороссам. Мы никого не боялись, поэтому вместе работали на город. Людмила Берлина, будучи в то время секретарем ИРО ЕР, нас поддержала. И это правильно.

– На ваш взгляд, необходимо менять выборное законодательство?

– Безусловно. То, что сегодня предлагает Элла Памфилова, недостаточно. Это примерно, когда все лицо заросло волосами, а мы говорим: давайте подровняем брови. Но это уже другой разговор, надеюсь, мы обсудим с вами эту тему. Тем более что свои предложения я отправил в Государственную думу.

Приведу простой пример. По итогам предыдущих выборов в городскую думу Усть-Илимска партийная конференция «Единой России» предлагает собственной фракции проголосовать за Галину Березовскую, прошлого председателя гордумы. У нее есть необходимый опыт и знания. Однако в ходе тайного голосования фракция избирает Виталия Перетолчина. Потому что в кулуарах, то есть где-то в бане, было достигнуто соглашение, кто будет председателем думы. Сейчас все должности распределяются заранее, кадровая политика – никакая.

Не будем также забывать, как Вакилю Тулубаеву, который, напомню, был единороссом, дума принялась выставлять неуды только для того, чтобы поставить мэром Сергея Зацепина. При этом региональное отделение не вмешивается в процесс. Хорошо, если мэр плохой, исключите его из партии. Но получается абсурд: единороссы валят единоросса. Даже волки друг друга не жрут.

– Что сейчас происходит в городе? Каковы его перспективы?

– Нынешняя ситуация мешает Усть-Илимску нормально жить и работать. Сегодня в администрации команда, которая может управлять городом, но Усть-Илимску необходимо развитие. А для этого у сотрудников не будет хватать времени, поскольку они будут тратить время и ресурсы на борьбу. Кто-то очень хочет абсолютной власти: сказал, что хочет строить мост не поперек, а вдоль реки, все взяли под козырек и принялись строить.

Сначала говорили, что команда у мэра Тулубаева хорошая, а мэр – плохой. Теперь утверждают, что мэр Щекина хороший, но команда у нее плохая. Несмотря на то что на 98 процентов администрация осталась «тулубаевской», только заместители поменялись.

Картина вырисовывается следующая. Единороссы будут обхаживать мэра до тех пор, пока не убедят в том, что ее команда плохая. Мэр начнет принимать решения. Но кем заместить уволенных? Мэру подскажут. Через какой-то период времени она останется одна, и в какой-то момент времени ее могут просто подставить. В лучшем случае она просто покинет пост. В худшем – у мэра появятся проблемы, заведут уголовное дело.

– Судя по всему, давления на вас не снижают. Кто-то полагает, что вы представляете некую опасность?

– Сейчас единороссы стараются укрепить собственное влияние на администрацию города. Думаю, у них есть намерение ввести в администрацию своих людей. Но они боятся следующих выборов мэра. Я же не уехал в другой город, как и другие игроки. И все готовы к бою. Последние муниципальные выборы были очень жесткими. Про меня сняли три фильма о том, как «благодаря мне» в Усть-Илимске «случился голодомор», как я «развалил аэропорт и коммунальное хозяйство». В общем, выставили меня полным гадом. Только не ясно, за что я в таком случае получил медаль «За заслуги перед Отечеством» второй степени.

Фильмы были анонимными, и подавать в суд не на кого. Нашлись бы смелые люди, готовые лично выйти на экран и что-то рассказать. Но сражаться было не с кем. На 99 процентов я догадываюсь, что команду «мочить Дубаса» дали в региональном отделении «Единой России». Здесь уместно вспомнить слова Владимира Путина, когда его спросили, прощает ли он своих врагов. Он сказал: «Я зла на них не держу, но очень долго помню». Я тоже зла на обидчиков не держу, но эту чернуху и интриги я им не прощу. Действовать собираюсь открыто. Я миролюбивый человек, но они меня очень разозлили.

Беседовал Вадим Мельников, фото Татьяны Глюк. Газета «Байкальские вести»

Комментарии

Ваше имя:

Сообщение:

Комментариев пока нет