О деньгах, ремонтах и значимых поправках говорили депутаты

В Усть-Илимске завершился очередной политический сезон. Впереди у местных парламентариев – летние каникулы. Но перед тем как уйти в «отпуск», народные избранники собрались на заседания постоянных профильных комиссий, где совместно с представителями мэрии обсудили важные для города темы. Повестка включала в себя более 15 вопросов. Одни носили чисто технический и ознакомительный характер, другие же требовали более глубокого осмысления, а потому прийти к единому мнению участникам встречи удалось не по всем пунктам. На этот раз думцы говорили о муниципальной казне, имуществе, нерадивых налогоплательщиках, капитальном ремонте многоквартирных домов и многом другом. На самых интересных вопросах мы и остановимся подробнее.

О бюджете

Одним из первых в повестке и, пожалуй, первым по значимости стоял вопрос о внесении изменений в бюджет города на 2017 год и плановый период 2018-2019 годов. Перемены, прежде всего, связаны с поступлениями из области. В региональном Минфине распределили субсидию на поддержку муниципальных Домов Культуры и в целом творческой деятельности на территориях. Нашему городу досталось 4,6 млн рублей. Эти средства получит Усть-Илимский театр драмы и комедии, они предназначены для совершенствования материально-технической базы. Следующие финансовые «передвижки» касаются реализации программы «Народные инициативы». Напомним, некоторые работы из перечня, запланированные на нынешний год, попали в категорию «капитальный ремонт и строительство». Это и обустройство уличного освещения в отдельных уголках Усть-Илимска, преображение школ, детсадов, библиотек и пр. А поскольку все эти объекты находятся «под крылом» муниципалитета, тратить деньги «народного» проекта на них, по идее, нельзя. В противном случае Усть-Илимску грозит штраф за нецелевое использование средств. Поэтому было решено распределить программные расходы по профильным департаментам администрации: жилищной политики, культуры, образования, которые добавят свой процент софинансирования. В итоге отказываться от каких-либо мероприятий, выбранных устьилимцами, не придётся, и их воплотят в жизнь, но уже за счёт местного бюджета.

Кроме того, перераспределение денег произошло и по некоторым муниципальным программам. Городу удалось сэкономить 1,6 млн рублей при проведении аукциона на разработку схемы организации дорожного движения. Большую часть этой суммы, а именно 1,3 млн рублей, решено «перекинуть» на реализацию национального проекта «Формирование комфортной городской среды». Оставшиеся средства направили на покрытие текущих расходов. К примеру, 100 тыс. рублей выделили на установку индивидуальных приборов учёта в муниципальном жилом фонде. Столько же заложили на оборудование счётчиками новых домов, возведённых для жителей ветхих «деревяшек». Специалисты администрации рассказали, что, пока они строились, изменилось законодательство. По проекту в новостройках смонтирована одна система водоотведения, соответственно, здесь установлен один счётчик. Теперь же таких систем должно быть две, а значит, и количество счётчиков также увеличивается до двух.

Ремонт не остановится?

Народные избранники напомнили: на одном из думских заседаний они утвердили сумму на софинансирование капремонта городских дорог. Причём деньги в бюджете тогда заложили на весь объём работ, то есть на реконструкцию проспектов Дружбы Народов, Мира и улицы 50 лет ВЛКСМ. Область же помогает Усть-Илимску с финансами в этом вопросе, скажем так, частями. Всем известно, что в этом году мы получили чуть больше 60 млн рублей на продолжение восстановления проспекта Мира. В связи с чем депутаты поинтересовались, когда будет следующий транш и целесообразно ли было вкладывать сразу «большие» деньги в ремонт всех транспортных артерий, который длится уже четвёртый год и неизвестно, когда закончится. Ведь можно было распределить их по наиболее важным статьям. Оксана Янковская, начальник ДЖП, пояснила:

«Усть-Илимску на завершение всех работ Минстроем региона отведено 114 млн рублей. Эти деньги в областном правительстве разбили на два года – 2017-й и 2018-й. Часть средств получена и «пущена» в работу. Подрядчик ведёт ремонт согласно графику. Есть надежда, что к положенному сроку – до 15 июля – он завершит укладку асфальта по Мира. Далее мы планируем «перекинуть» технику на улицу 50 лет ВЛКСМ. Предварительно с областью есть договорённость, что оставшиеся деньги, отведённые Усть-Илимску на реставрацию дорог, нам дадут уже в этом году, а не в 2018-м. Но, как поясняют в правительстве, получить их станет возможным только после проведения различных торгов по другим муниципальным образованиям. Сэкономленные деньги и предложат нам. Однако случится это не раньше 15 сентября. В свою очередь, мы провели предварительную работу с подрядчиком. Компания выразила своё согласие, несмотря на такие обстоятельства, начать ремонт в левобережье с середины лета».

Что касается правильности финансовых «вливаний» города в общий объём средств на капремонт дорог, чиновники мэрии пояснили: таково условие вхождения муниципалитета в программу. Без софинансирования наши трассы ровнее и вовсе не стали бы.

Списать нельзя оставить

Тема финансов нашла отражение и в следующем вопросе. Так, налоговая инспекция попросила Думу ввести дополнительные основания признания недоимок безнадёжными. Речь идёт о долгах по имущественным и земельным налогам физических лиц, срок давности которых перевалил за три года и по которым опробованы все методы и процедуры возврата задолженности. «Ежегодно на 1 января календарного года складывается недоимка по пеням и штрафам, а также процентам по местным налогам, которая числится за налогоплательщиками, не являющимися ИП и находящимися в процедуре банкротства. Взыскание данной недоимки оказывается невозможным даже после полного комплекса мер по её взысканию. Это и судебные тяжбы, и работы по исполнительному производству, – рассказала Марина Скоблова, начальник юридического отдела финансового Управления администрации города. – С 1 января 2014 года в Усть-Илимске задолженность по налогу на имущество физических лиц составила 3,5 млн рублей, по земельному – 752 тысячи рублей. По данным налоговиков, должники, как правило, это люди, которые не платят и за коммуналку. И такая картина повторяется из года в год. Числятся среди должников и те, кого уже нет в живых».

Депутаты усомнились, стоит ли им принимать дополнительные основания для «безнадёжных» налогоплательщиков, ведь город теряет внушительные суммы. Эти недоимки могли бы «упасть» в казну в виде доходов, но по факту приходится их списывать. Однако специалисты мэрии пояснили, что это чисто формальная процедура и давно практикуется на других территориях Иркутской области. Повлиять на собираемость налогов решение Думы, увы, не сможет. Кроме того, повисшие над муниципалитетом налоговые недоимки снижают вероятность получения областной субсидии на повышение эффективности расходования бюджетных средств. Потому городу выгодней в данной ситуации списать нереальные взыскания. И здесь депутаты решили пойти навстречу инспекции.

Что такое сервитут?

Следующий вопрос касался изменения порядка проведения общественных слушаний. Думцам предложили включить в документ новое понятие – публичный сервитут. Незнакомое слово вызвало у собравшихся живой интерес. Ясность в данную тему внесла Алёна Хрущалёва, заместитель начальника департамента недвижимости администрации города: «Сервитут – это право ограниченного пользования чужим объектом недвижимого имущества, например, для прохода, проезда, проведения дренажных работ, прокладки и эксплуатации необходимых коммуникаций и иных нужд, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута. Для собственника недвижимого имущества, в отношении прав которого он установлен, сервитут выступает в качестве обременения. При этом данное обстоятельство не лишает собственника прав владения, пользования и распоряжения самим участком. Законодательством предусмотрены возможности и случаи установления публичного сервитута на земельном участке по заявлениям заинтересованных лиц – органов государственной власти, местного самоуправления или населения – без изъятия земли. Сегодня нам необходимо утвердить процедуру, по которой администрация сможет работать, если в мэрию поступит такой запрос. Случаи редкие, и на территории Усть-Илимска их ещё не было. Тем не менее процедуру необходимо соблюсти, что называется, на перспективу». Специалисты мэрии проговорили и механизм установки публичного сервитута. Так, любой заинтересованный устьилимец может обратиться в департамент недвижимости с соответствующей просьбой и с заявлением, указать в нём земельный участок в пределах городского округа и цель его использования. После выходит постановление главы города о проведении общественных слушаний. И уже на основании мнения людей на объект накладывается обременение в виде публичного сервитута или же происходит отказ. Как пример в мэрии привели случай с памятником первостроителям Усть-Илимска, который планируют возвести чуть ниже Толстого Мыса в левобережье. Поскольку вблизи находится стратегический объект – ГЭС – и земля принадлежит частной энергетической компании, а её руководство против обустройства мемориала, дальше проекта на бумаге дело не движется. И публичный сервитут помог бы осуществить задумку основателей нашего города. Депутаты согласились, что в этом случае новое понятие сыграет положительную роль. Однако та часть парламентариев, которая представляет бизнес, с неодобрением отнеслась к предложенным изменениям. Ведь по желанию и решению людей любая территория может «отойти» от её владельца. И, получается, спрашивать его согласия никто не будет: как показывает практика, «бороться» с общественностью не так-то просто. Представители мэрии заверили, что мнение собственника земли учитывается обязательно. Это прописано законом. Более того, в случаях, если установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, его собственник вправе требовать от органа местного самоуправления, установившего публичный сервитут, соразмерную плату. После некоторых колебаний народные избранники всё же утвердили поправки в положение о проведении публичных слушаний и перешли к другой, не менее интересной теме.

Плата за… столб

В руки депутатов попало письмо, направленное в адрес департамента жилищной политики от ОАО «Иркутская электросетевая компания». В нём сетевики предлагают муниципалитету заключить договор на аренду опор линий электро- передач. Дело в том, что 20 процентов всех фонарей, что освещают усть-илимские дороги и тротуары, размещены на столбах, по факту принадлежащих ОАО «ИЭСК». Если говорить точнее – это 409 светильников. С недавнего времени электросетевая организация стала требовать с мэрии деньги за их использование. В противном случае они угрожают снять осветительные приборы с опор ЛЭП, хотя фонари висели на этих столбах и 20, и 30 лет назад, и о финансах речи не было… Оксана Янковская, начальник ДЖП, пояснила:

«Переговоры с компанией ведутся давно, не единожды нам предлагали взять в аренду столбы. Светильники числятся на балансе муниципалитета, мы их сами и обслуживаем. Самая большая проблема сегодня – это микрорайон Тушама, где больше всего осветительных приборов смонтировано на не «наших» опорах. Здесь сетевики производят реконструкцию столбов – меняют старые на новые, и этот вопрос вновь стал актуальным. Кроме Тушамы, в «чужое поле» попали Приморье, Высотка и 16-й микрорайон. При этом со стороны компании ни разу не поступили документы по аренде, и не была предложена какая-либо цена. Со своей стороны мы предлагали заключить договор о социально-экономическом партнёрстве, но согласия не получили. Мы направили ответ энергетической организации, что их предложение влечёт за собой увеличение расходной части бюджета. В телефонном разговоре нам сообщили, что сейчас считается стоимость аренды, которую нам в следующем письме и направят. Дальше события будут каким-то образом развиваться, и к осени, наверно, мы с вами вернёмся к этой теме».

Депутаты попытались найти выход уже сейчас. К примеру, установить свои собственные опоры рядом с опорами ОАО «ИЭСК». Но этот вариант невозможен, поскольку земля, на которой стоят столбы, с 2005 года также принадлежит сетевикам. Было и предложение тянуть отдельную новую линию в обход «чужой» территории. Впрочем, это весьма затратное мероприятие. В итоге думцы решили и от себя направить письмо в адрес компании и на этом закрыли тему.

Ремонт под контролем

Далее парламентарии заслушали отчёт о реализации региональной программы капремонта многоквартирных домов на территории Усть-Илимска в прошлом году. Оксана Янковская напомнила, что в 2016-м под «капитальные переделки» попали дома по улице 50 лет ВЛКСМ, 8, 30 и 32, и по проспекту Дружбы Народов, 28. Все акты выполненных работ по этим адресам подписаны. Однако вопросов и существенных замечаний по качеству проведённого ремонта много. Особенно не повезло дому №28 по проспекту Дружбы Народов, где после обновления кровли по квартирам верхних этажей и подъездным площадкам потекла вода. Были и нарекания к системе отопления, к электропроводке. А у жителей левобережных высоток возникли сложности с установленными электросчётчиками. И это лишь малая часть тех недочётов, с которыми пришлось столкнуться обитателям «откапиталенных» домов. В рамках гарантийных обязательств подрядчики должны были исправить свои огрехи до 20 апреля 2017 года. Однако в городе они так и не появились. Все претензии, поступающие от жителей и управляющей компании, муниципалитет направлял в Фонд. После очередного обращения специалистов мэрии к учредителю региональной программы было принято решение встретиться уже в Усть-Илимске и представителям Фонда, и фирмам ООО «Вертикаль», ООО «Монолит», работающим на наших объектах. Но подрядчики снова не приехали. И Фонд как заказчик работ принял решение воздействовать на нерадивых строителей через суд.

Что касается нынешнего года, участниками программы стали МКД по улице 50 лет ВЛКСМ, 20 и 24, Белградская, 4, Генералова, 19, Дружбы Народов, 42, 44 и 48, Ленина, 3, Мира, 17, Наймушина, 16, Чайковского, 6 и Школьная, 3. В пяти домах виды работ ограничатся одним, но очень важным мероприятием: заменой лифтового оборудования, в одном пройдёт ремонт кровли, ещё по шести адресам Фондом капитального ремонта предусмотрены только проектные работы. То есть никаких грандиозных «переделок» на этот год не запланировано. Их решено перенести на 2018 год. Сейчас собственникам необходимо провести общедомовые собрания и всем вместе рассмотреть и утвердить перечень работ, сметы расходов, срок проведения всех капитальных мероприятий, источники финансирования и человека, который от лица всех соседей будет участвовать в приёмке работ. Кроме того, 108 лифтов вошли в краткосрочный план программы, и они также будут заменены до конца 2018 года. Сейчас перед муниципалитетом поставлена задача досрочно организовать общие собрания собственников, чтобы согласовать их решение о проведении капитального ремонта. После этого Фонд начнёт проведение конкурсных процедур. Всего же в нынешнем году под замену попали 25 лифтов, и выбор подрядчика по ним проходит в настоящее время.

Поскольку муниципалитет не имеет полномочий влиять на ход капремонта, а является лишь координатором между собственниками и региональным Фондом, депутаты решили возобновить работу своей группы по выявлению нарушений в коммунальной сфере. Напомню, её деятельность бурно развивалась во времена строительства домов для жителей аварийных «деревяшек», а потом сошла на «нет». Насколько эффективна будет их работа «в разрезе» капремонта, покажет время. На этом повестка дня была исчерпана.

Марина Кирьянова, «Вечерний Усть-Илим»

Комментарии

Ваше имя:

Сообщение:

ТАТЬЯНА
Уважаемые депутаты,почему наш город вечером погружён во тьму,хорошо освещен только проспект Мира,ходим и спотыкаемся!!!Уделите внимание наконец и этому вопросу,в городе своя ГЭС всё-таки!