Кормить школьников из многодетных и малообеспеченных семей обещают без бумажной волокиты

Кормить школьников обещают без бумажной волокиты

В последнее время законодатели всерьёз озаботились вопросом обеспечения горячим питанием школьников из многодетных и малообеспеченных семей, проживающих на территории региона. В мае в закон «О социальной поддержке в Иркутской области семей, имеющих детей» внесли ряд существенных изменений, которые коснулись и размера предоставляемой льготы, и расчёта стоимости питания, и условий, при которых семья вправе рассчитывать на этот вид поддержки. До начала этого учебного года родителям необходимо было обратиться в органы соцзащиты для переоформления документов. Предварительные результаты исполнения закона показали, что нововведения привели к существенному сокращению числа заявителей на получение этой льготы. Например, в Усть-Илимске и районе по сравнению с прошлым учебным годом ребятишек, питающихся в школах за счёт государства, стало меньше в два раза. Так ещё в мае на льготной основе обедали 3605 детей, из них 2675 – в городских школах и 729 – в районных. На сегодня бесплатными горячими обедами ежедневно обеспечивается всего 1854 школьника. Разница составляет 51%. И подобная ситуация наблюдается практически во всех муниципалитетах области. Почему снизилось количество нуждающихся в этой мере соцподдержки?

Первое нововведение, которое не могло не порадовать льготников, касается повышения стоимости школьного питания. Напомним, долгие годы сумма, выделяемая из бюджета на эти цели, не менялась и составляла 10 рублей на ребёнка в день. С января 2013 года стоимость школьного обеда выросла до 15 рублей и оставалась таковой до сентября прошлого года. Понятно, что за такие «скромные» деньги полноценный обед, который бы включал в себя необходимый для растущего организма набор продуктов и отвечал бы всем требованиям по пищевой ценности, приготовить было весьма сложно. Для сравнения – в Усть-Илимских школах стандартный горячий обед, включающий в себя салат, второе блюдо, напиток и хлеб, в прошлом году для детей младших классов стоил 52 рубля, для детей от 11 лет и старше – 60 рублей. Цена платного обеда всегда складывается из реальных рыночных цен на продукты в текущий момент и меню, разработанного в соответствии с требованиями санитарного законодательства и, конечно, с учётом калорийности и энергетической ценности для той или иной возрастной категории школьников. Суммы эти средние и очень гибкие (все мы прекрасно знаем, как «скачут» цены в магазинах), поэтому конечная стоимость конкретного обеда могла немного варьироваться в ту или иную сторону. Таким образом, столы для «льготников» и «платников» могли разительно отличаться. Некоторые родители, пользующиеся льготой, покрывали существующую разницу, доплачивая недостающие 37-40 рублей, чтобы их дети питались полноценно. Но далеко не все могли себе это позволить. Поэтому депутаты законодательного собрания области Андрей Лабыгин, Артём Лобков и Алексей Козюра выступили с инициативой об увеличении размера пособия. Правительством региона изменения были одобрены и с 1 сентября 2017 года размер дотации увеличился до 30 рублей в день, а с начала следующего учебного года начнёт действовать новая схема расчёта стоимости льготного питания, установленная законом, благодаря которой сумма дотации снова увеличится. Так, при расчёте итоговой стоимости каждого льготного горячего обеда будут использовать набор продуктов, соответствующий не менее 30% суточной потребности в пищевых веществах и энергии для школьников разного возраста и с учётом рыночных цен на продукты. При этом для жителей Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, к коим относимся и мы, стоимость питания будет дифференцированной. Компенсация, как и прежде, будет выплачиваться из региональной казны, только размер её будет рассчитываться каждый год с учётом обозначенных выше данных.

Ещё одно требование нового закона касается предоставления справок о размере доходов каждого члена многодетной или малоимущей семьи. При подсчёте общих доходов учитываются абсолютно всё: это и заработная плата до вычета налогов, и различные льготные выплаты, пенсии, а также доход от реализации продукции собственного подворного хозяйства и пр. Если один или оба родителя нигде не работают, они обязаны это подтвердить справкой из центра занятости. Напомним, раньше предоставления такой бумаги не требовалось – безработному заявителю, грубо говоря, верили на слово.

Как рассказал Артём Лобков, депутат Законодательного собрания Иркутской области, заместитель председателя комитета по здравоохранению и социальной защите, новые требования к предоставляемым документам вскрыли несколько важных проблем. Одна из них – так называемая теневая занятость населения, то есть неофициальное трудоустройство. По словам депутата, раньше обеспечение бесплатным питанием носило заявительный характер, то есть по сути любая семья могла рассчитывать на льготу, предоставив минимальный набор документов – собственно заявление на предоставление льготы, свидетельства о рождении детей, справку о составе семьи, удостоверение личности. Этим зачастую пользовались семьи с хорошим достатком – кто-то скрывал свои реальные доходы. После вступления изменений в силу такие семьи автоматически вышли из разряда льготной категории, ведь предоставить справку о зарплате они не могли, так же, как и документ из центра занятости, поскольку на учёте не состоят и в трудоустройстве на самом деле не нуждаются. С другой стороны, это требование лишило бесплатного питания детей из многодетных семей, где маме попросту нет смысла вставать в центр занятости, потому что она не находится в поиске работы, а осуществляет уход за детьми и ведёт домашнее хозяйство. Только в Усть-Илимске эту льготу перестали получать 37 многодетных семей, имеющих четверо и более детей. И ещё одна проблема – безответственные родители, нередко ведущие асоциальный образ жизни. Многие ребятишки лишились школьного обеда только потому, что их горе-родители просто поленились или по какой-то другой причине не пожелали оформить необходимые документы.

«Мы внимательно проанализировали проявившиеся недочёты и разработали законопроект, предполагающий упрощение процедуры получения льготы по питанию для ряда семей, – говорит Артём Валентинович. – Например, неработающим родителям инвалидам 1 и 2 группы, воспитывающих детей, теперь предъявлять справки о доходах не нужно. Также от предоставления большинства документов освобождаются семьи, состоящие в областном банке данных о семьях, находящихся в социально опасном положении. Для этого им необходимо иметь ходатайство комиссии по делам несовершеннолетних о предоставлении бесплатного питания учащимся ребятишкам. Работа по совершенствованию законодательства продолжается. В том числе обсуждается вопрос о возможности предоставления многодетным семьям справки о доходах только одного родителя. З адача в том, что бы семьи, которым помощь действительно необходима, смогли её получить».

Марина железовская, Газета Вечерний Усть-Илим

Комментарии

Ваше имя:

Сообщение:

Комментариев пока нет