Лифтовый коллапс ожидается в Усть-Илимске в ближайшие годы

Жители десятков домов в Усть-Илимске в ближайшие несколько лет могут остаться без лифтов. Коммунальщики бьют тревогу. Со времён начала массовой застройки города многоэтажками прошло более четверти века. А это порог, когда лифтовые механизмы нужно либо капитально ремонтировать, либо менять. Впервые у нас сложилась ситуация, когда сразу свыше 300 лифтов или уже достигли, или вот-вот достигнут критической возрастной отметки. Вот только денег на замену оборудования нет. И, как ни странно, наши горожане сами отчасти в этом виноваты. Почему? И есть ли выход из ситуации? Попробуем в этом разобраться.

Будни обитателей многоэтажек сегодня немыслимы без лифта. Он стал такой же неотъемлемой частью нашего быта, как центральный водопровод или горячие батареи в квартирах. Как часто ломаются усть-илимские лифты? Довольны ли жители их работой? К сожалению, подобной статистики в нашем городе никто не ведёт. При этом в управляющих компаниях отмечают, что от собственников поступает не более двух-трёх обращений в месяц, касающихся работы этих конструкций. Специалисты ответственной организации ООО «Усть-ИлимЛифт» на сигналы людей реагируют чётко и оперативно, раз за разом возвращая подъёмники к «жизни». Казалось бы, при бережной эксплуатации и своевременном ремонте агрегат может служить собственникам долгие годы верой и правдой. В чём здесь проблема? А в том, что большинство этих важных для нас механизмов исчерпали свой «трудовой» ресурс и подлежат остановке – такой вердикт вынес Таможенный союз. Эта организация в 2013 году приняла технический регламент, в котором запретила использовать лифты старше 25 лет. По тому же самому документу вертикальные подъёмники, которые были сданы в эксплуатацию до принятия техрегламента, должны быть приведены в соответствие с ним в срок до 2020 года. В случае невыполнения требований по безопасности, управляющую компанию ждут огромные штрафы, и лифт всё равно будет остановлен. А поскольку в Усть-Илимске высотки возводились в конце 70-х – начале 80-х годов, из 483 лифтов новым стандартам на сегодня не соответствует 370.

По закону, когда лифтовое оборудование достигает «солидного» возраста, оно должно пройти специальную экспертизу, которая либо определит, какие именно детали в подъёмнике нужно заменить, отремонтировать, либо решит – эксплуатация невозможна. Проведение такого обследования должны инициировать сами жильцы решением общего собрания, причём за свой счёт. Ровно, как и частичный, капитальный ремонт, если состояние грузового механизма признают некритичным (то есть его износ не составляет 100%). Экспертное заключение на пригодность работы лифтов на нашей территории выдаёт братская фирма ООО «Инженерно-консультативный центр по ТБ и экспертизе». Стоимость столь важного документа – порядка 25 тысяч рублей. Эту сумму собственникам придётся выложить из своих карманов плюсом к ежемесячным платам за ЖКХ. Что касается самого ремонта, в зависимости от физического состояния лифта, на его проведение может потребоваться от 80 до 100 тысяч рублей, которые также придётся «раскидать» на всех обитателей подъезда. К слову, жильцы нескольких домов в правобережье (по улицам Белградская, 13, Мира, 18, Героев Труда, 3, 47, Димитрова, 20 и пр.) посчитали разумным пойти на такие траты, нежели ходить пешком вверх-вниз и ждать помощи извне. Но и это не «панацея». Как поясняют специалисты Администрации города, продлить срок службы лифтов «пенсионного возраста» таким образом можно только на год-два. Затем вновь придётся собирать деньги на очередную оценку технического состояния оборудования и его капремонт. Но бесконечно это продолжаться не может, лифт рано или поздно придётся останавливать и менять.

А между тем, замена одного «аварийного» лифта обойдётся примерно в 2 миллиона рублей. Разумеется, в нынешней экономической обстановке это непосильная сумма для жильцов. К счастью, решить проблему можно при помощи средств регионального Фонда капремонта многоквартирных домов. Правда, как показал опыт прошлого года, в список счастливчиков на установку новых подъёмников не всегда попадают многоэтажки, где те самые подъёмники уже стоят недвижимыми. Так прошлой весной в правобережье отключили 18 лифтов. По программе капремонта в 2017-ом заменили 25 устаревших агрегатов. При этом многих домов с отключёнными механизмами в перечне Фонда не оказалось, поскольку их очередь на обновление лифтового оборудования не подошла. В итоге собственники в экстренном порядке были вынуждены собирать деньги на экспертизу и ремонт…

На сегодня в Усть-Илимске без лифтов рискуют остаться ещё 28 домов: 24 – в правобережье и 4 – в левобережье. В них на пороге отключения находятся 98 подъёмников, срок службы которых превысил 30 лет. Уже через неделю лифты остановятся в домах по проспекту Мира, 20 – в третьем и четвёртом подъездах, Мира, 22 и 13 – в первом и втором подъездах. Из этого «чёрного» списка лишь 11 многоэтажек попадают под действие региональной программы капремонта МКД. А вот жильцам остальных 17 домов придётся решать проблему опять же самостоятельно.

Вообще же, в соответствии с краткосрочным планом реализации региональной программы капремонта общего имущества МКД, в 2018 году в Усть-Илимске предполагается замена 104 лифтов в 36 домах по улицам:

  • 40 лет Победы, 3;
  • 50 лет ВЛКСМ, 34;
  • Белградская, 8, и 13;
  • Георгия Димитрова, 9, 11, 13, 20 и 24;
  • Героев Труда, 47;
  • Карла Маркса, 5, 13, 15, 19, 31, и 47;
  • Ленина, 5А, 5Б, 5В, 9;
  • Мечтателей, 37, 40;
  • Наймушина, 2А;
  • Романтиков, 18;
  • Федотова, 2, 4;
  • Дружбы Народов, 32, 62, и 92,
  • Мира, 3, 21, 23, 30, 34, 64, 68.

Фондом уже проведены электронные аукционы по привлечению подрядчиков для ремонта лифтового оборудования в домах Приангарья. В Усть-Илимске монтаж подъёмников будут осуществлять специалисты московской фирмы ОАО «Щербинский лифтостроительный завод». Сумма контракта по нашему городу составляет почти 243 млн рублей. Замена старых агрегатов будет производиться в три этапа согласно графику, утверждённому Фондом: первая очередь – 24 лифта (апрель-май), вторая – 40 лифтов (июнь-август), третья – 40 лифтов (сентябрь-ноябрь). Пару недель назад в город уже поступила первая партия оборудования для замены 41 механизма. На установку одного лифта уходит 70-75 дней. Старые лифты управляющая организация передаёт подрядчику. Он демонтирует и заменяет устаревшее оборудование новым. После пусконаладочных работ лифт проверяет Инженерно-консультативный центр, который и выдаёт декларацию о соответствии механизма требованиям технического регламента Таможенного союза «Безопасность лифтов». После этого подрядчик оформляет паспорт на агрегат и передаёт его управляющей компании. Далее управляющая компания обязана уведомить Ростехнадзор о том, что лифт капитально отремонтирован. После этого в течение десяти дней проводится его контрольный осмотр, а в следующие пять дней принимается решение о вводе лифта в эксплуатацию. Так что обитателям домов, которым посчастливилось стать участниками программы, стоит запастись терпением.

А как же помочь тем собственникам, кто пока не попал в список Фонда? Местные чиновники предпринимали попытки решить «неподъёмный» вопрос с подъёмниками. Ещё осенью прошлого года они направили в региональное Министерство жилищной политики, энергетики и транспорта, а также в Фонд необходимые документы на включение 235 лифтов в краткосрочный план капремонта, что позволит выделить деньги на замену этих изношенных механизмов в ближайшие годы, что называется «вне очереди». Однако, как пояснила на одной из общегородских планёрок Оксана Янковская, начальник ДЖП и ГХ Администрации города, пока в области обозначили период распространения замены усть-илимских лифтов до 2025 года, а не в ближайшие пару лет, как предполагалось ранее: «Причина тому простая – у нас на сегодняшний день общая собираемость взносов за капремонт составляет 55%. Даже с прогнозом в 65% на 2019-ый и последующие годы «нашего котла» не хватает на все потребности городских МКД. Потому что мало того, что мы меняем лифты в таком большом объёме, у нас ещё в 2018-ом в пяти домах будут менять кровлю, инженерные сети теплоснабжения и ремонтировать подвальные помещения. Это дома по улицам 50 лет ВЛКСМ, 26, 28, Крупской, 1, 3, Наймушина, 20. И в последующие годы от этого тоже отказываться нельзя, ведь здания ветшают и требуют серьёзного обновления. Наличие свободных денег от капремонта домов в общей «кубышке» Усть-Илимска в ближайшие годы именно на статью «замена лифтов» целиком и полностью зависит от нашей собираемости взносов в Фонд».

Примечательно, что процент собираемости в домах, где в нынешнем году и в 2019-ом случится отключение подъёмников, не превышает 30%. Поэтому в Департаменте жилищной политики и городского хозяйства Администрации города настойчиво рекомендуют платить за капремонт тем, кто пока принципиально этого не делает. Если собираемость по Усть-Илимску увеличится, то и деньги на замену лифтов-ветеранов будут. Хочется напомнить, что программа капремонта в нашей стране работает уже четвёртый год. И судя по тому, как наши граждане проявляют здесь «сознательность», а точнее безразличие к судьбе своего дома, многие усть-илимские лифты всё же рискуют надолго выйти из строя. А значит, к этой теме нам придётся ещё не раз возвращаться.

Марина Кирьянова, «Вечерний Усть-Илим»

Комментарии

Ваше имя:

Сообщение:

Роман
Сергей, Тулеев тут каким боком?
Сергей
Кто виноват и что делать вечные два вопроса. Тулеев в отставке.