Брошенные автомобили на улицах Усть-Илимска

Не секрет, что Усть-Илимск существенно уступает тому же Иркутску и по размерам, и по развитию. А вот по числу автомобилей на одного жителя уже вряд ли. Машины буквально заполонили наши дворы, парковки магазинов и обочины дорог. При этом правило оставлять на хранение своих любимых «ласточек» в гаражах ушло в далёкое прошлое, да и услугами платных стоянок сегодняшние автовладельцы в большинстве своём пренебрегают. Бросают машины прямо возле подъезда или под окошками на любом свободном месте, в том числе на газонах, детских игровых и спортивных площадках, тротуарах, и идут домой, довольные, что успели «втиснуться». Ведь так удобно, когда твой личный транспорт находится «под боком» – сел в любое время дня и ночи и поехал. А иные владельцы и вовсе определяют здесь своего железного «друга» на «постоянное место жительства».

Брошенные автомобили на улицах Усть-Илимска

Спущенные колёса, ржавеющий кузов, разбитые стёкла – такие «потрёпанные» автомобили, стоящие месяцами, а то и годами, можно встретить практически в каждом микрорайоне. И понятно, что такие вот недвижимые «экземпляры» вызывают недовольство у горожан. Горожане задаются вопросом: «Можно ли законными методами убрать забытую технику?». С этим мы и попробуем разобраться.

Легко ли избавить наши дворы от брошенных автомобилей?

В Усть-Илимске любой машине позволительно доживать свой век там, где хозяину заблагорассудится её оставить. Конечно, если она не затрудняет проход или проезд другим участникам дорожного движения. В остальном, видимо, считают они, нет никаких ограничений, будь то центральная улица, парковка у дома или зелёный газон под окнами. Среди таких прочно обосновавшихся «жителей» можно встретить и стареньких «японцев», и «американцев». Но больше всего, конечно, представителей отечественного автопрома. Люди старшего поколения недоумевают:

«Чтобы в советское время человек вот так бросил свою «ласточку», – это же преступление!». И правда, вспоминаю своё детство: на улице нельзя было увидеть забытую владельцем машину, даже не способную к передвижению. Уж слишком высокую цену, в буквальном и переносном смысле, приходилось отдавать, чтобы стать счастливым обладателем личного транспорта. А потому столь дорогое имущество жители хранили в гараже «за семью замками».

Сергей Иванов, водитель с 40-летним стажем, рассказывает: «Практически в каждом предприятии того времени были свои автопарки. Так вот всю отслужившую технику там и разбирали. Рабочими деталями снабжали ещё «живые» машины, а «скелет», то есть остов, пускали в переработку».

Что и говорить, даже 20 лет назад (на закате «лихих 90-х») почти никто не оставлял свои автомобили под открытым небом. Правда, уже по другой причине: боялись, что разберут по винтикам или укатят целиком. Сейчас же на рынке представлен огромный выбор машин на любой вкус и кошелёк. Благодаря банковским кредитам и «подросшему» достатку, собственный транспорт стал для людей не роскошью, а вполне доступным и привычным «предметом обихода». К счастью, и с криминальной обстановкой у нас в городе всё относительно спокойно. Поэтому обострённое чувство страха у нынешних автовладельцев практически свелось «к нулю», и в разных частях города стало всё больше появляться брошенных «копеек», «шестёрок», «Тойот» и пр.

У каждого забытого «железного друга» своя история. Умер хозяин, заболел или вовсе уехал из города, при этом оставил авто коротать ненужную жизнь где пришлось. Иные водители ставят своих «коней» на прикол «до лучших времён», поскольку не могут найти денег на ремонт. И опять же, в поле зрения, а не на СТО или специализированной стоянке - всё с целью экономии семейного бюджета. Многие автомобили из числа брошенных совсем не подлежат «лечению». И стоит ли о ней в таком случае заботиться – вызывать эвакуатор, везти на свалку, а значит, нести расходы? Таким несознательным водителям не хочется тратить силы, время и особенно средства, поэтому они и находят для себя самый лёгкий и удобный выход – бросить машину там, где её застала «роковая» поломка. При этом закон о стоянке, парковке они не нарушают, поэтому и наказания ждать не приходится. Иные автомобилисты не хотят ездить по снежным накатам, или же просто не успевают подготовить необходимые атрибуты для зимней езды, и по весне в наших дворах десятками проклёвываются «автомобили-подснежники», большую часть из которых после сибирских морозов не так просто вернуть «к жизни». Вот и превращаются некогда резвые «лошадки» в автохлам, покрываясь пылью и ржавчиной. Этот металлолом на колёсах не только портит внешний облик Усть-Илимска и месяцами занимает завидные парковочные места, что здорово злит сознательных водителей, но и является помехой для снегоуборочной и дорожной техники.

«Автопризраки» заполонили город

Мы совершили небольшой рейд по городу и запечатлели на фото самые «колоритные» транспортные средства, хозяева которых, наверное, напрочь о них позабыли. Один из ярких экземпляров - «Nissan» конца 80-х годов - расположился на парковке возле дома №4 по улице Дружбы Народов. Судя по «убитому» состоянию авто, владельцам уже давно безразлично, в каких целях используется их иномарка: служит ли она «аттракционом» для местной ребятни или временным убежищем для маргиналов. Завидев человека с фотоаппаратом, «обитатели» двора было обрадовались, что наконец-то ответственные лица занялись поиском нерадивого хозяина. Но нам пришлось огорчить горожан и сообщить, что пока этой проблемой озадачились лишь корреспонденты.

«Машина стоит без движения уже пять лет. Она сильно постарела за это время, сами видите – вся чёрной ржавчиной проедена. Я живу на первом этаже, наблюдать такую мрачную картину из окна не очень приятно. К тому же у нас во дворе проблема с парковочными местами – их гораздо меньше, чем транспорта. Вот и ставят водители свои авто на тротуары, газоны. А эта «старушка» занимает целое место. Кто её бросил, никто из жильцов не знает. И куда обратиться, чтобы убрать? Вы уж нам помогите», – обратился к нам устьилимец Сергей Николаевич.

«Mazda 626», стоящая у общежития по улице Энтузиастов, 5 в 11-м микрорайоне, на первый взгляд и не похожа на брошенную. Но её «сиротство» выдают надписи и рисунки на пыльных стёклах. Видимо, эти художества – дело рук местных школьников. Правое спущенное колесо подпирает камень. Сразу ясно, что как минимум лето эта иномарка простояла на своём месте. Потерянный универсал «Ford Taurus», что по-сиротски прижался к бордюру остановочного кармана по улице Дружбы Народов, 18, сегодня можно назвать раритетом. Эту модель перестали выпускать с конвейера ещё с середины 90-х. Нынче классика американского автопрома покоится под толстым слоем грязи. Типичный брошенный «жигуль» уже третий год ржавеет на газоне за трансформаторной будкой внутри двора по проспекту Мира, 19. У некогда популярной «шестёрки» колеса уже вросли в землю, а лобовое стекло превратилось в ажурную паутину от трещин. На парковочной площадке соседнего дома по Мира, 17 покоится белая «четвёрка». И здесь мы увидели «классическую» картину: шины спущены, кузов весь в ржавчине и вмятинах. Эта бедняга не только стала жертвой времени и непогоды, но ещё и случайных «автомехаников»: сквозь приоткрытую крышку капота виден выпотрошенный двигатель. Вот только разбитая какими-то хулиганами форточка заботливо прикрыта целлофаном.

Также на проспекте Мира, 19, прямо в «кармане» около Центральной аптеки, прочно обосновался микроавтобус «Istana». Автомобиль с весны терпел снегопады и оттепели, стойко переживал летние дожди в ожидании хозяина, но пока так его и не дождался. В микрорайоне напротив, в низине двора по улице Мечтателей, 21, спряталась ещё одна потрёпанная жизнью зелёная «шестёрка». Как пояснили местные водители, машина мешает убирать зимой снег, а жильцам дома – парковаться и разъезжаться на тесном «пятачке». За два года стояния она постарела лет на десять: колёса спустились, стёкла побили мальчишки камнями, внутри какой-то мусор... Несколькими домами выше, уже во дворе по проспекту Мира, 24, под тенью деревьев укрылась потрёпанная «Honda Fit». Некогда юркий хетчбек буквально вмёрз в огромную грязевую лужу, покрылся «вековой» пылью, голубиным помётом и сухими листьями. О времени его простоя остаётся только догадываться. К слову, этот автомобиль уже становился «героем» нашей публикации. Двор, в котором он нашёл своё последнее пристанище, участвует в федеральном проекте «Формирование комфортной городской среды». Здесь подразумевалось расширение парковочных зон и реставрация дорожного полотна. Но поскольку хозяин иномарки так и не объявился, клочок, что она занимает, так и остался не у дел. Ещё одного недавнего «героя» нашей газеты – синюю вазовскую «копейку» – мы увидели на том же месте в 5-ом микрорайоне, в районе «Центра помощи семье и детям». Этого легендарного представителя отечественного автопрома каждый день «мучают» дети. Он давно остался без стёкол и колёс. В этом дворе нет практически никаких игровых элементов, и для местных мальчишек автомобиль стал главным развлечением. Поскольку в дверцах машины вырваны все замки, ребята без труда проникают внутрь салона и крутят чудом уцелевшую баранку, видимо, примеряя на себя роль опытных шоферов. Ещё один «подкидыш» нам встретился в 6-ом микрорайоне на проспекте Мира, 64 со стороны двора. Здесь прямо перед крыльцом 9-го подъезда на спущенных колёсах стоит проржавевшая «Волга» – мечта каждого советского человека. Она занимает такое нужное для жильцов дома парковочное место. Судя по «грустному» виду, хозяин уже давно не выгуливал своего «железного коня». Очередного выходца из 90-х – «Toyota Crown» – мы обнаружили в 10-ом микрорайоне, во дворе по улице Энгельса, 29. Трудно угадать, какой цвет кузова был изначально при выходе с завода (борт слева, за исключением заднего крыла и части капота, чёрные), но сейчас автомобиль больше походит на шахматную доску.

Убрать машину сложно, но можно

Как мы убедились, брошенных авто в Усть-Илимске немало, но в Администрации города нам пояснили: в большинстве своём эти машины отнюдь не бесхозные. Это не мусор, как считают жители, а чья-то собственность, распоряжаться которой никто, разумеется, кроме хозяина, не имеет права. Многие, наверное, подумают: что может быть проще – нанять эвакуатор и под покровом ночи сдать брошенную машину на металлолом. Но эти действия попадают под определённые статьи Уголовного кодекса – кража или угон. Пару лет назад одни предприимчивые молодые ребята вот так «нелегально» укатили с моего двора «копейку». «Мёртвым» грузом она простояла на улице около трёх лет. Причём водитель оставил машину коротать век прямо на дороге у лестничного схода, к нему просто невозможно было подступиться. Особенно зимой, когда «подкидыш» превращался в огромный сугроб. Он создавал препятствия не только пешеходам, но и водителям. В частности, снегоуборочная техника с трудом лавировала по узкой проезжей части. Местные хулиганы скрутили с авто всё, что можно, а хозяин так и не появлялся. Потом и вовсе начинающие автомобилисты «с толкача» угнали его в соседний двор и разобрали на запчасти, а кузов сдали в металлолом. Как пояснили ребята, они купили старенького «Жигулёнка», который периодически требует ремонта. А тут приметили его брошенного «собрата», вот и решили себе «помочь» с запчастями, да и жителей избавить от автохлама. Настигло ли этих «санитаров» наказание за проявленную инициативу, мне неизвестно. Поступок их был весьма рискованный.

И всё же убрать старую машину из двора можно и законным способом. Первым делом следует обратиться в местные органы власти и правопорядка. Сфотографировать брошенное авто, по возможности рассказать в письме историю появления забытого четырёхколёсного «бедняги» на вашей улице, парковке. А ещё необходимо обосновать свои претензии: чем конкретно он мешает вам – жильцам. Все эти материалы надо отдать в отдел по административной и правоохранительной работе при мэрии города или же своему участковому. Здесь ваше заявление обязаны отработать в течение месяца. Для начала ответственные специалисты осмотрят предмет обращения, составят акт о выявлении машины, которая имеет признаки заброшенности. Затем направят запрос в УВД, чтобы выяснить, числится ли машина в розыске, и кому вообще она принадлежит. Если автомобиль «чистый», стражи порядка должны связаться с хозяином и уведомить, что на него поступила жалоба от жильцов. Но если горе-владелец категорически откажется вывозить своё авто на утилизацию, заставить его это сделать не в силах даже полиция. Единственный способ воздействия – вызвать упрямца на административную комиссию и наложить штраф. Ведь как гласят правила: парковка у дома, магазина предназначена для временного хранения авто, а не постоянного, если, конечно, вблизи обозначенной территории нет запрещающих знаков. Вот только эти два понятия (временное хранение и постоянное) никак законом не регламентируются. И как нам пояснили в мэрии, штрафные «санкции» не всегда оказываются действенными. Так, хозяина того же микроавтобуса, что стоит недвижимым в самом центре правобережья, с начала года наказывали рублём уже трижды. И, как мы все видим, машина никуда не исчезла с проспекта Мира. А вот ещё один частый пример: собственник «железного коня» умер, и его престарелая жена стала вынужденной хозяйкой машины. Не все такие возрастные «автоледи» садятся за руль, в большинстве своём – следят за сохранностью транспорта из окна квартиры. И подобные «нарушители» зачастую попадают в поле зрение административной комиссии. Но, как отмечают специалисты мэрии, штрафовать пенсионерок как минимум не этично. И с этим сложно не согласиться. Но, быть может, стоит помочь той бабушке избавиться от лишней заботы. Ведь если она, как и другие устьилимцы, не планирует пользоваться автомобилем, то можно обратиться в ГАИ и снять его с регистрационного учёта. А после обратиться к предприимчивым гражданам, которые выкупят технику на запчасти или металлолом, в зависимости от состояния. Такая практика в нашем городе существует. Но как же быть, если машина стоит без номеров, или хозяина «след простыл», к примеру, умер, и других собственников не осталось, или он вовсе сменил место жительства и при этом совсем отказался от своего железного «друга»? Как действовать в этом случае жителям, которым мешает брошенное авто, никто пояснить нам не смог.

К слову, в больших городах, где местные власти уже осознали масштабы проблемы с автохламом, давно приняли постановления, регламентирующие порядок выявления, перемещения, хранения и утилизации «бесхозных» транспортных средств. В частности, такие постановления действуют в Москве, Санкт-Петербурге, Самаре, Кирове и т.д. Здесь автомобили, забытые нерадивыми владельцами, из дворов, с обочин и детских площадок отправляются на штрафстоянки. Причём машине достаточно быть недвижимой 4 месяца, чтобы покинуть «насиженное» место. А в случае, если хозяин «подкидыша» не найден, или он добровольно отказывается от права владения, авто утилизируют. К сожалению, в Усть-Илимске брошенный транспорт пока беспокоит только жителей, поскольку никаких нормативно-правовых актов по поводу решения проблемы ещё не разработано. Поэтому нам остаётся только надеяться, что когда-нибудь и местные чиновники переймут опыт больших городов и избавят наши дворы и улицы от ржавых «колымаг».

Марина Кирьянова, «Вечерний Усть-Илим»

Комментарии

Ваше имя:

Сообщение:

анна
в кармане возле кафе "Лакомка"уже на протяжении долгого времени стоит toyoya chaser старенький, если не ошибаюсь что это toyoya chaser
Олег
хонда фит стоит на Мира 22,хозяйка живёт в 5 подъезде и машина на ходу