Каждый третий житель Усть-Илимска – должник

Каждый третий житель Усть-Илимска – должник

Каждый третий житель нашего города – должник. Такую статистику вывели судебные приставы на основании собственной электронной базы данных. Оказаться в «чёрном» списке неплательщиков проще простого. Стоит лишь не вовремя рассчитаться за «коммуналку», транспортный, земельный налог, алименты, дорожные штрафы, а также «провиниться» перед банком по срокам возврата ипотечного или другого кредита. Разнообразны и причины, по которым наши земляки не выполняют свои обязательства. Одни в повседневной суете просто-напросто забывают о такой «мелочи», как повисший долг, другие не имеют возможности его гасить, поскольку сильно ограничены в финансах. А третьи банально не желают расставаться с «кровно заработанными» в пользу какой бы то ни было федеральной структуры и даже собственных детей, как это делают алиментщики. Те, кто придерживается последнего принципа, как правило, всеми способами избегают расплаты и надеются на русское – «авось, пронесёт». Но, как мы все знаем, «играть» с государством бесполезно, тем более на деньги. Если вы запустили оплату долга настолько, что судебный исполнитель уже устал от звонков и направил по почте «энное» количество раз «последнее «китайское» предупреждение», то ждите гостей. Так, на прошлой неделе представители закона вышли в очередной рейд по квартирам несознательных граждан. Вместе с приставами в двери к неплательщикам стучали и представители местных СМИ.

По данным Усть-илимского отдела судебных приставов, с начала года в ведомстве на исполнении находится более 85 тысяч производств на общую сумму свыше миллиона рублей. Окончено 56 тысяч производств. Это – сухая статистика, за которой скрывается ежедневная работа: иногда скучная и утомительная, а иногда и захватывающая. В этом мне удалось убедиться лично, побывав с сотрудниками службы в выездном рейде. Подобные мероприятия для приставов – обычное дело, их проводят для выявления злостных должников, которые не желают платить алименты на детей, не вносят в банки деньги за займы, не уплачивают штрафы по решению административной комиссии или ГИБДД, уклоняются от уплаты налогов и пр. Все эти несознательные граждане внесены в единую областную базу. И, как отмечают представители закона, чаще людей в «чёрный» список «заносит» не бедность, а стиль жизни.

Инструментов воздействия на должников у судебных приставов достаточно: это арест счёта в банке, направление исполнительного листа на взыскание нужной суммы по месту работы, ограничение выезда за границу и многое другое. Но когда эти меры не приносят должного результата, в ход идёт имущество неплательщика – автомобильная и бытовая техника, мебель и даже домашние животные. Угроза расставания с четвероногим любимцем, который по большей части представляет лишь «сентиментальную» ценность, отлично стимулирует человека не затягивать с выплатой задолженности, отмечают в судебном ведомстве. Однако блюстители закона «шагнули» дальше, а вернее, добрались и до «охотников» не отдавать долги, но имеющих охотничье оружие. И это тоже очень действенный рычаг давления на увлечённых сугубо «мужским» хобби людей.

Возвращаясь к нашему городу, отметим, что в Усть-Илимске практика ареста у должников домашних питомцев пока не применяется. А вот принудительное расставание с серьёзными «игрушками» для настоящих охотников у нас есть. К этому огнестрельному «добру» горожан и было обращено наше внимание в ходе недавнего рейда. К слову, искать «ключи» к совести должников мы отправились вечером. Как отмечают приставы, в это время людей проще застать дома.

На часах 19.00. Тихий левобережный дворик по улице Булгакова, 8. Именно здесь началась очередная рабочая «спецоперация». Заручившись поддержкой участкового уполномоченного полиции и вооружившись толстой кожаной папкой, в которой кроется вся «подноготная» их «клиентов», блюстители закона решительно вошли в первый подъезд. Стучим в дверь, за которой проживает устьилимец, задолжавший ЖКХ за свет, тепло и воду более 50 тысяч рублей. «Здравствуйте! Судебные приставы. Откройте, пожалуйста!», – представляется Андрей Юргин, судебный пристав-исполнитель Усть-Илимского районного отдела. «А я не могу открыть. Меня муж запер и ушёл по делам, а ключи с собой прихватил», – отвечает из-за двери женский голос. На вопрос, когда он вернётся, внятного ответа мы не услышали. Скорее всего, говорят приставы, никто её не запирал. Просто открывать двери некоторым уже совестно, вот и придумывают разные отговорки. Сидеть в засаде и ждать, когда объявится нерадивый хозяин квартиры, времени нет. Поэтому приставы оставили в дверном косяке извещение и попросили собеседницу передать мужу, чтоб он явился в отдел и уже начал рассчитываться по долговым обязательствам. Если же в ближайшее время никаких действий от неплательщика не последует, они снова нанесут ему официальный визит.

Следующий адресат живёт по улице Крупской, 8, куда наша делегация и проследовала. Этот горожанин, судя по всему, забыл, что его родным несовершеннолетним детям нужны средства на существование. Его долг перед сыном – больше 70 тысяч рублей. Удача нам улыбнулась: горе-родителя удалось застать дома. Как выяснилось, мужчина долго не мог найти официальное место работы, по его «легенде», он перебивался случайными заработками. А совсем недавно трудоустроился по всем правилам. Судебный пристав поинтересовался, почему же он не переводит деньги на счёт ребёнка. «Отправляю, как появляется возможность. Зарплата небольшая, самому жить на что-то надо. Недавно вот деньги переводил», – оправдывается должник, протягивая нам чек из банка. Смотрим и радуемся – хотя бы сколько-то. Но вы только вдумайтесь, дорогие читатели, чек о переводе в 700 рублей, датированный апрелем! Хорошо, что этого года. К слову, по закону алименты на одного ребёнка у тех, кто работает, должны быть в размере 25% от заработной платы. Если детей двое, то 33%, если трое и более – 50%. В 2012 году в Семейный кодекс РФ, регламентирующий размер алиментов, которые удерживаются с родителей в пользу несовершеннолетних детей, депутаты Госдумы внесли существенные поправки. Появилась новая статья об установлении их минимального размера. Раньше он не был фиксированным, и это позволяло многим «алиментщикам» экономить, производя крохотные платежи. Так, например, родитель мог официально работать сторожем и получать 3.000 рублей, соответственно, алименты на одного ребёнка у него составляли бы 750 рублей в месяц. Законопроект обратил внимание на эту ситуацию и установил конкретный минимум, который взыскивают в судебном порядке, а размер его определяют в долевом отношении к прожиточному минимуму, установленному в определённом субъекте РФ. В среднем по стране минимальный размер алиментов на одного ребёнка составил 1.200 рублей, на двух детей – 1.600, на трёх и более – 2.400. Отмечу, что по закону эту сумму нужно платить каждый месяц.

Но вернёмся к нашему «герою». Прежде чем прийти в дом любого должника и наложить арест на нажитое им «добро», приставы отправляют запросы в различные регистрирующие органы и ведомства для установления того самого имущества. После судебные исполнители на своё усмотрение выбирают, с чем именно придётся расстаться человеку в счёт долга. В нашем случае за душой горожанина ничего нет, кроме потрёпанной мебели, старенького чайника, телевизора, стиральной машинки и прочих малоценных предметов обихода. А ещё имеется охотничье ружьё «ИЖ-58». Как пояснил устьилимец, старенькая «двустволка» ему досталась ещё от отца. При своём якобы «непростом» финансовом положении, мужчина всё же находит время и, главное, средства для весьма дорогого увлечения – охоты. Ведь чтобы «пострелять» в лесу, нужно иметь соответствующую лицензию (её необходимо продлевать каждые 5 лет, оформление в среднем обходится в 9 тысяч рублей – прим.) и охотничий билет (благо он выдаётся бессрочно и бесплатно – прим.). Кроме того, нужен «дом» для ружья – сейф, боеприпасы. А ещё деньги на транспорт, который поможет охотнику добраться до «дичи», и многое другое, что требует немалых затрат. Но этот «вооружённый» должник рискует в охотничий сезон пойти в лес с рогаткой, если в ближайшее время он не исполнит денежные обязательства перед своим ребёнком. А пока огнестрельное имущество приставы оставили горожанину на ответственное хранение. То есть в присутствии понятых и сотрудника полиции переписали все данные, поместили в сейф и опечатали его. «В соответствии с законодательством, должнику даётся 10 дней на обжалование акта описи и ареста имущества. За это время ему предлагается принять хоть какие-то меры по погашению задолженности. К примеру, попробовать договориться на рассрочку платежа с взыскателями. Вообще же арест имущества в таких рейдах – не сама цель, а больше побудительная мера, чтобы граждане быстрее изыскали способы рассчитаться с долгами и оставить при себе имущество. Неплательщику даётся месяц на то, чтобы он полностью погасил свои денежные обязательства. Если этого не происходит, арестованное имущество подвергается экспертной оценке специализированной организации и выставляется на реализацию. Вырученные деньги пойдут в счёт погашения задолженности. Что касается оружия – это имущество ограниченного оборота, изымать его и отправлять на хранение довольно проблематично, поэтому мы оставляем на ответственное хранение у должников. Если дело всё же доходит до реализации ружей, её осуществляют через специализированные лицензированные организации, с которыми у нас заключён государственный контракт», – рассказал Андрей Юргин. К слову, вскрывать сейф должник не имеет права. В противном случае ему грозит уголовная ответственность по статье 312 УК РФ. Если в ближайшее время горожанин не предпримет никаких действий, приставы вновь нагрянут в этот дом и уже отнимут ружьё.

Следующий «адресат» рейда – должник по кредитам. Его непогашенные обязательства перед финансовой организацией составляют 41 тысячу рублей. Мужчина не стал прятаться от телекамер и тушеваться перед натиском журналистов и представителей закона, и даже больше – любезно пригласил войти в квартиру. К слову, этот неплательщик оказался вполне себе благополучным и открытым к общению. «Пару лет назад пришлось взять займ в банке, который я исправно платил каждый месяц. А потом наступил кризис, и меня уволили. Зарплаты не стало, а денежный «хвост» остался. Но я быстро нашёл работу, как-никак, а на мне семья, дети. Банки же у нас ждать не любят, подали на меня иск в суд и после исполнительный лист ушёл к приставам, которые сегодня пришли арестовывать нажитое имущество. Но ведь логичнее было отправить исполнительный лист на моё предприятие, тогда бы деньги поступали к взыскателю быстрее, чем я получаю зарплату, с которой случаются задержки», – пояснил горожанин. К слову, в его «огнестрельной коллекции» оказалось ружьё «Сайга-12», на которое приставы и наложили арест. И здесь пришлось проделать всю ту же процедуру, что была описана выше. Однако этот должник твёрдо намерен отстоять свою любимую «игрушку» и найти деньги на погашение долга, ведь осенний охотничий сезон в наших краях только-только набирает обороты.

Как поясняют судебные приставы, сегодня в их производстве находится ещё несколько десятков дел по таким вот «вооружённым» должникам. Понятно, обойти всех за один вечер мы не смогли.

Для кого-то результаты рейда покажутся незначительными, а кто-то и вовсе не обратит внимания – мол, со мной такого уж точно не случится, ведь редко кто из устьилимцев может похвастаться наличием подобного специфического имущества. Но ведь главное в другом, чтобы люди ответственно подходили к своим обязательствам и понимали: лучше их оплатить своевременно, чем поплатиться кровно нажитым «добром» или краснеть от стыда под прицелом телекамер, если всё же «поймают», пусть и на маленьком долге.

Марина Кирьянова, «Вечерний Усть-Илим»

Комментарии

Ваше имя:

Сообщение:

Сергей
85000 производств на миллион рублей?? Это в среднем каждый третий должен 33 рубля.какова вообще эффективность приставов,вопрос открытый