О внесении изменений в Устав муниципального образования город Усть-Илимск

Депутат Законодательного собрания Иркутской области Анатолий Дубас предложил внести в избирательную систему Усть-Илимска изменения. Предложение свое он подготовил в виде проекта решения Гордумы г. Усть-Илимска «О внесении изменений в Устав муниципального образования город Усть-Илимск». На днях документ, как и положено, обсуждали на заседании политсовета местного отделения ВПП «Единая Россия», в которой депутат-реформатор давно состоит. О сути изменений и результатах партийной дискуссии Анатолий Дубас рассказал «Вестнику».

– Анатолий Анатольевич, какую схему выборов вы предлагаете?

– 10 депутатов будут избираться, как и сейчас, по мажоритарной избирательной системе по 10 одномандатным округам, которые будут образованы в результате укрупнения существующих сейчас 20 округов. А 10 депутатов будем выбирать по муниципальным партийным спискам. Полученные на единый избирательный округ МО г. Усть-Илимск 10 депутатских мандатов будут распределяться между партиями, которые будут участвовать в выборах по муниципальным партийным спискам, пропорционально отданным за них голосам. Такая избирательная система называется смешанной. Она применяется на федеральном уровне, когда мы выбираем депутатов Госдумы, на региональном, когда выбираем Законодательное собрание Иркутской области. Что мешает использовать ее в городе Усть-Илимске?

– Как это будет выглядеть? Кто будет входить в партийные списки? Только члены партий?

– Необязательно. Это могут быть инициативные люди, разделяющие ценности партии. А выглядеть это будет так. Во время выборов устьилимцы получат по два бюллетеня. В одном – перечень кандидатов-одномандатников от одномандатных округов. Во втором – перечень партий, участвующих в выборах в Думу по единому избирательному округу, в нашем случае – МО г. Усть-Илимск. Избирателю надо будет выбрать депутата-одномандатника и партию. Партийные списки партии сформируют из людей, которых в городе знают и уважают по их делам.

– Как будут распределяться депутатские мандаты между представителями партий?

– Пропорционально голосам избирателей. Допустим, участвуют в муниципальных выборах по смешанной системе 4 партии. Представим, что каждая набрала больше 5% голосов избирателей. Это значит, что в Гордуме уже будет по одному депутату от каждой партии. Остальные 6 бюллетеней (по единому избирательному округу МО г. Усть-Илимск) будут распределены между партиями пропорционально голосам, которые отдали за партии избиратели. Допустим, что за партию А проголосовали 50% избирателей, значит, от нее в Гордуму будет еще 3 человека, они получат половину из 6 мандатов. И так далее…

– Что ж, с депутатами-одномандатниками при смешанной системе выборов все понятно – каждый, как и раньше, будет представлять избирателей со своего избирательного участка. А как будут работать депутаты из партийного списка?

– Каждого из этих 10 депутатов можно будет «закрепить» за одномандатными избирательными округами. Как это будет сделано – по жеребьевке или другим способом, решение можно принять на Думе, в этом нет ничего сверхъестественного. Все решаемо!

– У смешанной избирательной системы есть преимущества? В чем они?

– Во-первых, она более демократична. Сейчас в Гордуме представители одной партии. Это, считаю, неправильно. Во-вторых, принимая такую схему выборов, мы даем возможность активным грамотным устьилимцам быть избранными через партийные списки в Городскую думу без серьезных затрат с их стороны, что бывает немаловажно. В-третьих, мы экономим бюджетные деньги: если «списочный» депутат по каким-то причинам покидает Думу – уезжает жить в другой город и т.п. – не надо будет проводить дополнительные выборы на «оголенный» одномандатный округ. Вместо выбывшего депутата в Думу войдет представитель партии, следовавший за ним в списке. Наконец, еще одно преимущество – депутата по партийным спискам легко отозвать. Если «списочный» депутат в Думе не работает, ведет себя недостойно, партия, если заботится о своем авторитете, с ним быстро расстанется. Его место займет другой кандидат из партийного списка. А вот депутата-одномандатника обычным избирателям отозвать сложно. Наглядный пример. Одного из депутатов нашей Думы партия, в которой он состоял, исключила из своих рядов за недостойное, по ее мнению, поведение. Но депутатом он быть не перестал, потому что выбран по мажоритарному округу. Был бы другой вариант – возможно, и финал был бы для этого депутата другой…

– Как ваше предложение восприняли на политсовете местного отделения ВПП «Единая Россия» коллеги по партии?

– Бурно. Местами болезненно. Некоторые вели себя даже, мягко говоря, неприлично. Не буду озвучивать их имена… В большинстве своем политсовет меня поддержал: 6 человек проголосовало за мое предложение, 4 – против. Решение не было принято, так как несколько человек воздержалось. Я понимаю – людям надо вникнуть, обдумать, на это требуется время. Понимаю я, и почему некоторые члены партии проголосовали «против»: при внедрении такой смешанной избирательной системы лично их шансы снова попасть в Гордуму сводятся к минимуму. А значит, плакали их теплые места, где можно получать немалые бюджетные деньги и совершенно ни за что не отвечать. Понятно, что сражение идет за места в Думе, которые противники этого предложения хотят сохранить, за немаленькую зарплату, за ресурс и полное отсутствие ответственности… При смешанной избирательной системе они всего этого лишатся. К тому же там включается такой инструмент влияния на депутата, как партийная дисциплина, плюс контроль региональных партийных организаций, заинтересованных в порядке на местах.

Одного лишь я не понял – позицию моего коллеги по областному парламенту. Он же сам попал в Законодательное собрание Иркутской области благодаря тому, что был в партийном списке «Единой России». С чего такое неприятие системы, его же и продвинувшей?

– Не секрет, что на всех последних муниципальных выборах ВПП «Единая Россия» лидировала. Вы – член этой партии. Зачем вы хотите что-то изменить?

– Я бы не трогал эти процессы, если бы не видел тот бардак, который есть, и не предвидел его последствий. Чтобы они не случились, мы должны поменять систему выборов – это стабилизирует работу Думы. Да, я член «Единой России». Но я также общаюсь и с представителями других партий, проживающими в нашем городе. Среди них немало грамотных, опытных, внятных людей, болеющих за город, а не свои личные интересы, стремящихся что-то сделать для него, для нас всех. Но их шансы быть избранными в Думу по одномандатному округу в силу очевидных причин минимальны. В последнее время 35-40% избирателей голосовало на выборах за «Единую Россию». А 60% – за другие партии. И где представители других партий в нашей Думе? При смешанной избирательной системе у них этот шанс появляется. Я уверен, что, получив шанс, к выборам по такой системе другие партии будут готовиться активнее, чем сейчас. У них уже не будет этого фаталистического подхода «чего бороться, все равно проиграем». И к кандидатам в депутаты они будут относиться намного серьезнее, потому как партийный список – это представители партии. Партии, а не себя любимых! Представительство это должно быть качественным. Тут и спрос выше, и ответственности больше. При такой системе выборов ответственность за работу местной Думы принимают на себя все партии, в нее входящие. Как видите, я предлагаю сделать выборы в местную Думу более демократичными!

Виктория Александрова, Газета Вестник Усть-Илимского ЛПК

Комментарии

Ваше имя:

Сообщение:

Комментариев пока нет