Театр в душе и в жизни

На протяжении многих лет при Усть-Илимском театре драмы и комедии действует любительская студия, участники которой, однажды поборов страх перед сценой, постепенно открывают в себе скрытые актерские таланты.

Театр в душе и в жизни

Руководитель любительской студии, актриса и режиссер Елена Таксиди, вспоминает, что в начале 2000-х годов муниципальному театру требовались свежие силы, поэтому среди желающих попробовать себя на театральных подмостках объявили конкурс. В ту пору в Усть-Илимске было несколько филиалов вузов. Многие студенты интересовались театральным искусством и, пройдя кастинг, увлеченно постигали основы актерского мастерства, посещая молодежную театральную студию. Когда филиалы вузов стали закрывать, а молодежь начала уезжать из Усть-Илимска, на ее место в студию пришли взрослые люди.

«Идея работать со взрослыми была несколько авантюрной, – рассказывает Елена Таксиди. – Взрослые – сформировавшиеся личности, со своими привычками, характерами, мироощущением. С молодежью было проще: где-то с ними можно было повеселиться, поиграть, заставить подумать и т.д.»

По словам Елены, на кастинг пришло много желающих, но прошли его не все. Некоторые из тех, кто был принят, со временем сами ушли по разным причинам. Остались самые стойкие и увлеченные.

Студийцы

Сегодня в студии – 13 человек. Среди них старшеклассники, люди среднего возраста, пенсионеры, которых объединяет любовь к театру. Светлана Баженова – староста, одна из первых студийцев, кто стал играть в спектаклях с профессиональными актерами театра. Она уже заменяла одну из актрис в «Венецианке». Дарья Ахинина приехала в наш город года два назад из соседнего Братска, пришла в студию одной из последних и прекрасно влилась в коллектив. Занимаются в студии и мама с дочкой – Екатерина и Наталья Стрельченко. Еще подростком начал заниматься в театральной студии Борис Черноусов, который сегодня учится в десятом классе.

Танзиля Шуткина, много лет проработавшая в пожарной охране, выйдя на пенсию, вовсе не собиралась сидеть в четырех стенах. Несмотря на проблемы со здоровьем, несколько лет назад женщина научилась играть на гитаре, начала сочинять музыку и участвовать в фестивалях бардовской песни, правда, всегда сильно волновалась, выходя на сцену. О том, что Усть-Илимский театр проводит кастинг, Танзиля узнала из соцсетей, когда была в отпуске в Тольятти. По словам женщины, она подумала, что занятие в театральной студии может помочь ей избавиться от мандража перед публикой, стать более уверенной в себе. И ей это удалось.

«Жить стало интереснее! Помимо тренингов и разучивания ролей, мы разговариваем о жизни, обсуждаем книги, спектакли, на которые советует нам обратить внимание Елена Таксиди. За пять лет я столько интересных книг прочитала! Театр меня захватил!» – делится Танзиля.

Наталья Попова, как и Танзиля Шуткина, пришла на конкурсный отбор осенью 2013 года. Наталья признается, что с детства мечтала выступать на сцене. Узнав о кастинге, решила попробовать, а сын ее поддержал. Для выступления молодая женщина подготовила стихотворение Лермонтова «И скучно, и грустно…» и песню «Тонкая рябина».

«Я до последнего момента сомневалась: выходить или не выходить на сцену, - вспоминает свое волнение Наталья. – Потом все-таки решилась. И я ни разу не пожалела, что пришла в студию. Театр затягивает. Первое время у нас было много разных тренингов. Не скрою, было тяжело перестроить себя, ведь каждый из нас находится в определенных рамках, от которых нужно было избавиться. Несколько раз были моменты, когда что-то не получалось, хотелось все бросить. Но встаешь утром и идешь в театр. Для меня театр не совсем хобби. Это – неотъемлемая часть моей жизни».

Добавлю, что с прошлого года Наталья Попова работает в муниципальном театре администратором.

Иван Сигарев вовсе не собирался становиться актером. Пять лет назад, будучи студентом худграфа вуза, молодой человек зашел в театр в поисках работы художником-оформителем и случайно попал на кастинг.

«В здравом рассудке я бы никогда не пошел на кастинг, - шутит Иван. – Ну какой из меня актер? А тогда вдруг экспромтом решил поучаствовать. На сцене нужно было читать стихи, петь, танцевать. Для меня это была стрессотерапия... Каково же было мое удивление, когда месяца через два мне позвонили из театра и сообщили, что я принят в студию».

По словам Ивана Сигарева, занятия в студии помогли ему обрести больше уверенности в себе, научили лучше общаться с людьми и лучше понять самого себя, раскрепоститься, открыть в себе какие-то таланты.

Евгений Головков, как оказалось, в конце 80-х годов, отслужив в армии, поступал в… Иркутское театральное училище. Евгений вспоминает, что до начала конкурсных туров педагог, которая набирала курс, собрала абитуриентов в актовом зале и попросила показать что-нибудь из того, что они подготовили для поступления.

«Ребята выходили, что-то показывали, а я сидел, вжавшись в кресло, краснел, бледнел, покрывался потом, - вспоминает Евгений. – И я понял, что никогда, ни под каким видом я на сцену не выйду. Хотя театр и кино я всегда любил, следил за творческой судьбой любимых актеров».

По словам Евгения, благодаря титаническому труду педагога и режиссера Елены Таксиди ему удалось преодолеть внутренний зажим, почувствовать уверенность в себе. Теперь свою жизнь без театра Евгений уже не представляет. В сентябре прошлого года Евгения Головкова пригласили в труппу муниципального театра, где он теперь служит, продолжая посещать студию, которая так много для него значит.

Одиннадцатиклассник Александр Метельский с детства бывал в театре на утренниках и спектаклях. Когда-то Сашина мама занималась в молодежной театральной студии, а подростком и сын увлекся театром, участвовал в спектаклях «Алиса в стране чудес», «Золушка», «Кот в сапогах».

«Выходишь на сцену, и происходящее на ней тебя захватывает, - говорит Александр. – Ты живешь образом, живешь театром. Ты с персонажем – единое целое. Но чтобы чего-то достичь, нужно много работать. Для актера очень важна хорошо поставленная речь. Поначалу мне трудно было взаимодействовать со зрителем, быть с ним на одной волне. Каждый раз выхожу на сцену и волнуюсь. Считаю это нормальным».

После школы Александр Метельский собирается поступать в Санкт-Петербургский политех, но обязательно продолжит обучение актерскому мастерству в какой-нибудь любительской театральной студии.

Театральный марафон

Елена Таксиди рассказывает, что работа со студийцами была долгой и кропотливой. Первый год ушел на то, чтобы на тренингах внутренне раскрепостить начинающих актеров, заставить их поверить в себя, обучить азам игры на сцене. Итогом первого года работы стали этюды, которые студийцы готовили самостоятельно. Театральные миниатюры не вошли в репертуар муниципального театра и были показаны только в узком кругу. Руководителю студии важно было увидеть, чему научились ее взрослые ученики. Посмотрев игру начинающих актеров, Елена Таксиди поняла, что они вполне готовы работать над спектаклем.

Для премьеры была выбрана известная пьеса драматурга Александра Володина «Осенний марафон». Работа над постановкой шла более двух лет, в это же время в студии продолжались тренинги. В «Осеннем марафоне», премьера которого состоялась в ноябре прошлого года, были заняты как студийцы, так и профессиональные актеры. Причем главные роли играли актеры-любители.

«Студийцы придумывали и готовили этюды к спектаклю, я их просматривала, - рассказывает Елена Таксиди. – Думаю, работая над постановкой, актеры сбросили с себя груз жизненного опыта, который чаще всего мешает при воплощении образов. Спектакль еще не до конца выровнен, но это придет. Главное, что студийцы не просто существуют на сцене, они ею живут, им это надо».

Сегодня актеры театральной студии работают над новой постановкой по одной из ранних пьес Людмилы Петрушевской – «Уроки музыки», написанной в 1973 году. У Елены Таксиди свое, особое отношение к творчеству этого драматурга.

«Мне нравятся произведения Людмилы Петрушевской, - говорит режиссер. – При незамысловатости сюжета, простоте и легкости изложения просматривается категоричность автора, ее жесткая позиция по отношению к жизни. Неудивительно, что студийцы поначалу не приняли пьесу, посчитав ее сюжет слишком банальным, пока постепенно не вникли в ее суть. Эта пьеса учит доброте и состраданию, которых сегодня так не хватает в отношениях между людьми».

До премьеры еще далеко. Впереди у студийцев и их руководителя – месяцы кропотливой, интересной работы. От души желаю коллективу театральной студии здоровья, вдохновения и успешной реализации проекта!

Любовь Жгунцова, Газета Вестник Усть-Илимского ЛПК

Комментарии

Ваше имя:

Сообщение:

Комментариев пока нет