Шаг вперёд – два шага назад. Депутаты Заксобрания хотят вернуть здравоохранение на муниципальный уровень

Недавно группа депутатов Законодательного Собрания Иркутской области внесла на рассмотрение областного парламента проект закона «О наделении органов местного самоуправления областными государственными полномочиями по организации оказания медицинской помощи». Это значит, что система здравоохранения Приангарья, которая была шесть лет назад передана с муниципального уровня на областной, вновь должна перейти в подчинение мэров городов.

Одним из инициаторов данного законопроекта является депутат ЗС от Усть-Илимска Артем Лобков.

— В 2013 году здравоохранение было передано с муниципального на региональный уровень. Сейчас можно подвести итоги этого эксперимента. По моему мнению, как одного из авторов законопроекта, на данный момент система управления здравоохранением для крупных городов может быть более эффективной, если ее вернуть на уровень муниципалитетов под управление мэров.

Потому что сегодня под управлением Минздрава находится достаточно громоздкая структура — более 300 учреждений, и министру сложно регулярно бывать на местах, особенно отдаленных, и быть в курсе происходящих событий. На пример, в Усть-Илимске даже нет представителя министерства здравоохранения, который отвечал бы за координацию деятельности учреждений. Эта работа возложена на одного из местных главных врачей.

До 2013 года в Усть-Илимске было собственное управление здравоохранения, которое вполне эффективно справлялось со своими задачами. Законопроектом предусмотрено дополнительное финансирование из областного бюджета муниципалитетов на работу учреждений здравоохранения. Кроме того, заме чу, что большую часть финансирования медицинские учреждения получают из фонда ОМС (обязательное медицинское страхование). По схожему принципу работает сегодня в области система образования, в том числе и в Усть-Илимске.

Она находится на муниципальном уровне и достаточно эффективно управляется. Школы и детские сады получают субвенцию из областного бюджета для выплаты заработной платы и на текущие расходы. При этом у нас 14 школ и больше 20 детских садов, а учреждений здравоохранения, по сути, четыре: две поликлиники для взрослых, одна городская больница и одна детская поликлиника. Далее: Усть-Илимск находится на расстоянии тысячи километров от областного центра, и все проблемы, которые у людей возникают по системе здравоохранения, они могут попробовать решить только через Иркутск, напрямую выходя на министра. Взять, к примеру, вопрос льготных лекарств. Я считаю, если систему здравоохранения в крупных городах передать под управление мэров, она станет более удобной и доступной для людей.

Рассмотрим подробнее финансирование наших городских больниц и поликлиник. На протяжении прошедших шести лет реальной финансовой поддержки для проведения капитальных ремонтов, закупки оборудования наш город практически не получил. Большая часть из тех средств, что получено, это резуль тат совместной работы главных врачей и депутатов Заксобрания. За шесть лет, в течение которых здравоохранение находится под управлением правительства области, не сложилось системной последовательной работы по капитальному ремонту и оснащению медицинских учреждений оборудованием. Даже обновление парка машин скорой помощи – это инициатива депутатов Заксобрания. Мы неоднократно на заседаниях комитета просили министерство подготовить понятную и прозрачную программу развития системы здравоохранения в Иркутской области. Но ее до сих пор нет!

Что изменит передача полномочий на уровень города? Городская власть сможет сама планировать приоритетность и направлять средства на проведение ремонтов и приобретение меди Цинского оборудования. Это будут субсидии и субвенции, направляемые из областного бюджета в город, а также собственные средства городского бюджета. Уверен, городская власть сможет делать это более оперативно, и думаю, что быстрее, чем сейчас, пока подобный вопрос вызревает в министерстве в Иркутске.

Что касается выполнения крупных ремонтов, приобретения дорогостоящего оборудования, то никто не отменяет федеральные и областные целевые программы. Школы и детские сады подчиняются городу, но мы направляем средства из бюджета области на капитальный ремонт лицея и школы №2. Так же будет и с учреждениями здравоохранения. Проблем с финансированием сферы здравоохранения в соответствии с проектом закона не предполагается. Думаю, что средств станет даже больше, потому что источников станет больше, а значит, и возможностей.

Все ФАПы, амбулатории, которые находятся в районе, подчинены городским поликлиникам. Их сеть также будет находиться в этой системе, никаких противоречий нет. Мы сейчас говорим об общей стратегии перехода, и пока дополнительных предложений не поступило. Законопроект планируется рассматривать в сентябре. Есть время все обсудить и взвесить. Ничего необдуманного закон не предусматривает.

Законопроект «О наделении органов местного самоуправления областными государственными полномочиями по организации оказания медицинской помощи» внесен депутатами: Александром Гаскьковым («Справедливая Россия»), Артемом Лобковым («Единая Россия»), Виктором Побойкиным («Единая Россия»), Ольгой Безродных («Гражданская платформа»), Ларисй Егоровой («Справедливая Россия»).

Инициативному Артему Лобкову в Усть-Илимске ответили резко.

«Зачем разрушать конструкцию, которая работает?»

Владимир Рыбицкий, главный врач Центральной городской больницы:

— Я за централизацию управления медициной, а внесенный проект — это децентрализация. Сегодня мне есть куда обратиться, рассказать о существующих проблемах. Могу проконсультироваться со специалистами, экспертами Минздрава, выйти на область с любым вопросом и предложением и вести конструктивный профессиональный диалог, У централизованной системы, я убежден, есть 100 процентное преимущество.

Во-первых, это большая возможность для эффективного контроля. С помощью современных коммуникаций в режиме онлайн всеми процессами управляет министерство здравоохранения. Мы все находимся на прямой связи, современные технологии это позволяют. Как еще лучше можно организовать работу, я себе не представляю.

Во-вторых, такое управление позволяет максимально использовать все ресурсы, которые имеются в медицине, как для городов, так и районов. Раньше такого никогда не было. Считаю, что достаточно эффективно работает механизм, который позволяет обмениваться необходимым оборудованием. К примеру, у меня есть два аппарата, но используется только один, либо спонсоры приобрели более современное оборудование, и старое действующее оборудование уже не нужно. Я об этом сообщаю в специальные службы Минздрава, далее информацию выставляют на сайт. И кому-то это оборудование пригодится. В целом система успешно работает. Министерство контролирует, где какое оборудование есть и в какую больницу надо что-то добавить.

В-третьих, такая система управления позволяет быстро мобилизовать усилия при чрезвычайных ситуациях, как, на пример, в Тулуне и близлежащих населенных пунктах. Пострадавшим от паводка было сделано 46 тысяч прививок только от гепатита «А». Какому муниципалитету это под силу? Министр держит ситуацию под контролем, выезжает по тревожному сигналу на место происшествия. И, естественно, это позволяет владеть всей картиной, которая имеется на данный момент: анализировать, прогнозировать...

В-четвертых, нужно понимать, что у медиков минимальные полномочия, и самое главное их полномочие - это лечить людей. Все наши действия в самом узком смысле прописаны. Нам никаких правил не нужно изобретать. Мы четкие исполнители, нам никакие креативщики не нужны. Что мешает сегодня муниципалитету без всяких дополнительных законов со своей стороны организовать материальные вливания в здравоохранение? Хотя бы отремонтировать дороги вокруг больницы! Зачем разрушать конструкцию, которая уже работает? Я вижу, что есть движение вперед. К былой системе уже не вернуться.

В-пятых, сейчас, по сути, мы находимся в кризисной ситуации, вызванной санкциями, которые повлекли проблемы с медикаментами, оборудованием, и самое сложное — это дефицит кадров таких обстоятельствах нам никак нельзя уходить от централизованного управления.

«Зачем возвращаться назад?»

Феодосия Стрекаловская, главный врач городской поликлиники №2:

— Я не поддерживаю эту идею. Сегодня процессом в сфере медицины руководит профессиональная команда во главе с министерством здравоохранения, которая четко знает все проблемы территорий: есть дорожные карты по проблемным вопросам, формируется развитие здравоохранения. Где-то строятся новые ФАПы, больницы, дома для медиков, проводятся капитальные ремонты учреждений. И Усть-Илимска это тоже коснулось. Всем известно, что планируется перевод детской поликлиники в здание, которое будет ремонтироваться. Здесь будут созданы прекрасные условия для работы дневного стационара, отделения реабилитации с игровыми комнатами и просторными площадями. Кроме того, на базе поликлиники №1 планируется открыть отделение реабилитации для взрослого населения. Это же прекрасно! Там будут специалисты, новые методики, и уже не возникнет ситуация, когда пациента после инфаркта или инсульта везут домой и к нему приходит врач общего профиля, который не может назначить реабилитационные мероприятия, проконтролировать их, и т.д. Паллиативная служба тоже будет развиваться.

В целом, этот законопроект я расцениваю как шаг назад для всех территорий. Министерство здравоохранения глобально видит развитие медицины в регионе. Да, существует кадровая проблема, но на ее решение брошены все силы — и Минздрава, и муниципалитета. Половине от общего числа врачей более 70 лет, молодых специалистов не хватает. Сегодня правительство рассматривает вопросы о закреплении кадров за муниципалитетами по целевым направлениям, чтобы хотя бы три года молодые специалисты отработали у нас.

Даже если область передаст финансирование на муниципальный уровень, все медицинские учреждения Приангарья невозможно одинаково обеспечить деньгами. Кто-то будет ближе к областной казне, кто-то окажется дальше.

Потом, сегодня есть возможность приобретения оборудования. Мы подаем заявки в бюджет области, резервный фонд ОМС, Группу «Илим». А если окажемся в городе, то у нас останется только один путь – муниципальная казна. И какую программу сделает город для развития учреждений здравоохранения? Оборудование очень дорогостоящее. Допустим, я планирую покупать маммограф. Он стоит 14,5 млн рублей. Стойка ‘урологическая, которую приобрела Группа «Илим», стоит 22 млн рублей. А компьютерный томограф обойдется сегодня около 40 млн рублей. Где муниципалитет возьмет такие деньги?

А еще меня беспокоит объединенное здравоохранение. Мы, можно сказать, с колен подняли поселковые ФАПы и стали развивать медицинское обслуживание в Усть-Илимском районе. Туда по графику выезжают узкие специалисты, в поселениях мы проводим диспансеризацию, работают на месте смотровые кабинеты. Кстати, на будущий год область пообещала нам выделить средства в размере 10 млн рублей на бассейн для реабилитации пациентов в Железнодорожной амбулатории. Много есть еще разных идей для территории района, хотя это совсем другой муниципалитет. В случае принятия законопроекта сельскую медицину придется отделять, создавать там свое управление. Из кого?

Депутаты Заксобрания непоследовательны в своих решениях. Четыре года назад они добивались все забрать. У муниципалитетов и передать на уровень области, теперь захотели все повернуть вспять. Их не волнует даже тот факт, что последуют и большие затраты. Когда мы переходили в область, надо было получить лицензию, поменять все печати и вывески, передать земельные участки на уровень области. Зачем возвращаться назад?

Считаю, что данная инициатива — чистой воды политиканство, чтобы обратить на себя внимание. В этом нет никакой видимой причины для улучшения ситуации в сфере здравоохранения.

Передать муниципалитетам только «социалку»

Сергей Лесков, заместитель главного врача по скорой медицинской помощи Усть-Илимской городской больницы:

— Считаю, что муниципалитетам можно передать отдельные полномочия. Например, в части организации социально-бытовых условий для сотрудников, которые приезжают к нам работать. Это компенсация коммунальных расходов, оплата съемного жилья, выплата подъемных и т.п. На это и сейчас денег нет.

А вот в части управления процессом оказания медицинской помощи муниципалитет будет только мешать. Ведь в администрации города нет специалистов по здравоохранению, которые бы адекватно давали указания мэру или кому-то из должностных лиц.

Считаю, что инициатива группы депутатов Законодательного Собрания Иркутской области носит утопический характер, потому что передача полномочий по руководству учреждениями здравоохранения на областной уровень, которая произошла в 2013 году, — это политика федеральная, регламентируемая распорядительными документами Минздрава РФ. Организация процесса здравоохранения должна быть в одних РУках, этим должен заниматься главный врач.

«Как мэр не вижу смысла…»

Яков Макаров, мэр Усть-Илимского района:

— Если полномочия министерства здравоохранения передать на уровень районов, чем тогда будет заниматься министерство? Во-первых, сегодня все муниципалитеты испытывают кадровый голод. Отсутствие кадров, соответственно — низкий уровень обслуживания.

Во-вторых, зачем району финансировать здравоохранение, если им занимается Минздрав? Система уже работает, пока мы кадровый вопрос не решим, ничего не изменится.

В-третьих, передать здравоохранение муниципалитетам — это одно, а как потом содержать учреждения, ремонтировать их?

Как мэр района, я не вижу сегодня смысла передачи полномочий области на уровень поселений.

«Мы там уже были…»

Любовь Пронина, первый заместитель мэра города Усть-Илимска:

— Мы уже взвесили все последствия, которые могут быть в связи с реализацией этой инициативы. Я думаю, что вряд ли это стоит делать, потому что мы были уже в этой системе, когда муниципальный бюджет не мог себе позволить приобрести дорогостоящее медицинское оборудование. Сегодня деньги целенаправленно выделяются, в том числе на текущие и капитальные ремонты. В Усть-Илимске есть множество проблем по оснащению медицинским оборудованием, с чем мы работаем очень плотно. У нас координация и взаимодействие с Минздравом налажены. Единственная проблема, которая должна решаться, — это вопрос с кадрами. Но эта проблема общая для всей Иркутской области. И неважно, в каком подчинении находится здравоохранение, решать ее придется муниципалитету, и нужно подключаться правительству региона. В целом считаю, что минусов будет больше, чем плюсов.

Слово министра…

Олег Ярошенко, министр здравоохранения Иркутской области:

— Возвращение здравоохранения муниципалитетам приведет к неспособности финансировать медицину в должных объемах, особенно с учетом затрат на содержание и эксплуатацию современных, уже построенных центров, оборудования и работающего на нем персонала, не говоря о тех, которые будут построены. Только в условиях централизации мы можем реализовать национальные проекты «Здоровье» и «Демография». Появление новой прослойки в виде мэров и депутатов значительно изменит формат работы, это ее сильно усложнит.

Наталья Иванишина, Газета Вестник Усть-Илимского ЛПК


В 2013 году под управление Минздрава региона было передано 97 лечебных учреждений, с 2014 года еще 28 – в Иркутске.

До 2013 года на капитальный ремонт, реконструкцию, строительство, разработку проектно-сметной документации учреждений здравоохранения муниципалитеты направляли из своих бюджетов от 100 до 150 миллионов рублей в год. С 2017 года на эти цели закладывается 1 500 млн рублей из областного бюджета.

До 2013 года по капитальному ремонту затраты составляли порядка 50 миллионов рублей в год, с 2017 года – от 550 миллионов. На эти деньги ежегодно ремонтируется 45 медицинских объектов. Износ всех фондов составлял около 43%. За три года он снижен до 33-34%.

Комментарии

Ваше имя:

Сообщение:

Гоблин
лобков едр и этим все сказано! Что едры не предложат, всё не для людей! А менять надо! И с этим согласятся все, кому к сожалению пришлось обращаться в нашу новгородскую на Героев Труда! Писес! Анализы теряются, врач на приеме даже не касается в часть послушать, померить давление. и пр. Все в компе что то пишет... Про сдачу анализов крови - отдельная песня!!! Очередь? Вы о чем??? Возьмешь талончик за месяц на определенное время и чо???? Хрен!!! Сидишь как проклятый "через одного" и пр. возгласы!
Евгений
Лобков--Единственный ,кто Реально понимает о чём говорит!!! Артём ,Вперед!Это они свои Жопы пытаются спасти
Ольга
Господину Лобкову больше заняться нечем кроме как бред предлагать
адмирал ясенхрен
Господа врачи боятся не децентрализации,а другого - то что их органы местного самоуправления будут беспощадно подвергать критике и всяким проверкам. А проверять там есть что! Например, зарплаты младшего медицинского состава, убранные надбавки, только убранные не Областью - а местной бухгалтерией! Также радует глаз техническая база некоторых отделений, в частности, реанимация в ЦГБ... Про реанимацию вообще отдельный разговор - появление врачей в нетрезвом виде,доказывать здесь это я не буду , но поверьте прецеденты были... Так что местным главрачам очень выгодно дружить с правильными людьми из Центральных кругов.все здесь хорошо и гладко...