Как будут питаться школьники в новом учебном году?

Школьное питание

О школьных годах у каждого из нас свои впечатления: у кого-то счастливые и приятные, у кого-то – не очень. Но, думаю, большинство, вспоминая одноклассников и учителей, походы и экскурсии, школьные дискотеки и первую любовь, неизменно ностальгируют о столовой. Ах, с каким нетерпением мы ждали окончания урока, чтобы со всех ног побежать в буфет на большой перемене, только чтобы успеть первым! Тяжелее всего приходилось ученикам начальной школы: из-за маленького роста они последними добирались до раздачи, чтобы получить вожделенную булочку. А для старшеклассников «столовка» превращалась в место тусовки. Булочки с посыпкой, пирожки, сырники с повидлом – м-м-м…, просто воплощение гастрономических грёз любого ученика. Естественно, выпечкой школьные обеды не ограничивались. Было и первое, и второе, и компот, и чай, с каким-то особым, конфетным ароматом, или какао. И всё было очень вкусным. Хотя, конечно, и тогда кто-то с удовольствием уплетал всё, что дадут в столовой, а кто-то и носик воротил. Хуже дела обстояли в «голодные» 90-е. В памяти остались совершенно несъедобные сосиски и холодные, слипшиеся макароны или картофельное пюре с комочками, заправленное водой вместо молока, на гарнир. Интересно, как питаются современные школьники? Ждут ли какие-либо изменения систему школьного общепита в грядущем учебном сезоне?

До начала учебного года осталось совсем чуть-чуть. Школы заканчивают последние приготовления, практически все проверки пройдены. Осталось нанести финальные штрихи, и к 1 сентября они будут полностью готовы открыть свои двери отдохнувшим ученикам. Ребята скоро сядут за парты и с новыми силами примутся грызть гранит науки. У каждого ребёнка – от первоклассника до выпускника – впереди ежедневные умственные и физические нагрузки, и для того, чтобы справиться с ними, необходимо в том числе полноценное, чётко сбалансированное питание. Как рассказала Светлана Танцюра, главный специалист отдела дошкольного, общего и дополнительного образования Управления образования, организации питания в городских школах уделяется пристальное внимание.

«Сбалансированное питание – это питание, в котором правильно сочетаются все необходимые организму ребёнка вещества: белки, клетчатка, витамины, минералы, углеводы, жиры. Крайне важно соблюдать равновесие калорийности и энергетической ценности пищи. Разрабатывая меню для усть-илимских школьников, специалисты включают в него максимально широкий ассортимент продуктов, что является гарантией достаточного количества получения ими необходимых питательных веществ. Услуги по организации питания в школах, после реорганизации несколько лет назад комбината школьного питания, оказывают индивидуальные предприниматели. У нас их два – ИП Капитула и ИП Скороходова. Обе организации в этом направлении работают давно и имеют солидный опыт. Взаимодействие с ними чётко выстроено. В соответствии с санитарным законодательством технологами составлен примерный рацион горячего питания на три недели посезонно для двух возрастных категорий – с 7 до 10 лет и с 11 до 18 лет. Он содержит полную информацию о количественном составе основных пищевых веществ и энергии по каждому блюду, графику приёма пищи на каждый день и за весь период в целом, – говорит Светлана Александровна. – В меню школьных столовых присутствуют разные продукты питания: мясо и рыба, овощи и фрукты, разнообразные крупы и молочные продукты. И, конечно, в меню ни в коем случае не включаются продукты и блюда, запрещённые СанПином для реализации в организациях общественного питания образовательных учреждений. Меню в разных школах может отличаться, т.к. при его составлении учитывается мнение учеников и их родителей, сотрудников школы. Блюда и кулинарные изделия готовятся в соответствии с требованиями СанПиНа по технологическим картам, разработанным по сборникам технологических нормативов, в которых отражена рецептура и технология приготавливаемых блюд и кулинарных изделий. Рацион составлен в соответствии с принципами щадящего питания, поэтому при приготовлении блюд используются такие технологии, как варка, запекание, припускание, тушение, пассерование. В школах готовят и специальные диетические блюда для тех, кто по состоянию здоровья не может употреблять те или иные продукты, разрабатывается альтернативное меню, а кое-где организовано и двухразовое питание. При этом качество продуктов и готовых блюд находится под строгим контролем надзорных органов: Роспотребнадзора, прокуратуры, Службы Ветеринарии. Кроме того, организован внутренний контроль индивидуальным предпринимателем, осуществляющим организацию питания в каждой конкретной школе, членами бракеражной комиссии, медицинскими работниками, ответственными лицами из числа сотрудников школы, а также представителями родительского комитета. Стоимость одного обеда на начало учебного года установлена следующая: для детей младших классов – 52 рубля за рацион, для детей от 11 лет и старше – 60 рублей за рацион. Цена средняя, гибкая, поэтому конечная сумма конкретного обеда может варьироваться. Если у родителей возникают претензии по качеству питания, в первую очередь нужно обратиться с письменным заявлением к заведующему производством, который работает в каждой школе. Если проблема не будет устранена, тогда уже обращаться в бракеражную комиссию, непосредственно к индивидуальному предпринимателю. Кстати, если какое-то блюдо не едят большинство учеников, например, рыбные котлеты, можно также обратиться к завпроизводством с коллективным предложением изменить способ приготовления этого продукта».

Ничто не стоит на месте, всё меняется. Не обошли стороной перемены и школьную программу и, конечно, школьные столовые: они развиваются вместе с учебными заведениями. По словам Светланы Александровны, в усть-илимских школах созданы отличные условия для организации полноценного питания детей. Для этого за последние несколько лет была проведена большая модернизация. Постепенно все пищеблоки и столовые капитально отремонтировали, обновлено технологическое оборудование. Для помещений приобретена новая мебель. Постепенно внедряется современная система безналичного расчёта в столовых с помощью персональных карт. В школах, где система уже заработала, учителя не ведут сбор наличных и могут не переживать за сохранность сданных денег или за то, что у кого-то заканчиваются деньги на питание, и т.п. Очевидны плюсы и для родителей: им не нужно давать наличные ребёнку, переживать, поел ли он и что именно поел. Все расходы можно контролировать при помощи смс или через компьютер, а баланс карты пополнять, не выходя из дома.

Однако, несмотря на все усилия, по статистике централизованно питаются 95% школьников. Часть из них, примерно 2,5 тысячи ребятишек, – это льготники из многодетных и малообеспеченных семей, которые получают областную дотацию на питание. Сумма льготы до настоящего времени составляла всего 15 рублей. Это маленькие деньги, на которые полноценно накормить ребёнка просто невозможно. Кто-то из родителей, конечно, добавлял средства, чтобы чадо питалось, как и другие школьники, но не все это могли себе позволить. Город неоднократно направлял обращения в Правительство региона с просьбой увеличить размер пособия и, наконец, с 1 сентября размер дотации будет составлять 30 рублей в день. Соответствующие изменения в Постановление Правительства региона №211 от 01.08.2011г. «Об утверждении Положения о порядке и условиях предоставления в Иркутской области мер социальной поддержки семьям, имеющим детей» внесены Постановлением Правительства Приангарья № 59 от 02.02.2017г.

В заключение хотелось бы поделиться результатами опроса, который мы провели среди родителей и самих детей. Мы решили узнать, насколько они удовлетворены качеством школьных обедов.

Елена, мама двоих детей: «В школьном питании меня всё устраивает. Ребёнок не всегда всё съедает, но это вопрос лишь личных вкусовых пристрастий. Если ему что-то не нравится, он может купить себе что-то другое. Но вообще это редко бывает, в основном еду хвалит, иногда ещё после уроков заходит в столовую и домой булочки покупает. Хотелось бы разнообразия в меню, салатиков побольше – одно и то же детям надоедает».

Ольга, мама пятиклассника: «Когда сын учился в младшей школе, всё устраивало. В прошлом году были претензии по качеству обедов, поэтому от питания с классом отказались. Сын покупал выпечку на своё усмотрение, брал фрукты из дома. Надеюсь, что в этом году ситуация изменится».

Виктория, мама учащейся восьмого класса: «Дочь питается в столовой самостоятельно. Обычно на завтрак на второй или на третьей перемене покупает суп, позже что-нибудь из второго. Удобно теперь контролировать расходы по карте, лишнее не потратит. Про качество говорит, что всё устраивает, ведь она сама выбирает, что и когда кушать».

Анастасия, мама девятиклассника: «Мой ребёнок непривередливый, ест всё! Рыбу едят плохо, в классе обсуждалось. А так наш класс, по словам классного руководителя, ест очень хорошо! Даже хлеба не остаётся. Мой сын платно питается, а бесплатные порции маленькие и не всегда вкусные, как говорят дети».

Даниил, 10 лет: «Мы кушаем всем классом. Мне почти всегда нравится еда. Не люблю только котлеты из рыбы. Всегда ещё покупаю сосиску в тесте, иногда булочки. Вкусные пекут. Хотелось бы, чтобы разные блюда готовили».

Наталья, многодетная мама: «У меня трое детей-школьников, ещё один в детский сад ходит. Мы получаем дотацию на бесплатное питание. К сожалению, был сложный период, когда я потеряла работу, и мы не могли доплачивать за обеды. Порции были гораздо меньше, и не всегда ребята кушали то, что ели их одноклассники. Надеюсь, сейчас, когда размер льготы увеличился, будет семьям проще».

Марина Железовская, «Вечерний Усть-Илим»

Комментарии

Ваше имя:

Сообщение:

Комментариев пока нет