Результаты капремонта многим усть-илимцам не по нраву

Капремонт. Усть-Илимск

Дороги – извечная тема, о которой можно говорить и говорить. Бесконечно. Не стихают разговоры ни летом, ни зимой, ни в какое-либо другое время года. Ремонт капитальный или ямочный, содержание и уборка – часто люди остаются недовольны качеством проведённых работ, реже хвалят подрядчиков и власти. Однако больше всего в последнее время местные магистрали устьилимцы обсуждают в рамках проведения масштабной реконструкции, которая длится вот уже три года. В правобережье ремонтная эпопея подходит к концу, в левобережье – всё в самом разгаре. Что успел сделать подрядчик за такой весьма приличный срок, почему результаты не совсем устраивают горожан, и что ещё предстоит сделать?

На масштабный капитальный ремонт участков трёх усть-илимских дорог по проспектам Дружбы Народов и Мира, а также улицы 50 лет ВЛКСМ общей протяжённостью свыше 6 километров, возлагали большие надежды. Изначально на выполнение работ по региональной государственной программе «Развитие дорожного хозяйства» нашему городу выделялась субсидия в размере 283 миллионов рублей с учётом 5%-го софинансирования из местного бюджета. И многим водителям мечталось, что по городским дорожным артериям станет приятнее и безопаснее ездить, будет меньше аварийных ситуаций. С большим энтузиазмом горожане отнеслись к началу работ и искренне верили, что всё запланированное будет сделано быстро и качественно. Но, видимо, надеждам и чаяниям не в полной мере суждено сбыться.

Вспомним, как всё начиналось, и вернёмся на три года назад. Тогда красноярская компания «Геотехпроект» выполнила разработку проекта капремонта по каждой из дорог. В электронном аукционе на выполнение капитальной реставрации победу одержала строительная компания ООО «РегионСпецТранс». Проектом изначально предусматривались такие виды работ, как демонтаж изрядно износившегося асфальтобетонного покрытия и укладка нового с использованием современной георешётки, замена бордюрного камня и в завершение – нанесение разметки из термопластика. Кроме того, во время проведения работ предполагалось сохранение, восстановление, а кое-где и обновление всей дорожной инфраструктуры: ливневой канализации, металлических ограждений, пандусов на пешеходных переходах, дорожных знаков, а существующие искусственные неровности (так называемые «лежачие полицейские») должны были кое-где заменить на современные резиновые. Контракт заключили в начале сентября 2014 года. И подрядчик практически сразу приступил к подготовительным работам. Начать было решено с проспекта Дружбы Народов. Строители и техника передвигались планомерно от участка к участку. Параллельно кое-какие работы проводились и на двух других магистралях. Но к концу года стало известно, что размер субсидии будет сокращён практически вполовину, соответственно, был сокращён и первоначальный перечень ремонтных мероприятий, изменён график. В 2015-2016 годах работы проводились только на проспекте Дружбы Народов: от улицы Героев Труда до улицы Федотова, и на проспекте Мира, от начала и до пересечения с улицей 40 лет Победы. При этом в график подрядчик вписывался не всегда, работы растягивались по времени. Да и к их качеству тоже не раз возникали претензии. Например, на Дружбе Народов местами «вспучивался» асфальт, кое-где на дорожном полотне в большие лужи до сих пор собирается вода, в том числе и на одном из пешеходных переходов, что очень неудобно для переходящих дорогу людей; на участке от улицы Мечтателей до дома №28 по Дружбе Народов появилась довольно глубокая колея; не радуют водителей и неровности покрытия на других участках этой дороги.

Осенние работы

Что касается главной улицы города – проспекта Мира, – то на ремонт этой дороги (от пересечения с улицей 40 лет Победы до улицы Энгельса) в нынешнем году выделено порядка 63 миллионов рублей. На сегодня здесь подрядчик полностью завершил работы по ремонту дорожного полотна, нанесена и разметка. Однако не успела ещё и краска на асфальте высохнуть, а водители уже жалуются на то, что свежеуложенный асфальт на участке от остановки «Кристалл» до магазина «Север» больше напоминает старую бабушкину стиральную доску, родом из советского прошлого, чем «свежеоткапиталенную» дорогу. А в образовавшихся поперечных бугорках-желобках к тому же собирается дождевая вода, что неблагоприятно скажется на сохранности полотна: ведь скоро заморозки, вода будет замерзать и, расширяясь, разрушать асфальт. Кроме того, и на других участках на Мира дела обстоят не лучше. В частности, там, где ремонтировали в прошлом году, уже вовсю появляются трещины. А около «часов» и того хуже: там весной образовались довольно большие выбоины, подрядчик здесь произвёл уже и ямочный ремонт. Сроки сдачи-приёмки этого объекта неоднократно переносятся. По последним условиям, подрядчик должен был окончить все работы в срок до 15 июля, но, как можно видеть, эта дата давным-давно прошла, а предстоит ещё сделать немало. До конца строительного сезона планируется справиться также с благоустройством инфраструктуры: установить и покрасить ограждения на участке от перекрёстка с улицей Мечтателей до пересечения с улицей Белградской, смонтировать 28 новых дорожных знаков. Кстати, к обустройству пешеходных дорожек (тротуаров), которое производилось подрядчиком в рамках капремонта, у «безлошадных» горожан также имеются претензии. Многих не устраивает то, что дорожки расположены под слишком большим углом. Мы отправились на место и прошлись по новым тротуарам. Что сказать? Действительно, идти от «Приморского» до остановки «Север» по правой стороне очень неудобно: склон заставляет всё время быть начеку, чтобы удержать равновесие и не упасть, а в тот день был всего лишь дождь. Людям в солидном возрасте здесь ходить ещё сложнее. А представить, что же будет во время гололёда – и вовсе не трудно. Напомним, для дополнительного контроля за тем, насколько качественно проводится ремонт, при городской Администрации создан технический совет, одним из решений которого было исключение из техзадания работ по использованию георешётки.

Ещё 30 миллионов направлены на продолжение дорожного ремонта в левобережье. Как помнят устьилимцы, здесь уже начинали подготовительные работы в 2014 году. Строители демонтировали отслуживший бордюрный камень по всей протяжённости участка, попадающего под капительный ремонт, и установили новый. На этом реставрацию заморозили. Но получилось так, что новый бордюр успел изрядно усложнить жизнь некоторым жителям: его высота оказалась выше положенного по нормативам. Людям пожилым, с ограниченными возможностями здоровья и детям было трудно переступать через него, что усложняло подходы, например, к тем же остановочным пунктам. После того как стали поступать жалобы, новый бордюр у остановок сделали ниже, а в этом году его снова демонтировали и установили в очередной раз новый. Как поясняют специалисты Департамента жилищной политики и городского хозяйства, бордюр был установлен согласно всем правилам и ГОСТам. Выше положенного он сейчас только потому, что пока не уложено новое асфальтовое покрытие. Слоёв будет два: нижний – толщиной 9 см, и финишный – 7 см. В итоге высота бордюров придёт в соответствие с техническим регламентом. Кроме того, все остановочные пункты подрядчик должен выровнять по одной высоте с бордюрами (установить по периметру поребрики, засыпать щебнем и закатать всё под асфальт), поэтому перешагивать через них в будущем не придётся. На данный момент уже снят старый слой асфальта на всей протяжённости улицы. Начаты работы по укладке первого слоя нового материала. Работы выполнены от Обелиска до дома № 30 по улице 50 лет ВЛКСМ. Если повезёт с погодой, то в этом году подрядчик постарается первый слой асфальта уложить на всей протяжённости дороги. Как поведёт себя покрытие после схода снега, предугадать сложно. А ведь на него ещё потом и финишный слой укладывать… По словам ведущего специалиста Департамента жилищной политики и городского хозяйства Дениса Мальцева, акт приёмки капитального ремонта всех трёх дорог будет подписан только тогда, когда завершатся все работы, и только в том случае, если претензий к подрядчику у заказчика, то есть у Администрации, не будет.

«В течение пяти лет после подписания акта приёмки подрядчик обязан устранять за свой счёт все замечания, выявленные в процессе эксплуатации дорог, – говорит Денис Александрович. – После ремонта на этот участок вновь будет продлеваться гарантия на три года».

Хорошо бы, если так. Лишь бы не случилось, как с мостом: заставить подрядчика исправить допущенные им огрехи при выполнении капремонта оказалось не так-то просто. Несколько лет городские власти пытались добиться «ремонта капремонта» – безуспешно. В итоге пришлось прибегнуть к помощи суда. Кстати, 28 сентября прошло первое судебное заседание по этому вопросу, о его результатах мы сообщим дополнительно.

Вообще же картина, когда дорожники укладывают асфальт осенью, довольно привычная для наших дней. На это есть несколько причин: и нерасторопность самих подрядчиков, и бюрократические проволочки с оформлением необходимых документов, и задержка бюджетного финансирования. Так бывает из года в год: деньги закладываются на те или иные мероприятия, но доходят они до получателя позднее установленных сроков. Дорожники судорожно пытаются эти деньги освоить, чтобы не остаться в следующий раз без финансирования. Так получилось и в этот раз: транш средств на капремонт левобережной дороги в город ещё не осуществлён. Остальные работы, скорее всего, продолжатся уже в следующем сезоне, если область выделит дополнительные средства. Между тем поступление денег под большим вопросом из-за срывов сроков выполнения контракта.

Не ямки, а ямищи

А тем временем только на прошлой неделе стартовал второй этап ямочного ремонта дорог – ещё один пример короткого строительного сезона и длинных процедур утверждения бюджетов и перевода денег в муниципалитет. Контракт с существенным понижением начальной цены на 1,8 миллиона рублей выиграла братская компания ООО «Керамика». Подрядчик, по условиям контракта, должен за 3 миллиона рублей реставрировать 4.400 кв.м дорожного полотна. В план ямочного ремонта включены дороги по таким улицам, как Братская (от виадука в сторону Невона), Братское шоссе, Ленина, Кирова, Трудовая, Чайковского, Энтузиастов (до Стройдвора), а также заездной карман по проспекту Мира от дома №7 до дома №3 (район магазина «Спортмастер»), проезд от улицы Энгельса до улицы Молодёжной, к домам №37 и №25 по Дружбе Народов, заезд на Интернационалистов. Из-за того, что вся техника фирмой арендуется, ремонт будет проводиться в экономном режиме: сначала вырежут карты по периметру самых крупных и глубоких ям по всем адресам, затем только начнут продувать, обрабатывать битумной эмульсией и после закатывать мелкозернистым асфальтом. Таким образом, в общей сложности в нынешнем году будет «залатано» более 8,5 тысяч кв.м усть-илимских дорог.

С прицелом на будущее

Как известно, сейчас для того, чтобы стать участником какой бы то ни было программы и получить средства на воплощение идей по благоустройству городских пространств, необходимо заранее побеспокоиться о документальном подтверждении такой необходимости, иметь на руках сметы и проекты с пройденной госэкспертизой необходимых работ. В планах местных властей привести в порядок ещё три большие путевые артерии: по улицам Героев Труда, Наймушина и автодорогу в дачный кооператив «Фиалка». Все документы на данный момент в разработке. Очень хотелось бы, чтобы все подготовительные этапы завершились в этом году, чтобы успеть попасть в региональную программу по ремонту дорог на будущий год. Но есть опасения, что проведение капремонта этих дорог может сдвинуться и на 2019-ый.

Также сейчас в Департаменте жилищной политики и городского хозяйства прорабатывается проект установки и замены дорожных знаков. На данный момент требуется только заменить для приведения к требованиям новых ГОСТов более 500 дорожных указателей, плюс необходимо восстановить знаки, пришедшие в негодность – всего порядка 1.200 дорожных элементов. Стоимость одного дорожного знака с установкой обойдётся бюджету в 10 тысяч рублей. В планах на этот год – смонтировать только небольшую часть требуемого. Кроме того, сейчас специалисты работают над проектом строительства новой пешеходной дорожки по улице Молодёжной со стороны Пенсионного фонда.

Марина Железовская, «Вечерний Усть-Илим»

Комментарии

Ваше имя:

Сообщение:

Тамара
Хотелось бы чтобы ремонтом занимались не гастарбайтеры а местные жители и принимали бы работы местными жителями