В школьную программу возвращается «старый» предмет

Астрономия

Образование – система подвижная, которая непрерывно меняется и развивается, как, собственно, и сама жизнь. Реформы в этой сфере в нашей стране стартовали ещё в далёком 1990-м году. С тех пор что-то из школьной программы ушло безвозвратно, но взамен появилось много нового. Поэтому сегодня школу просто не узнать. Впрочем, иногда в программу возвращается хорошо забытое старое, а точнее, незаслуженно исключённое из неё. Всё-таки спустя продолжительное время становится понятно, какие из реформаторских идей положительно повлияли на систему, а какие были лишними и даже вредными. Так что же нового ждёт образование в обозримом будущем? Как будут учиться школьники уже в грядущем учебном году? Попробуем разобраться.

Коротко о планах

Начнём с того, что в июле на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов был опубликован предварительный вариант закона «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в новой редакции». Главная задача разработчиков проекта – избавиться от «пустоты» и «размытости» действующих ФГОСов. В отличие от действующих стандартов, в предлагаемых прописано конкретное содержание каждого из школьных предметов – какими базовыми знаниями должен овладеть ребёнок в каждом классе с первого по девятый. Две недели было отведено на общественное обсуждение проекта закона, в нём приняли участие около семи тысяч человек. Как отметила министр образования Ольга Васильева в недавнем интервью «Российской газете», большинство из полученных откликов – положительные. Однако говорить о том, как в итоге будут выглядеть предметные концепции для школы, преждевременно. На данном этапе только проводится анализ поступивших «народных» предложений, коих насчитывается порядка двухсот. Кроме этого, к октябрю в Минобразования обещают подготовить обновлённые стандарты и для 10–11-х классов.

Куда более неоднозначные отзывы вызвал обязательный список литературы, включённый в содержание стандарта такой предметной области, как «Русский язык и литература». Необходимость разработки и введения данного списка несколько лет вызывает горячие дискуссии в профессиональном сообществе. Как пишет издание «Новая газета», «…рабочая группа Министерства образования, которая работала над уточнением требований стандарта, от единого списка произведений отказалась. И как он в этом проекте появился – пока загадка». Так что ограничат ли школьную программу строгими рамками обязательного списка – пока не совсем ясно. Более чёткую позицию Минобрнауки выражает по поводу изменения ситуации с весьма раздутым списком количества учебников. На сегодня федеральный перечень насчитывает почти полторы тысячи наименований учебной литературы, и каждая конкретная школа вольна самостоятельно определять, по каким из них учить. Как показал опыт, такое многообразие внесло «перекос» в освоение школьной программы детьми, когда ученики одного класса из разных школ осваивают программу неоднородно. В связи с этим возникали определённые трудности с переводом ребёнка из одной школы в другую в течение учебного года. При этом логично, что любая вариативность и углублённое изучение возможно только после освоения общего базового курса, единого для всех. Кроме того, большое количество учебников по гуманитарным и естественнонаучным предметам весьма странно и в свете того, что по итогу это разнообразие всё равно придёт к чему-то единому в процессе подготовки и сдачи ЕГЭ. В Министерстве считают так: для того чтобы избавиться от этих проблем, а заодно снизить государственные затраты на учебное книгоиздание, необходимо оставить 2-3 линейки литературы по каждому предмету (базовые и углублённые) и разработать чёткую систему экспертного отбора учебников. Кстати, согласно поручению президента, сделать последнее необходимо до конца текущего месяца. Что из этого выйдет, мы сможем увидеть уже в скором времени. Отметим, что на данный момент из федерального перечня исключено 38 учебников по истории за несоответствие концепции историко-культурного стандарта. Но при этом в три новые линейки включены 14 учебников также по истории. По ним наши школьники начнут учиться уже с этого года.

Единое образовательное пространство сейчас не наблюдается в том числе и из-за того, что средние образовательные учреждения подчиняются муниципалитетам, а это значит, что ни регионам, ни Министерству образования и науки они не подчиняются и имеют право принимать непосредственное участие в создании программ. Эту в целом неэффективную систему в скором будущем планируется изменить и постепенно вывести школы из муниципального подчинения. Предполагается, что новая модель управления позволит областным властям управлять кадрами, а также регулировать содержательную часть программы в чётком соответствии с федеральными требованиями. Ожидается также, что начисление зарплаты станет более прозрачным, повышение квалификации педагогов – проще, финансовое обеспечение школ – лучше. Данная реформа начнётся с запуском пилотного проекта в нескольких регионах. При этом есть такие области, где подобная система действует несколько лет и уже показывает хорошие результаты. Для того чтобы на новую модель управления перешли повсеместно, необходимо разработать соответствующие поправки в законы. Их подготовкой займутся в скором времени.

Коснутся изменения и аттестации школьников. Начиная со следующего года, девятиклассники будут сдавать устный экзамен по русскому языку, который станет допуском к государственной итоговой аттестации, по аналогии с сочинением в 11-х классах. Устная часть также будет включена непосредственно в ГИА. Со следующего года проект стартует в пилотном режиме в нескольких регионах. Чуть позже он станет обязательным для всех, как и экзамен по иностранному языку, который девятиклассники будут сдавать с 2020 года, а одиннадцатиклассники – с 2022 года. Также через пять лет в список обязательных для сдачи предметов войдёт и история. Кроме того, некоторые ученики напишут всероссийские проверочные работы по нескольким дисциплинам в разных классах. Участвовать или нет в таких проверках – школа вольна решать самостоятельно. А вот участие в национальных исследованиях оценки качества обязательно. В этом году ученики 6-х и 8-х классов напишут работы по ОБЖ, а десятиклассники – по химии и биологии.

Также министерство раздумывает о введении базовых модулей по предпринимательской деятельности. Кстати, в Иркутской области с этого года в трёх школах уже начнут преподавать финансовую грамотность. Напомним, факультативно данные занятия велись в российских школах с сентября прошлого года, а вскоре планируется проводить их в рамках таких предметов, как математика, обществознание, история, география и ОБЖ (правда, как это будет выглядеть на практике, пока сказать трудно). Также в Министерстве выразили уверенность, что в каждой школе должно быть пять бесплатных кружков: шахматы, спортивный, научно-технический, литературный и музыкальный. Вообще же на внеурочную деятельность выделяется обязательных 10 часов, так что их можно и нужно использовать с выгодой для интеллектуального, духовного, физического развития. В некоторых регионах введут «Урок современной истории России»: раз в месяц дети будут знакомиться со значимыми событиями в истории нашей страны, произошедшими за последние несколько лет. Также школьная программа может к 2020 году пополнится новым предметом – психологией. Ещё предлагают ввести в обязательную программу «Земледелие» с 5 класса в рамках уроков технологии, «Нравственные основы семейной жизни», «Библию», внеклассное чтение в программу начальной школы, политинформацию… А вот с этого года уже точно нашим детям начнут прививать антикоррупционное мировоззрение и антикоррупционные стандарты поведения в рамках ФГОС. Помимо этого, в процессе освоения основной образовательной программы учащимся будет дана так называемая установка на неприятие расизма, ксенофобии, экстремизма и любых видов дискриминации, помимо «толерантного сознания и поведения в поликультурном мире».

Старый новый предмет с 1 сентября

В школьную программу постоянно кто-нибудь что-нибудь пытается добавить. И хорошо, что не всегда эти идеи находят поддержку и не включаются сразу в образовательные стандарты. Однако за возвращение одного из самых интересных предметов советской школы – астрономии – ратовали многие, в том числе и специалисты Роскосмоса, педагоги, родители. И вот – случилось. С нынешнего года все школы страны начнут преподавать курс астрономии. Это будет отдельная дисциплина для 10-х и 11-х классов в объёме не менее 35 академических часов. При этом школы сами могут определить, как распределить положенные часы в учебном плане: равномерно ли – в течение двух лет, либо ввести курс только в 10-м или 11-м классе. Как рассказал заместитель начальника Управления образования по дошкольному, общему и дополнительному образованию Валерий Гордиенко, большая часть усть-илимских школ полностью готовы начать обучение по курсу с 1 сентября, остальные введут предмет с 1 января 2018 года. Эти сроки установлены методическими рекомендациями Минобрнауки и зависят от того, насколько фактически готово каждое учреждение к качественному преподаванию дисциплины.

«Астрономия тесно связана с другими точными дисциплинами, прежде всего такими, как физика и математика. Как показал опыт, её возвращение в школу – необходимость, навеянная реалиями современного мира. Ведь исключение предмета из обязательной программы не способствовало формированию у школьников в полной мере естественнонаучной грамотности. Многочисленные опросы показали, что молодёжь весьма плохо знакома с фундаментальными законами природы и нашего мира, – говорит Валерий Николаевич. – Конечно, так или иначе дети знакомятся с элементарными объяснениями природных явлений. Но ведь от уровня детского восприятия до серьёзного физико-математического подхода большой путь. Кроме того, ни для кого не секрет, что наша страна всегда была первой в освоении космоса. Поэтому это нововведение, наверное, как никакое другое актуально для школы. Мы должны популяризировать естественные науки – от этого зависит не только воспитание нового поколения, изменение уровня образованности населения, но и повышение научно-технического потенциала страны (ведь предмет будет играть в том числе и профориентационную роль), а значит, и её развитие, её будущее. На уроках школьники должны получить базовые знания о строении Солнечной системы, эволюции звёзд и Вселенной, а также представления о значении астрономии в практической деятельности человека. Кроме того, им необходимо овладеть основополагающими астрономическими понятиями и закономерностями, научиться уверенно пользоваться соответствующей терминологией. Традиционно этот предмет преподавали учителя физики, именно поэтому ведение курса вновь доверено им. На сегодня все местные школы обеспечены кадрами. Другой вопрос, что в каждом учреждении по одному учителю физики, они перегружены, молодых специалистов, к сожалению, нет. Тем не менее, все преподаватели уже приступили к повышению квалификации, изучению основ и методики преподавания астрономии. Решается вопрос с обеспечением учебной и методической литературой, оборудованием классов вспомогательными средствами, материально-технической базой. Включение новой дисциплины в число предметов, по которым проводится ЕГЭ, в том числе и на добровольной основе, на сегодняшний день не планируется. Однако некоторые вопросы по астрономии появятся в ЕГЭ и в контрольно-измерительных материалах по физике к 2019 году. Не ранее, чем через два года начнут проводиться всероссийские проверочные работы по этой дисциплине».

Бояться «нового старого» предмета и дополнительной нагрузки не стоит. И родителям, и школьникам важно понимать, что всестороннее развитие и получение новых знаний только положительно повлияют на формирование личности.

А что думают устьилимцы о новой дисциплине и других нововведениях?

Екатерина, 17 лет: «О! А у нас будет астрономия? Это круто! Я уже представляю, что эти уроки будут самыми интересными. Думаю, что посещаемость будет стопроцентная. Может, фильмы про космос и планеты будем смотреть. Меня с детства волнуют тайны Вселенной, нравится смотреть на звёздное небо, искать созвездия. Надеюсь, теперь я больше узнаю обо всём этом».

Глеб, одиннадцатиклассник: «Ещё один предмет… Это уже слишком. Хотя если астрономия будет интересной, если учитель сможет всё доходчиво и ярко донести, то не так это и плохо. На самом деле, сейчас можно всё найти и в Интернете. Но не всегда это – верная информация, часто публикуют откровенную чушь, а несведущему человеку сложно отличить правду от вымысла. Может, уроки научат нас разбираться в вопросах астрономии лучше. Хорошо, что наш выпуск не станет сдавать ЕГЭ по этому предмету, я бы расстроился. Ведь мне как раз предстоит писать экзамен по физике, и дополнительные вопросы меня бы точно не обрадовали».

Ирина Алексеевна, мама девятиклассника: «Астрономия – это здорово! Хорошо, что решили вернуть её в школы. Я сама обожала этот предмет. У нас был замечательный учитель, который очень интересно рассказывал о звёздах, небесных телах и т.д. Я до сих пор знаю, как найти нужное созвездие, помню их названия. Мы даже купили телескоп и всей семьёй наблюдаем за ночным небом, рассматриваем луну, делаем снимки. Думаю, что детям будет интересно на уроках астрономии, если метод преподавания не подведёт. Нужно, чтобы учитель сам «горел» космосом, планетами. Тогда и ученики потянутся за интересной информацией».

Евгений Петрович, пенсионер: «Конечно, хорошо, что вернули такой нужный предмет. Нынешняя молодёжь вообще сейчас редко чем интересуется, кроме компьютеров своих. А раньше как пропагандировали освоение космоса! Все мальчишки и даже многие девчонки мечтали стать космонавтами. А сейчас что? Хорошо ещё, что в последнее время интерес к этому возрождать стали – фильмы хорошие снимают, про Гагарина вот мне понравился, хороший фильм. Главное, чтобы астрономия не стала очередной галочкой для чиновников, якобы ввели – и молодцы. А по факту детей вместо обучения этому предмету будут «натаскивать» на ЕГЭ».

Андрей, студент: «Жаль, что, когда я учился, у нас не было астрономии. Возможно, если бы я знал об этой науке больше, то и специальность выбрал бы другую. Но что об этом теперь говорить... Позитивные перемены – это всегда хорошо. Главное, чтобы школьники это вовремя поняли и не относились к учёбе легкомысленно».

А в заключение пожелаем школьникам успехов и только отличных оценок, родителям – спокойствия, а педагогам – терпения, благодарных и талантливых учеников, способности заинтересовать и увлечь их своим предметом.

Марина Железовская, «Вечерний Усть-Илим»

Комментарии

Ваше имя:

Сообщение:

Комментариев пока нет