Дорожные работы уходят в осень, завершатся ли до зимы?

Ремонт дорог в Усть-Илимске

В последние годы в Усть-Илимск после долгого затишья стали поступать весьма внушительные суммы дотаций на решение самых разных проблем, которых, кстати, накопилось прилично. Получаем мы средства из областного и федерального бюджетов благодаря участию в различных программах и заблаговременной проектной работе. В основном средства идут, конечно, на ремонты: дорог, школ, спортивных сооружений, благоустройство дворов и городских пространств. Не заметить изменений просто невозможно. Образовательные учреждения встречают новый учебный год обновлёнными: в каждой школе сделаны косметические ремонты, в научно-образовательном комплексе идёт ремонт капитальный, в 8 и 9 школах возводятся новые спортивные площадки на месте неровных, заросших травой стадионов, в детских садах также латаются самые проблемные места. Обновление коснулось и спортобъектов: ДС «Олимпиец», стадион «Лесохимик», ДС «Юность» – в этом году везде прошли ремонты. Но больше всех на виду устьилимцев, конечно, работы дорожные. Они же самые масштабные и затратные. Дороги – это, пожалуй, самая больная тема в нашем городе. В Усть-Илимск пришла осень, а это значит, что пора подводить итоги строительного сезона.

Деньги есть, а дороги?

Ежегодно из бюджетов двух уровней (областной дорожный фонд и городской бюджет) выделяется немало средств на содержание и ремонт дорожных артерий города. Львиная доля всех денег традиционно идёт на зимнюю и летнюю уборку, остальное – на точечный ремонт самых опасных участков. За последние восемь лет мы получили беспрецедентные суммы на капитальные ремонты. В 2011 году более 270 миллионов рублей на капремонт моста, в 2014 году была одобрена сумма в 283 миллиона рублей на капремонт трёх дорог по улицам Дружбы Народов и 50 лет ВЛКСМ, и по проспекту Мира. В году текущем – 10 миллионов рублей на капремонт участка дороги до дачного товарищества «Фиалка». Помимо этого, в сезоне – 2018 порядка 11 миллионов рублей пошло на ямочный ремонт дорожной одежды на отдельных участках нескольких проезжих частей в правобережье и левобережье Усть-Илимска – всего на площади более 10 тысяч квадратных метров. Стоит отметить, что контракты на ямочный ремонт в городе и капитальный ремонт дороги на «Фиалку» по результату электронных торгов были заключены с фирмой ИП Тарасова.

Что касается ямочного ремонта, то по условиям контракта, подрядчик должен был завершить все работы до 30 сентября. Работы стартовали только в июне и сначала всё шло довольно споро: по периметру вырезались карты и практически сразу рабочие заполняли их специальной смесью и укатывали. Однако, через какое-то время, из строя вышел асфальтобетонный завод ООО «Завод строительных материалов», который снабжает этой самой смесью подрядчика. После нескольких недель простоя работы всё-таки возобновились, и к середине августа худо-бедно все оставшиеся участки были доделаны. Контроль хода работ осуществлялся заказчиком, т.е. Администрацией города, ежедневно и существенных замечаний выявлено не было. С 3 сентября специалисты Департамента жилищной политики и городского хозяйства приступили к приёмке работ.

Так же поначалу подрядчик оперативно приступил и к капремонту дороги на «Фиалку». Рабочие демонтировали бордюрный камень и старую пешеходную дорожку, частично обрезали по периметру крупные выбоины. Затем установили бордюр, отсыпали щебнем тротуар. На этом этапе все работы были остановлены. Те дачники, кто добирается до своих фазенд пешком, вынуждены вот уже больше двух месяцев передвигаться по дороге, рискуя жизнью и здоровьем, потому как ходить по щебню очень неудобно. Кстати, в личной беседе с мэром города и начальником ДЖП и ГХ, подрядчик обещал всё доделать до 10 сентября. С начала осени минула почти неделя, а продолжением работ тут так и не пахнет. В понедельник зарядил дождь, и синоптики обещают, что осадки продолжатся до конца месяца с небольшими перерывами буквально на пару дней в неделю. В связи с этим, напрашиваются вполне резонные вопросы: «Успеет ли подрядчик вовремя завершить все работы? Насколько качественным окажется покрытие, если укладывать асфальт осенью?». Пока ответов нет.

В этом году все без исключения устьилимцы ожидали, что капремонт в левобережье, начатый ещё три года назад, в конце концов завершится. Однако надеждам сбыться оказалось не суждено. Напомним, подрядчик ООО «РегионСпецТранс» впервые зашёл на этот объект ещё в 2015 году. Рабочие здесь появлялись набегами, что-то периодически делали, потом снова пропадали. В этом году предполагалось, что фирма уложит оставшиеся 12 тысяч кв. метров покрытия, установит все ограждения, дорожные знаки и бордюры. Первоначально оговаривалось, что приступит к работам организация в апреле, потом срок перенесли на начало июня, потом на июль. Но вот уже сентябрь на дворе, а ни малейших признаков того, что тут-таки будет что-то сделано, нет. К тому же, как оказалось, дорожники здесь успели изрядно напортачить. К примеру, «забыли» сделать ливневую канализацию, установить бордюрный камень и дорожные знаки, при укладке верхнего слоя асфальта (там, где он был уложен) не соблюдали нормы и поэтому он имеет сколы, выбоины, трещины, разность в толщине, некачественное соединение полос и пр., о чём составлены соответствующие акты. Специалисты городской Администрации на протяжении многих месяцев ведут претензионную работу с подрядчиком, но на диалог тот не идёт. Напомним, сумма контракта составляет более 37,6 млн рублей. В период с 2015 по 2017 годы подрядчик выполнил работы на 15 млн рублей – эти работы были заказчиком приняты и оплачены. Осенью прошлого года рабочие уложили более 8 тысяч кв. метров верхнего слоя асфальта на сумму 5 млн рублей, но сделал это настолько некачественно, что приняты они не были, соответственно и не оплачены. Исправлять огрехи подрядная организация не намерена, о чём говорит и игнорирование официальных писем и запросов от заказчика, и устные заверения. 3 сентября подрядчик в очередной раз был приглашён на встречу, в ходе которой было произведено обследование объекта и составлены соответствующие акты, но и это приглашение он проигнорировал. Поэтому принято решение расторгнуть контракт с подрядчиком в одностороннем порядке. Без освоения оставшихся средств – 15,8 млн рублей. При этом процедура имеет негативные последствия как для города, так и для подрядчика. Если вкратце, то для нас это и недоделанная дрога (условиями контракта не предусмотрена замена одного подрядчика другим), возврат неосвоенных средств обратно в область и, что самое печальное, отказ в предоставлении последующих денежных траншей на капитальный ремонт других дорожный артерий. А между тем на сегодня уже готовы проекты и сметы на капремонт дорог по улице Наймушина и Героев Труда. Общая стоимость работ составляет более 429 млн рублей. Из плюсов – после расторжения контракта наступают гарантийные обязательства подрядчика по уже выполненным и оплаченным работам, т.е. он должен будет в течение 5 лет устранять за свой счёт все проявляющиеся недостатки, кроме того, Администрация сможет в судебном порядке обязывать его это делать в случае отказа выполнять работы добровольно и взыскивать штрафы (при действующем контракте заказчик может только «напоминать» подрядчику в письменной форме о необходимости провести те или иные работы – грубо говоря, только пальчиком грозить). А ещё заказчик намерен предоставить данные о недобросовестности компании в УФАС и ходатайствовать о внесении её в чёрный список подрядчиков.

Нужно отметить, что та же фирма «капиталила» и две другие дороги – по проспекту Мира и улице Дружбы Народов. Здесь работы тоже шли не гладко. Были срывы сроков, качество работ и самой дорожной одежды хромало. Тем не менее, после устранения подрядчиком основных недоделок, работы были приняты и оплачены. Но на данный момент вскрылись дополнительные проблемные места, которые фирма должна устранить за собственные средства в рамках гарантийных обязательств. В их числе так же отсутствие части дорожных знаков, проявившаяся колейность, трещины и выбоины, неровно уложенный бордюр и отсутствие заделки швов между камнями, да и стойки ограждения так до сих пор и не заасфальтированы. Акты об этом специалистами ДЖП и ГХ составлены, с ними, а также с планами-графиками по исправлению замечаний, согласился главный инженер подрядной организации. Однако, как отмечают ответственные лица в Администрации, что-то делать и тут компания не спешит.

Один за всех

Как нам рассказала начальник ДЖП и ГХ Администрации города Оксана Янковская в специальном интервью, несмотря на то, что официально за компаниями: ООО «РегионСпецТранс» (скандально известная не только по капремонту трёх дорог, но и по делу экс мэра Усть-Илимска – именно эта компания использовала бывшие в употреблении бетонные плиты для строительства домов для переселенцев), которая кстати зарегистрирована в Иркутске, ИП Тарасова, которая к тому же делает стадионы в двух школах, ООО «Ангарскстрой», выполнявшая первый этап работ по благоустройству «Аллеи славы», (по данным начальника ДЖП и ГХ, в ходе работ по всем контрактам этих фирм есть серьёзные замечания) стоят одни и те же люди. В их же руках находятся такие стратегические для нашего города объекты, как асфальтобетонный завод, камнедробильный завод, поставляющий материал для асфальтобетонного завода, а также диабазовый и песчанный карьеры, где собственно эти материалы и добываются. В общем, на нескольких людях буквально завязаны все дорожные работы в городе.

«Эти компании с завидной регулярностью выигрывают электронные аукционы, которые так или иначе связаны с асфальтобетонными работами. Даже если на участие в аукционе зарегистрируются и другие фирмы, в том числе иногородние, что бывает крайне редко из-за отдалённости Усть-Илимска, то в ходе торгов как показывает опыт они настолько значительно снижают цену, что остальные попросту перестают торговаться. А происходит это потому, что представители других строительных компаний понимают, что, не имея собственных мощностей на территории города или близ него, выполнить асфальтовые работы будет невозможно – везти смесь издалека не только не выгодно, но и чревато потерей качества. А купить необходимую смесь у своего конкурента может и не получится, – говорит Оксана Игоревна. – И ведь все это понимают, а сделать практически ничего невозможно. В этом плане у него полная монополия. Даже если мы занесём одну компанию в так называемый чёрный список подрядчиков, где гарантия, что на её месте не появится новая, как это уже было не раз? Конечно, со своей стороны мы делаем всё возможное в рамках законодательства, чтобы повлиять на подрядчика: штрафуем, выдаём предписания. Но имеем то, что имеем».

А между тем, в нашем городе катастрофически не хватает строительных компаний и вообще квалифицированных специалистов в этой сфере. Да даже люди без образования не торопятся идти работать в строительство – уж слишком работа тяжёлая и при этом низкооплачиваемая. Собственно, такая ситуация наблюдается по всей области – когда наступает аврал и необходимо осваивать сразу большие объёмы ремонта, строительства, благоустройства и прочего, возникает острая нехватка рук, читай компаний, соответствующего профиля. Так сейчас происходит в сфере капитального ремонта многоквартирных домов, с этим столкнулись и собственники МКД, вошедшие в программу «Формирование комфортной городской среды» и т.п. О проблеме хорошо знают и в высших эшелонах областной власти – губернатор не раз поднимал данную тему на рабочих совещаниях. Но факт остаётся фактом и пока проблема не решается.

Новость хорошая и новость плохая. С какой начать?

Пожалуй, начнём с хорошей. В конце прошлой недели стало известно, что область готова выделить нашему городу дополнительно 5 миллионов рублей на ликвидацию последствий сильнейшего ливня с градом, обрушившихся на Усть-Илимск почти три недели назад. Стихийное бедствие многих застало врасплох и принесло за собой довольно серьёзные разрушения. И если левобережье отделалось лёгким испугом – здесь роль сыграли особенности рельефа – он холмистый и поэтому дождевая вода быстро уходила с улиц, не нанося особого ущерба, то правобережье «потрепало». В результате трёхчасового ливня были затоплены городские дороги, дворы, подъезды, квартиры и подвалы многоэтажек, улицы оказались покрыты толстым слоем смеси из грязи, камней и мусора, кое-где разрушены лестницы и верхний слой дорожной одежды, пострадали автомобили горожан. Кстати, больше всего пострадала дорога по улице Дружбы Народов. В первые дни после чрезвычайной ситуации ответственные ведомства проводили подсчёт убытков. Что касается разрушений в домах устьилимцев, то это, так сказать, «епархия» управляющих компаний. Именно они должны обследовать пострадавшие дома и квартиры, составить акты и дефектные ведомости, и, конечно, привести всё в должный порядок. Многое здесь зависит от активности жильцов – если хотят, к примеру, получить компенсации за испорченный ремонт или обязать УК отремонтировать крышу или подтопленный подъезд, то нужно быть настойчивым. Всё то же самое необходимо проделать и с разрушениями на городских территориях, находящихся в ведении муниципалитета – только это задача городской Администрации. Специалисты ДЖП и ГХ оперативно справились с дефектовкой разрушений и составлением смет на аварийно-восстановительные работы. Так нужно отремонтировать порядка 1400 кв. метров дорожного покрытия на разных участках, причём в большинстве случаев это большие куски полотна. Там нужно будет убрать остатки разрушенного асфальта, зачистить карты и уложить новый асфальт. Ремонту подлежит и более 10 тысяч кв. метров разрушенных стихией дорожных обочин. Также в срочном порядке необходимо отремонтировать заезд в арку по пр. Мира, 3, где во время ЧС произошёл разлом асфальтового полотна и пострадала подпорная стенка, а также лестницу у дома 43 на Карла Маркса.

Новость вторая. Главным условием выделения этих средств, губернатор назвал гарантию того, что деньги будут освоены. В эксклюзивном интервью нашей газете глава города Вакиль Тулубаев рассказал:

«Вынужден констатировать, что на данный момент дать стопроцентную гарантию выполнения работ ни одна из существующих строительных фирм не может. Тот подрядчик, что сейчас работает на городских дорогах, пока ещё не справился со взятыми на себя обязательствами. Как он сможет сделать ещё и дополнительные участки? А их нужно отремонтировать очень оперативно, до начала заморозков. Хотя предварительно он дал своё согласие. Но у нас большие сомнения по этому поводу – не хотелось бы остаться у разбитого корыта. Другие, более ответственные фирмы, на данный момент не соглашаются – им и так предстоит ещё много работы по существующим контрактам и рисковать своей репутацией они не хотят. Иногородние фирмы также не изъявляют желание ехать к нам, аргументируя отказ тем, что имеющиеся на нашей территории заводы (камнедробильный и асфальтобетонный) на данный момент вновь не работают и когда будут запущены - неизвестно. А больше взять материалы им негде, – говорит Вакиль Касимович. – Есть опасение, что, если выделенные нам средства не будут освоены, мы не только заплатим штраф, но и в будущем сложно будет доказать, что деньги нам нужны. Их просто нам никто не даст. Это как с банковскими кредитами: если плохая кредитная история у человека, следующий кредит ему никто не даст. Но руки мы не опускаем, рассматриваем все варианты, ведём переговоры со всеми компаниями, в том числе и с Группой «Илим», и ждём предложений от потенциальных подрядчиков».

Недобросовестность тех подрядчиков, которые сейчас работают на усть-илимских дорогах, возможно, вызвана полной уверенностью в том, что в любом случае у них контракты будут, т.к. сильных конкурентов у них нет. Вполне вероятно, переломить ситуацию сможет только появление на этом рынке крупного, а главное честного и ответственного предприятия, у которого в приоритете была не только профессиональная репутация, но и желание делать качественные дороги для города. Как показывает опыт, получить весомую денежную поддержку на благоустройство и развитие города можно, были бы те, кто эти деньги освоит.

Марина Железовская, Газета Вечерний Усть-Илим

Комментарии

Ваше имя:

Сообщение:

Комментариев пока нет