Депутаты и чиновники искали ответы на актуальные для горожан вопросы

Каждому заседанию Городской Думы предшествует подготовительный этап – работа депутатов в профильных комиссиях. Здесь народные избранники обсуждают предложения мэрии и решают, пропустить их для утверждения всеми коллегами, то есть включить в основную повестку предстоящего заседания или же отложить в «долгий ящик», а также поднимают некоторые актуальные проблемы города. Так, на прошлой неделе думцы говорили о присвоении почётных званий, значимых поправках в Устав Усть-Илимска, состоянии городских дорог, общественном транспорте и т.д. Отметим, некоторые вопросы требовали лишь формального «внимания» со стороны парламентариев, поскольку несли ознакомительный характер, и сложностей с их принятием не возникло. По тем пунктам, что, по мнению депутатов, нуждались в более тщательной «проработке» и глубоком осмыслении, прийти к единому мнению не получилось. На самых интересных темах мы и остановимся подробнее.

О почётных гражданах Усть-Илимска

Среди наших земляков много замечательных и талантливых людей, которыми по праву может гордиться Усть-Илимск. И их заслуги, бесспорно, достойны признания. Но, пожалуй, самое высокое звание местного уровня для особо отличившихся и уважаемых жителей – это «Почётный гражданин города». На сегодня в усть-илимской «народной книге почёта» значится 35 человек. В скором времени она пополнится ещё одной фамилией. Представители «Украинского культурного центра «Черемшина»» обратились к местным депутатам с ходатайством о присвоении звания «Почётный гражданин города» Анатолию Плахотнику. Этот вопрос народные избранники и рассмотрели на заседании постоянной комиссии по социальным вопросам. Возражений и сомнений у собравшихся не было. Однако здесь помешала «техническая» сложность: согласно положению, в год такой «титул» могут получать не более двух человек. В 2017 году «лимит» был исчерпан ещё весной. Общественники предложили думцам изменить регламентирующий документ и уже в его новой редакции снять ограничение на число претендентов. Но, как пояснили парламентарии, это весьма длительный бюрократический процесс. К тому же в своё время именно они и определили, что двух «почётников» в год будет достаточно. Потому собравшиеся решили вернуться к этому проекту решения на заседании Городской Думы в январе, то есть сразу же после новогодних праздников, и присвоить Анатолию Константиновичу заслуженное звание. И всё же некоторые поправки в действующее положение депутаты внесли. Если раньше документ позволял присваивать высокий «титул» претендентам только накануне Дня города и ко Дню Победы, то теперь народные избранники решили не привязывать чествование человека к какой-либо торжественной дате, празднику. Ещё одно уточнение касается непосредственно определения места награждения. В соответствии с утверждённым порядком, вручение «почётникам» ленты, удостоверения и прочих атрибутов может проходить на заседании Городской Думы либо на общегородском мероприятии. Депутаты решили, что последнее должно быть непременно посвящено Дню Города. Этот пункт также решили закрепить в обновлённом положении.

В целом же вопрос о присвоении высоких наград усть-илимцам вызвал оживление за столом депутатов. Некоторые из них обеспокоились, что нынешний подход к одобрению кандидатов «обесценивает» само звание «Почётный гражданин Усть-Илимска». «У нас получается так: кто вперёд подал заявку, тому и присвоили «почётника». А последующих мы отодвигаем на «потом». То есть без какого-либо обсуждения поступивших предложений. Мне кажется, это не совсем правильно, – высказалась Елена Баженова, депутат Городской Думы. – Думаю, стоит определить отдельное заседание, где мы раз в год будем рассматривать все поступившие заявления в совокупности и из них уже выбирать тех претендентов, которые действительно достойны этого. Также массово у нас принимается звание «Ветеран города», что также его нивелирует. Я предлагаю в Порядке закрепить дату заседания по обсуждению кандидатов, быть может, в начале осенней сессии, и там уже принимать решение: кого и в какую очередь награждать». Это предложение получило одобрение большинства депутатов.

Корректировки в Устав города

Далее народным избранникам предложили внести некоторые корректировки в главный документ города – Устав. На федеральном уровне вновь произошли обновления некоторых законов, и местный свод «правил» потребовалось привести в соответствие с ними. В частности, необходимо добавить в Устав информацию о том, что сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных лицами, замещающими муниципальные должности, должны размещаться на официальном сайте органа местного самоуправления. Также эти данные надо предоставлять и в СМИ. Следующие уточнения касаются непосредственно самих представителей власти: как исполнительной, так и законодательной. Например, в случае обращения депутата Городской Думы к губернатору Иркутской области с заявлением о досрочном прекращении полномочий, датой его освобождения от занимаемого кресла впредь будет считаться день поступления заявления в городской парламент. Деятельность мэра также не осталась без корректировок. В частности, градоначальнику запрещено открывать вклады и счета за рубежом. Это «табу» в том числе является и основанием удаления градоначальника в отставку. Некоторые изменения коснулись и досрочного прекращения им полномочий. В целом же, как было отмечено, практически все уточнения направлены на борьбу с коррупцией. Кроме прочего, местных чиновников обязали оказывать содействие развитию физкультуры и адаптивного спорта в целом на вверенной им территории на благо инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. А ещё вести муниципальный контроль за выполнением теплоснабжающей организацией мероприятий по строительству, реконструкции и модернизации объектов теплоснабжения. Данный проект не вызвал вопросов у заседателей, а потому депутаты дружно проголосовали за принятие документа.

О ежегодном отчёте мэра

А вот по следующему вопросу депутаты и представители администрации к согласию прийти не смогли. Речь пойдёт об утверждении порядка предоставления и заслушивания ежегодного отчёта мэра города. Как выяснилось, такого документа в Усть-Илимске нет. Потому и возникли «заминки», как предположили чиновники, с заслушиванием доклада главы муниципалитета. Александр Хворостинин, заместитель мэра по экономике и финансам, предложил думцам исправить упущение: «На наш взгляд, отчёт депутаты не принимали столь длительное время потому, что у нас отсутствует некий свод правил, в котором были бы прописаны сроки его предоставления и заслушивания, а самое главное, критерии его оценки. Поэтому предлагаю принять данный Порядок. Согласования с прокуратурой он не требует, поскольку напрямую не затрагивает права граждан. Однако в данном ведомстве высказали своё мнение по поводу «чехарды» вокруг отчёта. Она произошла из-за того, что между представительным органом и администрацией не налажено правовое обеспечение и деловое сотрудничество в этом вопросе. В письме прокуратуры также говорится, что депутаты неправомерно определяют критерии оценки эффективности работы мэра, ссылаясь на указ президента и постановление правительства. Если вы считаете, что именно их нужно брать за основу при оценке эффективности работы главы города, то они должны быть отражены в Порядке, считают в прокуратуре. Дабы учесть замечания надзорного органа, мы и предлагаем утвердить соответствующий Порядок».

Большинство депутатов согласились с тем, что данный документ необходим. Однако не стали принимать решение, что называется, с «наскока», поскольку вопрос нужно тщательно изучить. А ещё у некоторых думцев вызвали сомнения представленные критерии оценки: «Быть может, Администрация выбрала самые «удобные» для себя статистические данные, по которым сложно понять истинное положение дел в городе». Однако Александр Анатольевич пояснил: «Эти критерии придуманы не нами, они установлены на областном и федеральном уровне для оценки работы органов местного самоуправления – мэра, администрации, Думы и КРК. Я вам представил табличку, где критерии оценки «наложены» на 2016 год в динамике с тремя предыдущими годами. Три четверти показателей из 108 у нас имеют положительный результат. Вообще же показатели не могут расти без конца, они зависят от действий или бездействий местной власти. К примеру, не может же без конца уменьшаться удельный вес дорог, нуждающихся в капремонте. Или же расти доля детей, занятых в дошкольном образовании. Не стоит терять время на пустые препирательства и выискивание «крючков», а лучше сосредоточиться на содержании документа и действительно тех проблемах, которые мы пока не решили». Нашлись за столом среди народных избранников и те, кто инициативу администрации поддержал.

«Сегодня на всех уровнях говорят о том, что работа государственного, муниципального служащего должна быть вписана в некий критерий. И такой свод правил действительно облегчил бы нам жизнь, и работу будущих мэров поможет оценивать объективно. Он убирает тот коррупционный фактор, когда несколько депутатов, к примеру, «обиделись» на мэра и решили не поддерживать его работу либо преследуют какие-то свои цели. Поэтому стоит поддержать эту идею», – отметил Сергей Капкан.

С коллегой согласилась и Елена Баженова: «Сейчас у нас получается такая ситуация: нравится мэр, «нарисую» хорошую оценку, не нравится – плохую. Можно пройти по микрорайону, спросить несколько человек, устраивает ли их, как работает мэр, а потом, исходя из этого, своё мнение здесь высказать. Но всех жителей не обойдёшь, это всё очень субъективно. Обязательно должны быть чёткие критерии, которые и позволят объективно оценить работу мэра. По-хорошему, изучив цифры, нужно обсудить совместно с администрацией показатели, почему в одном месте у нас положительная динамика, а в другом - большой минус. И уже вместе постараться что-то исправить. Мы для чего с вами здесь собираемся? Чтобы кого-то «утопить» или двигаться дальше?».

А депутат Арсений Чихирьков предложил порекомендовать Законодательному Собранию региона взять на себя инициативу и выступить за внесение изменений в ФЗ №131, которые бы исключали право городских депутатов давать какую-либо оценку работе мэров, и вообще перепоручить Государственной Думе выносить решение – занимать ли градоначальнику вверенную ему должность после зачтения отчёта или же уходить в отставку (вот только интересно, как к такой инициативе отнеслись бы сами депутаты Государственной Думы). Однако это высказывание не нашло поддержки большинства, ровно как и предложение Администрации утвердить данный Порядок. На этом вопрос закрыли и перешли к следующему.

Дорогие дороги

Пожалуй, ни одна встреча думцев не обходится без обсуждения дорожной темы. Народные избранники выказывают недовольство качеством проводимого ремонта на усть-илимских транспортных артериях или же негодуют по поводу плохого их содержания в зимний период. На этот раз говорили о приятном – о планах на перспективу. Все мы знаем, что заявляться на участие в какой-либо областной, государственной программе без готового проекта нет смысла, денег без нужного пакета документов городу никто не даст. Да и ждать, пока муниципалитет приведёт в порядок свои «бумажки», «наверху» не будут, – желающих получить финансовую поддержку достаточно. Поэтому местные чиновники решили сработать на опережение. Оксана Янковская, начальник Департамента жилищной политики и городского хозяйства, сообщила, что сегодня готовится проектно-сметная документация на капитальный ремонт двух улиц: Героев Труда и Наймушина. В настоящий момент контракт «разыгран», на его исполнение отведено 8 миллионов рублей.

«Сегодня стоимость проектирования одного километра городской дороги составляет порядка 4 млн рублей, а протяжённость наших объектов – чуть больше двух километров. Срок окончания работ по проектированию – середина ноября, с учётом прохождения госэкспертизы. В техническом задании учтён не только ремонт самого полотна дороги, но и установка ограждений, разметка, замена остановочных павильонов, а также опор наружного освещения и самого осветительного оборудования, – рассказала Оксана Янковская. – Кроме того, на сегодня готова конкурсная документация (она размещена для проверки в муниципальном заказе) на проектирование ремонта двух дорог: по ул. Братской и ул. Кирова. Отмечу, что последняя дорога захватывает часть улицы Трудовой. Более того, в середине сентября мы направили заявку в министерство на финансирование ремонта дороги на «Фиалку» на 2018 год. Здесь проектирования не требуется, достаточно дефектования и осмечивания, что и было сделано. Также у нас оказались сэкономлены средства, поэтому сейчас готовится техзадание на проектирование ремонта ещё двух городских дорог для того, чтобы с «заделом» войти в 2018 год».

Мост преткновения

Следующий вопрос, которым озадачились думцы, – состояние моста, связывающего две части нашего города. Напомним, что в 2012 году на мосту через Ангару за счёт федеральных средств провели долгожданный капитальный ремонт. Однако результат не оправдал ожиданий ни усть-илимцев, ни местных чиновников. Уж слишком много огрехов оставил после себя подрядчик – Дорожная служба Иркутской области. Но исправлять недоделки и доводить до «ума» объект ремонтники не спешат, тогда как гарантийные обязательства по контракту заканчиваются уже в октябре нынешнего года.

«В данную службу мы начали направлять обращения ещё с начала года, с просьбой заактировать выявленные дефекты. Однако никаких ответов оттуда не поступало. Летом без каких-либо согласований с нами работники подрядчика самостоятельно в течение двух дней пытались убрать колейность при помощи «латок». Никаких документов при этом нам не предъявили. Диалог произошёл только 14 сентября, когда в город приехали специалисты Дорожной службы. Мы вместе провели обследование самого дорожного покрытия. Они даже отказались от инструментального замера колейности. Со своей стороны мы взяли у сторонних подрядчиков оборудование, пригласили специалистов, чтобы можно было произвести соответствующие замеры. Но представители Дорслужбы отказались от этого, потому что огрехи их явно видны. Пока от них письменных предложений в наш адрес не поступало. В конце сентября мы встречаемся с ними в арбитражном суде», – пояснила Оксана Янковская. По словам начальника Департамента, подрядчик не отказывается от проведения «работы над ошибками». Вопрос в другом – в каких объёмах и по какой методике он будет это делать. Дорожники предлагают фрагментами снять просевший асфальт и уложить на его место «заплатки», что категорически не устраивает наших чиновников. Они хотят видеть на мосту ровное и цельное полотно, что и подразумевает капитальный ремонт. Кроме того, у города есть претензии и к обустройству пешеходной дорожки, и по замене светильников. Остаётся надеяться, что в этом споре точку поставят служители Фемиды.

И снова о транспорте

Ещё весной депутаты просили специалистов мэрии проработать вопрос предоставления студентам льготных проездных билетов по городским автобусным маршрутам. К этой теме думцы и решили вернуться. Ответ перед собравшимися держал заместитель мэра города по экономике и финансам.

«В этом вопросе нам, скорее всего, придётся взять паузу, – пояснил Александр Хворостинин. - Дело в том, что сегодня все муниципальные акты и их ведение подлежат обязательной правовой оценке со стороны прокуратуры. Все вы знаете, что сейчас подобные финансовые послабления (в виде льгот) у нас действуют для школьников. Однако был получен протест прокуратуры на Порядок, согласно которому оказывались льготы школьникам в части предоставления проездного билета. Причина – отсутствие у города собственных средств на эти цели. В бюджетном кодексе сказано, что местная власть может вводить любые льготы, но только за счёт собственных денег. А так как город Усть-Илимск является дотационной территорией, никаких льгот и никаких субсидий здесь быть не должно».

Эти ограничения распространяются и на субсидирование трёх убыточных маршрутов, которые и по сей день находятся под угрозой закрытия. Напомним, речь идёт об автобусах до посёлков Тушама и Приморский, а также №7А, маршрут которого проходит через правобережную детскую поликлинику и 11-й микрорайон. Ранее местные чиновники приняли решение сохранить важные для горожан транспортные направления, то есть взять непокрытые расходы перевозчика на себя за счёт того же субсидирования его работы. Для этого заложили необходимые средства, утвердили перечень маршрутов.

«Кроме того, был подготовлен проект решения Городской Думы о внесении положения в финансовое управление, согласно которому вы нам должны были дать полномочия для того, чтобы давать заключения по сумме убытков по каждому конкретному маршруту для определения суммы субсидирования. Прокуратура также опротестовала и первое, и второе, и третье», – сказал Александр Хворостинин.

Выходов из сложившейся ситуации в Администрации видят два. Один из них – реанимировать муниципальное АТП или же попытаться организовать АНО. Но это - вопросы дальней перспективы. Ведь, как пояснила Оксана Янковская, один автобус, который смог бы обслуживать население по названным маршрутам, стоит порядка 8 млн рублей. Машин же на каждом направлении должно быть как минимум четыре. Плюс, нужны новые боксы, обслуживающий персонал и многое другое, что, понятно, требует колоссальных финансовых вливаний. К сожалению, пока привлечь в город средства на решение транспортных проблем не представляется возможным. Ещё одно предложение: невзирая на протест прокурора, принять порядок предоставления субсидии перевозчику, а дальше уже в судебном порядке отстаивать свои намерения сохранить маршруты. В итоге собравшиеся решили обсудить эти темы в рамках рабочего совещания с участием представителей надзорного органа.

Марина Кирьянова, «Вечерний Усть-Илим»

Комментарии

Ваше имя:

Сообщение:

Комментариев пока нет