Прокурор Станислав Окульский: «Мы пришли с серьезными намерениями»

1 февраля 2018 года на территории города начала работу Усть-Илимская межрайонная природоохранная прокуратура Байкальской межрегиональной природоохранной прокуратуры. Как соблюдаются в Усть-Илимске и Усть-Илимском районе законы в сфере охраны окружающей среды и природопользования, мы поинтересовались у руководителя ведомства, прокурора Станислава Окульского.

Прокурор Станислав Окульский

Станислав Окульский, прокурор Усть-Илимской межрайонной природоохранной прокуратуры:

Мы пришли с серьезными намерениями. Наша задача – привести работу предприятий в русло закона. Мы должны решить вопрос накопленного вреда, который уже есть, который образовался до прихода в город и район природоохранной прокуратуры. Это первое. Второе – мы должны пресечь накопление этого вреда в будущем. Есть проблема с отходами лесопиления? Значит, надо понять, почему она возникла, по каким причинам, и решить, что делать дальше, чтобы она не возникла снова. Конечная цель деятельности природоохранной прокуратуры – сохранение экологического равновесия.

– Станислав Андреевич, 10 месяцев возглавляемая вами структура работает в городе и районе. Какие нарушения в сфере охраны окружающей среды в нашем районе требуют, по вашему мнению, наиболее пристального внимания?

– Мы с самого начала определили направления, которые наиболее проблематичны для Усть-Илимска, Усть-Илимского и Нижнеилимского районов. В первую очередь, это накопленные предприятиями и организациями отходы производства и потребления. Обусловлены они спецификой производства. В основном это отходы лесопиления, огромные объемы которых предприятия и предприниматели складируют в границах лесного фонда, карьерах и иных местах, не предназначенных для этого. Такие места не оборудованы сооружениями, предотвращающими загрязнение окружающей среды, как того требует ФЗ «Об отходах производства и потребления»; при таком размещении отходов невозможно вести мониторинг за состоянием и загрязнением воздуха, земель и подземных вод. Все это – нарушение российского законодательства. Кроме того, стихийные свалки наносят вред окружающей среде, экологическому равновесию, становятся причиной пожаров, задымления воздуха. Поэтому природоохранная прокуратура принимает все меры, чтобы выявить и запретить стихийное размещение отходов лесопиления, а уже образовавшиеся свалки ликвидировать. Поэтому сейчас мы делаем упор на борьбу с незаконным размещением и оборотом отходов лесопиления.

– Сколько в нашем городе и районе предприятий, занимающихся переработкой древесины? Многие ли нарушают природоохранное законодательство?

– Порядка 90. При этом нет ни одного предприятия, которое соблюдало бы природоохранное законодательство на 100%. Процентов 70 предприятий имеют значительные нарушения, лишь 30% что-то уже сделали, чтобы сократить наносимый ими вред природе.

– Какие нарушения вы фиксируете чаще всего?

– Самые распространенные – в сфере охраны атмосферного воздуха, в сфере утилизации отходов лесопиления, промышленных отходов (аккумуляторов, автомобильных покрышек и т.п.), а также бытовых отходов, их ведь предприятия тоже производят. Особенно критическая ситуация сложилась в Усть-Илимском районе и именно с отходами лесопиления. Мы видим объекты, где размещены огромные объемы опилок, древесной коры и других отходов лесопиления. Но есть и неочевидные правонарушения. Если свалку – любую – можно не только ощутить (по запаху) но и увидеть, «потрогать», то выбросы, которые осуществляют все предприятия в результате своей деятельности, мы, как правило, не осязаем, не можем потрогать, тем более не видим их объем. При этом выбросы в атмосферный воздух исчисляются десятками тысяч тонн!

– Можете привести примеры? Какие меры воздействия к нарушителям приняты?

– Конечно. Вот лишь немногие из выявленных нарушителей – ООО «Гамарус», ЗАО «Ката», ИП Прямков, ООО «Нанива», ООО «Директ-2000». Так, ИП Прямков эксплуатировал котельную и деревообрабатывающие станки без разрешения на выбросы вредных веществ в атмосферный воздух.То есть начал работу, не получив разрешительную документацию, нанося при этом вред окружающей среде. Усть-Илимский городской суд удовлетворил наше исковое заявление о приостановке деятельности предприятия. Также судом по требованию прокуратуры на ИП Прямков возложена обязанность по проведению инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ, а также по разработке проекта предельно допустимых выбросов в атмосферу. Это необходимо для осуществления производственного экологического контроля, что и требует российское законодательство.

Загрязняющее воздух деревообрабатывающее предприятие закрыли в Усть-Илимске

Или возьмем ЗАО «Ката». Предприятие получило два земельных участка, один из них якобы под рекультивацию – старый отработанный карьер. Но по факту никакой рекультивации там нет, карьер просто завалили отходами лесопиления. В судебном порядке мы запретили вывоз туда отходов лесопиления и понудили все, что там накопилось, вывезти. 17 ноября решение по ЗАО «Ката» вступило в законную силу. Мы контролируем его исполнение. Скажу, что это сложный, проблематичный иск. Во-первых, руководитель «Каты» вообще не идет на контакт, притом что возглавляемое им предприятие – один из крупнейших загрязнителей почвы в Усть-Илимском районе. Во-вторых, предприятие надо заставить все то, чем забит карьер, вывезти. Как заставить? Рычаги есть. Неисполнение решения суда – это ст. 315 Уголовного Кодекса РФ со всеми вытекающими последствиями, то есть, с возбуждением уголовного дела в отношении руководителя предприятия. К вывозу же отходов, для исполнения решения суда, мы можем привлечь сторонние организации, а сумму затрат потом взыскать в их пользу с нарушителя.

ЗАО «Ката» размещало отходы деревообработки в районе озера Карапчанское

Другой пример – ООО «Нанива». При производстве пиломатериалов предприятие образует опасные отходы, выбрасывает загрязняющие вещества в атмосферный воздух. Разрешительной документации предприятие не получило: не утверждены нормативы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, не получено разрешение на данный вид деятельности, производственный экологический контроль не производится. Также на предприятии не оборудованы места временного накопления отходов, как того требует закон, не разработаны паспорта на опасные отходы, отчетность и учет образования и иного движения отходов ведется с нарушением установленного порядка. В итоге в отношении ООО «Нанива» возбуждены административные дела об административных правонарушениях. Кроме того, «Нанива» привлечено к ответственности в виде предупреждения и штрафа в 90 тысяч рублей. Для устранения нарушений в суд направлено исковое заявление, которое находится на рассмотрении.

Еще пример – это ООО «Вудтрейдком», крупное предприятие, осуществляющее переработку древесины на территории р.п. Железнодорожный. В ходе проверки установлено, что об экологии предприятие даже не задумывалось, как и большинство, при осуществлении деятельности там рассчитывали только на получение прибыли. За допущенные нарушения предприятие привлечено к административной ответственности с назначением штрафа в размере 370 тысяч рублей.

Компания «Вудтрейдком» оштрафована за вредные выбросы

– Станислав Андреевич, как вообще «бороться» с отходами лесопиления? Их же надо как-то утилизировать…

– Выход есть всегда. Кто-то ставит на предприятии печи, сжигает остатки, отходы, получается замкнутый цикл переработки. Природоохранная прокуратура это только приветствует. Пожалуйста, получайте разрешительную документацию, приобретайте и устанавливайте печи, оплачивайте компенсацию выбросов. Возьмем названное уже ООО «Директ-2000» – они сжигали свои кородревесные отходы лесопереработки, но не имели на это разрешительной документации. Прокуратура обязала предприятие получить лицензию на сжигание отходов 4-го класса опасности. За время рассмотрения дела в суде ООО «Директ-2000» ликвидировало у себя свалку отходов лесопиления и даже заказало еще одну печь для сжигания кородревесных отходов.

Есть в Усть-Илимске предприниматели, которые инициировали строительство заводов по переработке древесных отходов в пеллеты. Заводов пока мы не видим, но даже намерения – это уже хорошо. Посмотрим, что будет после нового года. Вот когда увидим пеллеты в упаковке с маркировкой «Сделано …. (г. Усть-Илимск)», тогда можно говорить, что производство запущено.

– А без суда, без приостановления деятельности предприятия получается воздействовать на нарушителей? Какие вообще меры воздействия есть у природоохранной прокуратуры?

– У нас четыре меры прокурорского реагирования: предостережение, представление, исковое заявление, административное производство. Мы можем предостеречь юрлицо о нарушениях в дальнейшем. Например, у предприятия нет лицензии на деятельность, ее требующую – и мы предостерегаем о незаконности действия без лицензии в дальнейшем. Представление используется, когда уже допущено нарушение закона предприятием, и мы это установили. С исковым заявлением мы обращаемся в суд, чтобы он принял в отношении предприятия решение. Административное производство запускается в случае наложения на предприятие штрафа. Представление и иск направлены на устранение нарушения, ими мы обязываем виновное лицо их устранить. Штраф – это уже наказание за правонарушение. При наличии возможности стараемся снизить штрафную нагрузку на предприятия, но лишь с той целью, чтобы сохраненные средства они вкладывали в фактическое устранение нарушений и улучшение технологии производства.

Подчеркну – у природоохранной прокуратуры нет цели наказать. Наша первоочередная задача – предотвратить нанесение вреда и ущерба природе и здоровью граждан. Поэтому меры воздействия мы применяем по ситуации. Для начала это может быть предостережение, представление. Если нарушитель отказывается реагировать на них, прокуратура выходит с заявлением в суд, чтобы тот обязал устранить нарушение в судебном порядке. Часто все зависит от реакции проверяемого. Если при проверках мы встречаем непонимание, противодействие, зачастую идем в суд сразу. Еще мера воздействия зависит от характера и тяжести нарушения. Есть нарушения, устранение которых занимает длительное время. Например, отсутствие необходимой документации, которую надо разработать и согласовать. А есть нарушения, которые нужно устранить здесь и сейчас – к ним относятся захламление территории, сбросы в водный объект.

– Отслеживаете ли вы реакцию, действия нарушителей, к которым вы применили меры прокурорского реагирования?

– Конечно, все свои меры мы отслеживаем. Исполнение представления – самостоятельно, при получении ответа от нарушителя всегда проверяем, действительно ли нарушения устранены. Если это исковое заявление – отслеживаем через службу судебных приставов. При административном производстве контролируем, в срок ли уплачен штраф.

– А если виновник не заплатил штраф? Либо штраф заплатил, но нарушать природоохранное законодательство продолжает…

– Иск в суд, вплоть до приостановки деятельности предприятия. Пленум Верховного суда РФ в прошлом году дал разъяснение в части экологии: если у предприятия отсутствует разрешительная документация, особенно в части выбросов в атмосферный воздух, в водные источники, это прямое основание для приостановления его деятельности. Кроме того, Кодекс об административных правонарушениях в этом случае допускает приостановление деятельности предприятия до 90 суток. Мы этим не злоупотребляем, понимаем, что на предприятиях работают люди, но в случаях злостных нарушений используем. Все – по ситуации. Рычагов воздействия хватает. Но мы всегда учитываем характер правонарушения.

– Как природоохранная прокуратура выявляет нарушителей? Откуда вы получаете информацию о нарушениях?

– Есть ряд государственных контрольно-надзорных органов, с которыми мы плотно взаимодействуем, информацию от которых мы получаем. Например, от Роспотребнадзора – о зарегистрированных источниках выбросов в атмосферный воздух. Мы знаем, сколько предприятий работает на территории Усть-Илимска и Усть-Илимского района. Знаем, сколько здесь источников выбросов. Получив документацию от контрольно-надзорных органов, мы ее проанализировали и увидели, у каких предприятий отсутствует разрешительная документация на осуществление деятельности. Исходя из перечня мы видим, сколько предприятий работает, имея лицензии, а сколько – не имея. Исходя из этого, мы определили, кого проверять. План проверок мы составляем на каждое полугодие. Но это не значит, что не вошедшие в план не попадут под наш надзор. Мы имеем право осуществлять и внеплановые проверки по информации, полученной от граждан, из СМИ, из других источников. Конечно, о проверках предупреждаем в соответствии с законом. Некоторые предприниматели этим злоупотребляют, делая, честно говоря, себе только хуже. Если, получив уведомление о проверке, руководитель предприятия его временно закрывает – это наводит на мысль, что ему есть что скрывать.

– Актуально ли для природоохранной прокуратуры межведомственное взаимодействие?

– Да, для нас это очень актуально. На базе нашей прокуратуры создана межведомственная группа по правонарушениям в сфере экологии. Буквально месяц назад прошло первое заседание. В нее вошли представители администраций города и района, главы администраций поселков Железнодорожный и Невон, сотрудники правоохранительных органов – полиции, службы судебных приставов, представители ГО и ЧС, рыбоохраны, Службы по защите животного мира. То есть все, чьи контрольные функции так или иначе касаются защиты окружающей среды и экологии. Мы такие заседания будем проводить не реже одного раза в два месяца, при необходимости – чаще, так как проблем в этой сфере накопилось немало. Также будем выезжать на местность. Летом, например, задерживали браконьеров на ловле рыбы сетями. В следующем году, кстати, за браконьерский лов рыбы штрафы, которые поступают в районный бюджет, серьезно увеличатся. Браконьерам стоит задуматься.

– По каким вопросам и нарушениям в природоохранную прокуратуру могут обратиться жители города и района?

– В связи с приказом о межведомственном взаимодействии мы вопрос, если он не в нашей компетенции, направляем в соответствующие органы. Что касается нашей компетенции – все, что связано с охраной природы и экологией. Захламление территории мусором каким-то предприятием или организацией, организация стихийной свалки. Спил деревьев в черте города (поселка, района). Строительство в водоохранной (природоохранной, рекреационной) зоне. Слив (сброс) нечистот, отработанной воды в реки (озера), в землю, в канализацию. Мытье автомобилей в естественных водоемах. Сжигание мусора.

Недавно наблюдали в Усть-Илимске такую картину: ассенизаторская машина сливает отходы в городскую канализацию в черте города. Проверили тут же документы. Оказывается – без лицензии, без разрешения. Сейчас эти горе-бизнесмены будут отвечать по закону.

– Как к вам обратиться? Как быть уверенным, что обращение в работе, на него отреагировали?

– Начнем с сайта, там есть форма обращения. Там же есть и наши телефоны рабочие, в том числе мой рабочий сотовый дежурный (8-952-615-2733), есть электронный адрес. Также в прокуратуре организован личный прием граждан пять дней в неделю. Плюс мы практикуем выезды в район и организацию приема граждан в поселках. О дате визита мы извещаем администрацию поселения заранее!

– Как человек может узнать о результатах работы по его обращению? Есть ли форма официального ответа?

– Письменный официальный ответ человек получает по истечении 30 дней после обращения, если он указал свои координаты, контактные данные. На анонимные обращения, естественно, ответ мы направить не можем, но в работу информацию берем. Также с результатами работы по обращению желающие могут прийти и ознакомиться у нас, в прокуратуре, лично.

– Спасибо за интервью.

Виктория Галиулина, «Вестник УИ ЛПК»


  • Для эффективного взаимодействия с гражданами создана «Информационно-справочная брошюра по вопросам обращения в Усть-Илимскую межрайонную природоохранную прокуратуру». В брошюре указан порядок обращения в ведомство, адресные данные прокуратуры, время приема граждан, также приложена форма заявления. Размещена брошюра на сайте администрации города: файл .pdf
  • Усть-Илимскую межрайонную природоохранная прокуратура, адрес сайта: baikalproc.ru/uimpp/
  • Горячая линия по охране недр: 8-395-243-63-16.

Комментарии

Ваше имя:

Сообщение:

Комментариев пока нет