Судьба сельской школы обсуждалась на съезде сельских учителей Приангарья

Представители отдела образования администрации Усть-Илимского района приняли участие в региональном съезде сельских учителей Приангарья. Форум в Иркутске собрал около 500 педагогических работников и руководителей образовательных и профессиональных общественных организаций.

Съезд сельских учителей Приангарья

Руководитель усть-илимской делегации, начальник отдела образования района Оксана Васильева, отметила, что такой съезд в нашем регионе прошел впервые. Он стал площадкой по обмену опытом, обсуждению достижений и проблем системы сельского образования.

Школы на селе выживают

Первый день съезда был посвящен торжественным речам и докладу министра образования Иркутской области. Основная же, секционная, работа развернулась во второй день. На базе образовательных организаций Иркутска, Иркутского, Шелеховского, Усольского районов прошли круглые столы, посвященные вопросам информационных технологий в сельских школах, сопровождению профессионального самоопределения сельских школьников, развитию кадрового потенциала системы образования, качеству образования в сельских детских садах и нормативно-правовому обеспечению деятельности школ на селе.

Как и многие руководители образовательных учреждений, Оксана Васильева работала в секции «Нормативно-правовое обеспечение деятельности сельской школы». Там активно обсуждали особенности деятельности малокомплектных сельских школ. Это школы, где в классе средняя наполняемость менее 13 человек и нет параллелей. А в Усть-Илимском районе таких школ - практически половина. В Подъеланской школе на сегодня - 42 учащихся, в Ершово - 44, в Бадарминской - 85. С прошлого года стала малокомплектной Эдучанская школа. На сегодня там обучается 117 детей. На грани статуса «малокомплектная» находится Тубинская школа, где сейчас насчитывается 130 человек. В среднем в классе получается по четыре – восемь учащихся, в старших классах обучается вообще по 1-5 человек.

– Сегодня школа на селе выживает, - говорит Оксана Александровна. - И съезд сельских учителей «Сельская школа - территория развития» стал своевременным и актуальным.

Ее поддерживает заместитель, Татьяна Черемных.

– В Иркутской области большинство школ - сельские, и проблемы малокомплектных школ часто остаются не решенными, - говорит Татьяна Олеговна. - Большая часть из них связана с финансированием и сохранением школ. Многие вопросы, озвученные на съезде делегатами, очень насущные для нас. Например, поднималась тема дистанционного обучения. Но для этого нужен хороший интернет, а у нас в некоторых школах установлены только спутниковые тарелки, и скорость там очень низкая, а оплата за услугу высокая.

Учителя вынуждены быть многостаночниками

Ведущий специалист отдела образования администрации Усть-Илимского района Ирина Шуткина работала в секции «Развитие кадрового потенциала системы образования».

– Главная проблема - привлечь специалистов в сельские школы и сохранить их, - говорит Ирина Валерьевна. - Сегодня из района много семей уезжает, потому что нет работы. Примечательно, что чаще всего уезжают благополучные семьи. Остаются же семьи, которые даже питание своего ребенка в школе не могут оплатить. Очень много детей с ограниченными возможностями здоровья! И эта проблема тоже звучала на съезде. В Усть-Илимском районе 48 детей с нарушением интеллекта и 25 детей с задержкой психического развития. И эта цифра ежегодно растет. И если в городе есть для таких детей специальная коррекционная школа, то в районе в каждом поселке такую школу не откроешь. Наибольшее количество таких детей в Тубинской школе, Железнодорожной №1. Если их распределить по классам, то в каждом классе получится 3-4 ребенка. Этот контингент нужно учитывать и необходимо готовить дефектологов, логопедов. На съезде прозвучала информация, что при Иркутском пединституте будут открываться факультеты для обучения таких специалистов, которые очень востребованы на селе.

Говорили на съезде и о дефиците кадров. Средний возраст учителей в Усть-Илимском районе - 46 лет. В этом году пришел всего один молодой специалист - учитель начальных классов. Сегодня в поселениях не хватает учителей начальных классов, иностранного языка, математики, музыки, изо, технологии, физики, психологов.

Реалии жизни таковы, что учитель вынужден быть многостаночником: вести несколько предметов, проходить профессиональную переподготовку. Например, учителя русского языка изучают дополнительно, как предмет, иностранный язык. Математики осваивают физику, биологи - химию, ОБЖ - физкультуру, информатику. Причем обучение педагогов часто бывает не очное, а дистанционное. И это, безусловно, влияет на качество образования.

– Мне понравилась мысль одного из начальников управления образования - вернуть в вузы систему распределения, - говорит Татьяна Черемных. - Обучение студента на бюджетном месте оплачивает государство. Так почему государство не может распределить его на то место работы, где в этом специалисте нуждаются, как это было раньше?

«Если бы была такая областная программа, как «Земский доктор», возможно, она бы мотивировала педагогов приезжать в села», - высказала свое мнение по поводу привлечения молодых специалистов Оксана Васильева. - Сегодня директора школ готовы предоставить молодым педагогам жилье, «подъемные» - 25 тыс. рублей. Лучшим выпускникам педагогического вуза выделяется по областной программе 1 млн рублей на три года. У начинающих педагогов, действительно, низкая зарплата, так как нет категории. Им нужно отработать не менее двух лет, чтобы зарплата стала выше. Не все выдерживают, многие уходят в более оплачиваемые отрасли…»

Надеются, что их услышат

Несмотря на общие для всех сельских школ проблемы, Оксана Васильева отметила, что в каждой школе Усть-Илимского района производится косметический и капитальный ремонты. Идет интенсивное финансирование из средств муниципального образования и Группы «Илим». Буквально на днях поступило технологическое оборудование для столовых. В Тубинской школе завершается ремонт спортзала, отремонтирована крыша и система отопления детсада «Чебурашка» в Железнодорожном. Заменена система отопления в Тубинской, Подъеланской, Ершовской, Железнодорожной школах. Сейчас закупают часть оборудования для медкабинетов, запланировано приобретение мебели, компьютеров.

– Начальную школу трогать на селе не будут,- подчеркнула Оксана Александровна, - а вот, что касается средней и старшей школ, то есть варианты. К примеру, малокомплектные школы сделать филиалом, допустим, Седановской школы. Подобным опытом на съезде делились представители Усольского и Шелеховского районов. Нас могут передать (как систему здравоохранения) на обеспечение из федерального бюджета. Все эти вопросы предстоит обсудить на Ассоциации мэров в Иркутске. Министр образования Валентина Перегудова сказала, что вполне вероятно будет проходить объединение малокомплектных школ или их филиализация. Только как, пока не известно. Все будет зависеть от того, какую модель реформирования выберет регион к 2019 году.

Участники съезда вынесли ряд предложений: рассмотреть возможность создания целевой программы «Развитие сельской школы»; рассмотреть возможность дополнительной финансовой поддержки малокомплектных школ из регионального бюджета и другие.

– Мы благодарны правительству области, обратившему внимание на проблемы сельских школ, и очень надеемся, что все, о чем было сказано на форуме, будет услышано, - резюмировали участники первого областного съезда сельских учителей.

Наталья Иванишина, Газета Вестник Усть-Илимского ЛПК

Комментарии

Ваше имя:

Сообщение:

Комментариев пока нет