Школы и детсады проверяют на антитеррористическую защищённость

Недавние кровавые события в двух российских школах, которые практически друг за другом произошли в Перми и Улан-Удэ, всколыхнули общественность и никого не оставили равнодушными. Происшествия вскрыли проблему недостаточной защищённости образовательных учреждений. Как обстоят дела с этим в Усть-Илимске? Какие мероприятия проводятся ответственными лицами для усиления безопасности наших детей?

Как рассказала Елена Плевако, главный специалист отдела дошкольного, общего и дополнительного образования Управления образования, работа по обеспечению безопасности в детских садах и школах города проводится постоянно. В понятие безопасности входит целый спектр различных мероприятий: от противопожарных до санитарно-гигиенических. Существует и система безопасности «от врага извне» – так называемая антитеррористическая защищённость. В эту систему входит комплекс мер, направленных на защиту детей и работников, в том числе видеонаблюдение, тревожные кнопки, ограждение территории и т.д., то есть всё то, что позволяет вовремя заметить подозрительного «чужака» и не допустить проникновения на территорию учебного учреждения. В целом, эта система давно налажена, но её совершенствование не останавливается.

«В октябре прошлого года вышло Постановление Правительства №1235, утверждающее новые требования к антитеррористической защищённости объектов образования, – говорит Елена Анатольевна. – Согласно этому документу всем объектам образования должна быть присвоена категория антитеррористической защищённости, созданы новые паспорта безопасности. Всего таких категорий три, каждой из которых соответствует определённый ряд мероприятий. Сейчас специалисты Управления образования совместно с органами ФСБ, МЧС и Национальной гвардии проводят комиссионное обследование всех учебных заведений, их категорирование. Все усть-илимские школы попадают под первую категорию, а детские сады – под вторую. Обе категории подразумевают обеспечение физической охраны объекта (территории) сотрудниками частных охранных организаций, оснащение системой видеонаблюдения, системой контроля управления доступом (СКУД) и другими техническими средствами охраны, оснащение въездных ворот специальными устройствами, а также разработку плана взаимодействия с органами МВД и Росгвардии по противодействию терроризму и экстремизму».

По словам Елены Анатольевны, на данный момент все наши школы оснащены видеонаблюдением, последние пять детских садов такой системой дооборудуются в ближайшее время. В трёх городских школах установлена и успешно работает СКУД. Это электронная система, которая обеспечивает ограничение доступа посторонних в здание школы, контроль посещаемости учениками и сотрудниками с возможностью мониторинга и составления аналитических отчётов, а также оповещение родителей о времени входа и выхода ребенка из здания школы. Пропуском в школу является многофункциональная персональная карта, которая служит детям ещё и электронным кошельком: с помощью неё они могут оплачивать обеды в школьной столовой. Карта содержит индивидуальную информацию об ученике: фотографию, фамилию и пополняемый лицевой счёт. С её помощью через Интернет-ресурс и SMS-информирование родители имеют возможность контролировать расходы школьника, узнать, что и когда брал на обед их ребёнок, когда пришёл в школу и вышел из неё. Установка комплексов начата несколько лет назад благодаря программе «Безопасная школа» финансированию из областного бюджета. Сегодня эта работа продолжается и постепенно все школы будут оснащены электронными проходными. Также СКУД устанавливается во всех зданиях детских садов, индивидуальными электронными ключами обеспечиваются родители воспитанников и сотрудники учреждений. Абсолютно все образовательные учреждения оборудованы кнопкой экстренного вызова полиции. Понятно, что для улучшения качества безопасности придётся затратить немало средств. По предварительным подсчётам только годовое обеспечение физической охраной одного учебного заведения может стоить около миллиона рублей. Пока законодательно не закреплено, за чей счёт будет осуществляться физическая охрана образовательных объектов. Напомним, на данный момент только родители определяют, кто будет обеспечивать безопасность – вахтёр или сотрудник частного охранного предприятия, услуги которого они оплачивают из своего кармана.

Как сообщает портал ИА «Телеинформ», на заседании тематического круглого стола, прошедшем в Иркутске на прошлой неделе при участии замминистра образования региона Максима Парфёнова и детского омбудсмена Иркутской области Светланы Семёновой, обсуждался в том числе и этот аспект. Интернет-портал приводит мнение, озвученное Светланой Семёновой, что обеспечение безопасности в учебных заведениях – это обязанность государства и родители за это нести ответственность не должны. При этом, по её словам, охрану детей нужно поручать высокопрофессиональным специалистам. Эту позицию поддерживает и Елена Плевако. Она считает, что человек, обученный специальным навыкам, априори справится с этими обязанностями лучше, чем, к примеру, женщина-вахтёр или дежурный педагог.

Наверное, никому не нужно доказывать, что в наше неспокойное время обеспечение безопасности детей является приоритетной задачей? Однако, как говорит Елена Плевако, к сожалению, не всегда вводимые мероприятия воспринимаются родителями положительно.

«Почему-то для некоторых взрослых собственное удобство становится важнее безопасности их же детей. В частности, некоторые негативно реагируют на закрывание калиток в детских садах в определённые часы, устраивают скандалы. Аргументируют своё недовольство тем, что им удобно приводить ребёнка, к примеру, в восемь ноль пять, а не до восьми утра или забирать своё чадо раньше пяти часов вечера, и поэтому обходить забор до больших ворот, которые единственные остаются открытыми, они не желают. И ведь не берут в расчёт, что учебный процесс уже начался, своими опозданиями они мешают педагогам, могут способствовать заболеванию ребятишек, которые раздетые проходят по коридору на занятия или в бассейн в момент открывания дверей. Или вот другая ситуация, которая произошла в Усть-Илимске недавно: в детский сад, необорудованный электронным замком, никем не замеченный зашёл молодой человек, украл два мобильных телефона сотрудников и ушёл. Благодаря тому, что в детском саду было видеонаблюдение, личность злоумышленника была установлена, он задержан сотрудниками полиции. А ведь если бы вход был оборудован электронным замком, он бы и войти не смог. Можно сказать, это самое безобидное, что могло произойти. Известны случаи, произошедшие в других регионах, когда дети самовольно уходили из учреждений, детей похищали... Так вот для того, чтобы родители, зная, что их ребёнок в безопасности, спокойно уходили на работу, и проводятся все вышеописанные мероприятия. Мы просим родителей с пониманием относиться к нововведениям», – говорит Елена Анатольевна.

Бесспорно, существующая система безопасности даёт свои положительные результаты и защищает наших детей. Но, по оценкам экспертов, трагедии, произошедшие почти одновременно в двух противоположных концах страны, вскрыли проблему совершенно с другой стороны: угроза исходит не от посторонних, а изнутри, от самих учащихся. И выявление подростков с агрессивным поведением, в пограничном психоэмоциональном состоянии – это задача родителей, педагогов и школьных психологов.

«В течение учебного года школьные психологи проводят разностороннее тестирование учеников. При выявлении каких-либо поведенческих, эмоциональных или психологических отклонений специалисты начинают работать не только с ребёнком, но и с родителями. В более сложных случаях привлекаются и другие квалифицированные специалисты, – говорит Елена Анатольевна. – Современные дети живут в постоянном информационном потоке, который далеко не всегда положительно влияет на их психику, развитие. Они не умеют фильтровать информацию и впитывают её, как губка впитывает воду. Совсем ограничить от негатива детей невозможно, поэтому общая задача всех взрослых быть внимательными к подрастающему поколению, как правило, подросток не умеет полностью скрывать свои проблемы, чувства и эмоции. И если родитель или педагог замечают, что с ребёнком что-то не так, нужно незамедлительно принимать меры. Тем более если взрослые узнают о готовящемся преступлении или противозаконных деяниях, они должны обратиться в ответственные службы и правоохранительные органы».

Марина Железовская, «Вечерний Усть-Илим»

Комментарии

Ваше имя:

Сообщение:

Комментариев пока нет