Брошенные дачниками собаки дичают и сбиваются в стаи

Ни для кого не секрет, что проблема с безнадзорными четвероногими в Усть-Илимске стоит остро уже который год. Ежегодно тратятся немалые средства на отлов бездомных животных, однако меньше их не становится. Одни горожане требуют убрать их с улиц, другие – подкармливают бродяг. А ведь бродячие собаки не возникают ниоткуда, их заводят, а потом обрекают на вольную жизнь люди. Впрочем, многие устьилимцы этот факт отчего-то упускают из виду. И дружно жалуются в соцсетях и в различные инстанции на бездействие местных властей. Последние, в свою очередь, ссылаются на несовершенства законодательства. Так замыкается круг… Но можно ли найти из него выход?

Усть-Илимск. Безнадзорные собаки

Есть известный афоризм: «Уровень цивилизованности общества определяется отношением к детям, старикам и животным». И если детям и старикам в нашей стране помощь худо-бедно оказывается, то на проблему с животными многие стараются закрыть глаза. Речь идёт о кошках и собаках, которые волею человека зачастую оказываются выброшенными на улицу. Они, не приспособленные к самостоятельной жизни, обречены на мучительное голодное существование. Кто-то погибает, кому-то везёт, и он находит новый дом, а кто-то так и остаётся коротать свои дни в подворотнях и на теплотрассах, пытаясь прокормиться на помойках. Сердобольные люди подкармливают прибившихся бродяжек, а те приносят приплод. И армия бездомных животных растёт.

Домашние бездомные

Дачный сезон подошёл к концу, период отпусков закончился, устьилимцы возвращаются в городские квартиры. И у многих из них появляются причины не забирать с дач своих собак и кошек. Кто-то вспомнит, что у старенькой бабушки обострилась астма от кошачьей шерсти, да и вообще, надоела эта Мурка по ночам орать и грызть любимые фиалки жены. Вспомнится, что во дворе совершенно негде выгуливать собаку, да и времени на это катастрофически не хватает… И, приняв решение на семейном совете, подкреплённое поддельной грустью и скупыми слезами, высыпав остатки корма в дачную миску – на первое время, люди оставляют своего некогда «любимого» питомца на произвол судьбы. Десятки таких несчастных собак будут бегать в отчаянии за любой проезжающей мимо машиной в надежде на то, что их потеряли и уже ищут, или просто забыли по нелепой случайности, и любимый хозяин вернётся, подойдёт, почешет за ухом, заберёт домой и всё будет как прежде. А дальше и взрослых, и детей захлестнёт круговорот дел и забот – жизнь войдёт в привычное русло. И то, что когда-то в семье был питомец, скоро забудется.

На дачах часто оставляют не только взрослых псов, но и совсем маленьких щенков, принесённых «любимой» собакой весной или летом. Раздать их некому, лишить жизни своей рукой – духу не хватает. И малышей оставляют погибать от голода и холода. А вот крупные псы, взятые на лето для охраны участка, так легко не сдаются. Они сбиваются в стаю, которая сначала «наводит порядок» в садовом товариществе, подчищая помойки, оставленные хозяевами дач, а потом добирается и до города. На улицах такая стая примыкает к местным бездомным собакам, и уже вместе некогда домашние питомцы быстро осваивают всё новые территории. Бывшие когда-то домашними псы, ставшие в одну секунду беспризорниками, оккупируют городские парки, дворы, гаражные кооперативы и т.д. Зачастую они гибнут под машинами, отвыкнув от городского транспорта. Зато людей не боятся и рассматривают тех как добычу. От «друзей человека» в этих собаках мало что остается – да и с чего бы им испытывать дружеские чувства к тем, кто предал?

Только за сентябрь в городскую службу ЕДДС поступило около 20 сообщений от жителей, касающихся бесхозных бродяжек и домашних собак на самовыгуле. По большей части люди жалуются на агрессивное поведение четвероногих. Вот что пишет местный житель на странице одной из усть-илимских групп в известной соцсети:

«1 сентября вечером мой младший брат гулял с друзьями на спортивной площадке возле ДЮСШ «Юность». Рядом находилась большая бездомная собака. Дети начали играть в догонялки между собой, собака стала гоняться за ними. В какой-то момент она кинулась на моего брата, но он смог убежать и забраться на ближайший турник, где и сидел, пока проходящий мимо мужчина не отогнал свирепое животное. В итоге, у ребёнка шок и вся спина в царапинах и кровоподтёках от укусов. Благо он был одет в тёплый свитер и плотную куртку. У нас в 11-ом микрорайоне часто бегают своры бродячих собак. Страшно детей отпускать из дома. Не дай бог встретиться с голодным псом. А если их несколько? Шанс убежать – невысок. И, если не помогут, не спастись. Надо что-то с этими бродяжками делать!».

Действительно, стая из 5-7 голодных псов наводит ужас даже на взрослых. С наступлением холодов безнадзорные собаки устремляются поближе к людям и мусорным контейнерам. А некоторые граждане намеренно прикармливают собак. Понятно, что они делают это из жалости. Но ведь бродячие животные начинают с уверенностью ходить в устроенную для них «столовую». И тогда, выходя на улицу, смотри в оба, чтобы такой вот пёсик не «тяпнул» за ногу. Примеров этому немало. Вот ещё одна история, тоже из соцсетей:

«На днях, выходя из подъезда своего дома – это переулок Южный,1 – я услышала громкий лай. Выйдя на улицу, немного опешила от увиденной картины. На детской площадке стояла девочка лет 8-ми, а вокруг неё 4 собаки, которые не давали ей пройти. Девочка плакала, а собаки кидались на её ноги. При этом угрожающе лаяли, явно чего-то требуя. Только громкий свист проходящего мимо мужчины заставил собак отстать от девочки, которая тут же бросилась домой. А собаки сначала кинулись в нашу сторону, но по дороге отвлеклись на своих собратьев, бежавших в сторону площадки с мусорными контейнерами. Как долго эти собаки будут держать в страхе наш двор? Возле мусорных баков эти своры обитают круглогодично. Да, их жалко, они не виноваты, что остались жить на улице. Но и людей жалко, и страшно! Надо собак таких либо отстреливать, либо в специальный приют помещать. А не ждать, когда всех горожан они перекусают».

На всех собак денег не хватает

Каждый год в сентябре-октябре численность бездомных собак в Усть-Илимске заметно возрастает, отмечают специалисты ответственных структур. Нынешний осенний сезон - не исключение. По данным Усть-Илимской станции по борьбе с болезнями животных, на сегодня в городе числится 357 безнадзорных животных: 315 собак и 42 кошки. Для сравнения – ещё весной мохнатых бродяжек в городе было около 250.

«Мы ежеквартально проводим мониторинг по бездомным животным, его итоги направляем в службу ветеринарии области для того, чтобы там повлияли на формирование бюджета Приангарья в строке «о безнадзорных животных», ведь, исходя из полученных данных, для каждого муниципалитета определяется финансирование, – говорит Марина Каримова, руководитель ОГБУ «Усть-Илимская станция по борьбе с болезнями животных». – В Усть-Илимске беспризорных животных – ровно половина от общего числа по городу и району. Конечно, точную статистику вести трудно. Но ведь можно повлиять на их количество. Одним из действенных механизмов сокращения популяции бездомных животных считается стерилизация и кастрация домашних собак и кошек. Это эффективный и гуманный способ, позволяющий сократить незапланированное потомство, которое впоследствии, по воле владельцев, может пополнить стаи бродячих четвероногих».

А между тем, на отлов, транспортировку и временное содержание бездомных четвероногих в нашем городе ежегодно тратятся средства из областного бюджета. Из года в год объём их лишь уменьшается. Так, в 2018 г. Усть-Илимску выделили всего 360 тысяч рублей. На данный момент эта сумма полностью освоена. Выделение дополнительных денег в этом году из области на решение проблемы не предвидится. Однако в Администрации города пытаются найти способ заполнить этот финансовый вакуум.

«Что касается нашего софинансирования – если речь вести о том, чтобы увеличить расходы города по отлову безнадзорных животных и их содержанию, то это можно сделать только после внесения изменений в Устав муниципалитета. Формально финансирование этого направления – госполномочия. И, выделив деньги на собак, не доработав нормативную базу в части городского Устава, мы получим нецелевое использование бюджетных средств и весь букет последствий. Да, мы не можем финансировать отлов и содержание животных, как прописано в законе, но ведь мы можем, к примеру, финансировать мероприятия по содержанию приюта для собак, или расходы на их питание и т.д. Сейчас эти вопросы мы и прорабатываем детально», – пояснил Александр Хворостинин, зам. мэра по экономике и финансам.

Так или иначе, а с улиц в этом году было отловлено 179 собак. Все эти бродяжки получили необходимые медицинские услуги и бирку в ухо с порядковым номером. Больных и агрессивных – усыпили. Кстати, как отмечают специалисты ветслужбы, такие меры приходится применять к бездомным животным всё чаще. Здоровым же четвероногим в течение месяца пребывания на карантине в приюте «Хатико» (именно с этой некоммерческой организацией муниципалитет уже который год заключает контракт по отлову и содержанию безнадзорных животных) подыскивают хозяев. К слову, как признают волонтёры «Хатико», наши горожане берут себе питомцев из приюта не очень охотно. В основном пользуются спросом здоровые псы, которых забирают в качестве сторожей на различные объекты. Тех четвероногих, кого не удалось пристроить в семью, отпускают в места их обычного обитания – туда, откуда их и забрали.

Одни волонтёры ситуацию не спасут

Каждое утро волонтёров из «Хатико» начинается с обхода вольеров собак и кошек. Всех животных нужно не только ежедневно кормить, но и проводить им лечебные процедуры (в приюте есть больные и раненные животные). Ежемесячно на их содержание, в том числе уход и корм, уходит около 50 тысяч рублей. Расходы на ветеринарные услуги предсказать невозможно, каждый месяц они разные. По словам Светланы Агатовны Бульбук, директора и создателя этой некоммерческой организации, в их приюте стабильно находится 350 постояльцев, причём 70% этих мохнатых и хвостатых – бывшие или настоящие домашние питомцы.

«Люди оставляют ненужных кошек и собак в подъездах, на остановках, часто подбрасывают в коробках под двери нашего приюта. Был случай: нам поступило сообщение о своре собак в районе дома №15 по улице Наймушина. Устьилимцы жаловались на эту компанию четвероногих неоднократно. Выследить этих кочевников непросто, но нам удалось. Приезжаем на место, видим 9 собак, 7 из них – с ошейниками. Естественно, мы забрали только бесхозных, а остальные дальше пошли шататься по городу. Как-то раз тоже забирали псов, уже без ошейников, с одного из дворов в левобережье, а женщина из окна увидела и кричит: «Зачем вы их трогаете, у них есть хозяева». А соседка ей: «Не переживай, их в ветеринарку свозят, кастрируют, стерилизуют и через пару дней вернут обратно, откуда забрали». И это не единичный случай, когда за наш счёт люди проводят медицинские процедуры своим питомцам. К сожалению, редкие владельцы собак сами заботятся о регулировании их потомства», – рассказывает Светлана Бульбук.

Она поясняет – из выделяемых областью средств в день на одного безнадзорного животного выходит 27 рублей:

«Это, конечно, смешные деньги. С контракта оплачивается отлов бездомного животного, ветеринарные услуги (осмотр, санобработка животного, вакцинация, кастрация/стерилизация, средняя стоимость всех этих процедур около 5 тысяч рублей), уход за животным и его питание в течение месяца. Через 30 дней контрактное животное отпускается туда, где его отловили. Наверно многие устьилимцы на улицах видели собак с бирками в ушах – это «контрактники», они уже стерилизованы, кастрированы, т.е. не будут размножаться. Но наши жители почему-то таких псов опасаются больше, чем непомеченных. А зря – у кастрированных животных меняется характер, в большинстве случаев они перестают быть агрессивными».

По словам Светланы Бульбук, её приют не решит проблему бездомных животных в Усть-Илимске. Волонтёры «Хатико» могут спасти 50-100 животных, но они не могут помочь всем условным двум сотням усть-илимских «бездомышей».

«Нам говорят: «Вы же приют, вы обязаны взять!». Но когда мы создавали приют, то не планировали собрать в нём всех бездомных животных города. Он рассчитывался всего на 100 особей. А сейчас нам практически негде размещать животных. А ведь их каждый день надо кормить, поэтому мы всё время в поиске денег на лекарства, продукты. При этом редко те, кто требует взять животное в приют, предлагают свою помощь продуктами или финансами. И не разовую в виде пачки каши, а постоянную. Люди привыкли лишь требовать. А о том, что приют – благотворительный и живёт на пожертвования, помнят единицы! Как и о том, что волонтеры приюта – это не муниципальные служащие, которые работают за зарплату, а обычные люди, для которых помощь животным – потребность души, но никак не их работа или обязанность. Волонтёры помогают приюту на добровольных началах и за свой счёт. Об этом я прошу помнить устьилимцев, приносящих в приют животных».

Без права на защиту

В конце прошлого года в России горячо обсуждали законопроект, предполагающий ввести налог на домашних кошек и собак, их регистрацию и чипирование. По мнению высоких чиновников, эти меры помогут поднять ответственность владельцев. Закон обещал заработать уже в 2018 г., однако по сей день он так и остался на уровне идеи. Для сравнения, у жителей Германии на налоги уходит 150 евро за первую собаку и 300 евро за вторую! За собаку бойцовской породы – 650 евро. Очевидно, что, отдав такие деньги, хозяин вряд ли пустит животное на «вольные хлеба». И сто раз задумается, а так ли нужна ему собака вообще. А в Швеции и Норвегии размер налога зависит от размера собаки, к чему плюсуется обязательная страховка. При этом, если хозяин стерилизует свою собаку, сумма налога значительно снижается. Лично мне думается, что чипировать животных не строго обязательно. А вот обязательная регистрация не помешает. Ведь и сейчас ответственные хозяева имеют документ на своё животное, даже если его подобрали на улице. В паспорт или справку питомца вносятся отметки о вакцинации. Налог – дело тоже хорошее, если в разумных пределах, иначе может сработать обратный эффект, когда люди начнут массово выкидывать кошек и собак на улицу. И если, конечно, деньги будут идти на оборудование мест выгула животных, организацию тех же приютов для них.

Многие устьилимцы скажут, мол, людей надо жалеть, среди них много бездомных. Но ведь человек, при желании, всегда имеет возможность вернуться в социум. И, по большому счёту, жить на улице – в какой-то мере сознательный выбор отдельно взятой личности. А вот у собаки выбора нет. Она не может прийти в чей-нибудь дом, постучаться и сказать: «Примите меня в семью. Потому что всё, о чём я мечтаю в жизни – быть рядом с человеком, охранять, служить и беззаветно любить его. Потому что так мне назначено природой. И то, что я оказалась на улице - это нелепая, роковая ошибка…».

В заключении хочется напомнить тем, кто любыми правдами и неправдами пытается избавиться от своих питомцев, что для нас животное – часть нашей жизни, а мы для него – вся жизнь.

Марина Кирьянова, «Вечерний Усть-Илим»

Комментарии

Ваше имя:

Сообщение:

Старостин Сергей
Без ответственность людей самая большая проблема возникающая по проблеме с бездомными собаками. Этим должны заниматься муниципалитеты, а у них как всегда денег нет. Так налоги распределены в государстве. И регистрировать надо собак которых заводят жители и снимать с регистрации если они передали или продали другим гражданам. И ещё нужно уведомлять о пропажи заведённого животного в тот орган где была регистрация. Это можно подробно осветить. Вопрос требет качественной проработки.
Сергей
Показалось. Я прочитал " бешенные дачники сбиваются в стаи....