Невонский совхоз возрождается?

Невонский совхоз возрождается?

То, что сельское хозяйство в результате известных преобразований в стране поставили на колени, объяснять нет нужды. Пустующие деревни, брошенные земли яркое тому доказательство. До введения санкций львиную долю продовольствия завозили из-за рубежа, и всех это устраивало. Но сейчас, когда поток заграничных овощей, фруктов и мяса превратился в мелкий ручеёк, государство наконец-то начало поворачиваться лицом к отечественному сельхозпроизводителю. В результате, судя по материалам в СМИ, в регионах с плодородными почвами и благоприятным климатом достигнуты довольно серьёзные успехи.

К сожалению, селянам Восточной Сибири в этом отношении пока нечем особо похвастаться. Некогда пахотные поля в основном не обрабатываются и уже по большей части заросли кустарниками да молодыми деревцами. Отдельные же фермеры, которые пытаются работать на земле, увы, не делают погоды.

Понятно, что у нас зона рискованного земледелия, и браться всерьёз за сельское хозяйство многие опасаются. Хотя в той же Канаде климат не мягче, но фермеры умудряются и урожаи неплохие получать, и скот высокопродуктивный выращивать. Впрочем, зачем кивать на заграницу, если и у нас есть примеры, достойные подражания. Вспомним хотя бы Илимскую пашню, с которой не только кормилось Приангарье, но и другим доставалось. Историки, к примеру, свидетельствуют, что обе Камчатские экспедиции Витус Беринг снабжал продовольствием именно в Илимском остроге.

К счастью, не у всех сибиряков опустились руки. Как уже говорилось выше, на земле продолжают работать пока ещё малочисленные фермеры. И что отрадно, в сельское хозяйство приходят новые люди. К примеру, один из них, А. В. Хмелевский, решил возродить Невонский совхоз. О былых размахах хозяйства, конечно, речь пока не идёт. Ввести в оборот тысячи гектаров ныне заросших пахотных земель быстро не получится, да и стадо крупного рогатого скота в несколько сот голов с налёта не восстановить. Поэтому Александр Викторович решил пока начать с малого. В планах – построить несколько теплиц, обустроить животноводческое помещение и распахать десяток-другой земли. При фермах и теплицах он намерен возвести служебное жилье для рабочих.

Одним из основных направлений деятельности хозяйства Хмелевский выбрал животноводство, что в наших условиях вполне оправданно. Да и компаньон в этом плане у него надежный, к тому же достаточно опытный – Анастасия Бакуменко. Она очень любит и разводит лошадей. Также на её подворье есть яки, бараны и даже верблюды. Заключён договор на поставку ещё 70 овец из Забайкальского края.

Проблем с реализацией сельхозпродукции, надо полагать, у нового хозяйства не возникнет. Всем уже порядком надоели китайские безвкусные овощи, выращенные непонятно по какой технологии. Или взять баранину, которую даже в замороженном виде зачастую не сыскать в наших магазинах, не говоря уже о парной.

Следует сказать, что у Хмелевского нет специального сельхозобразования, но это его не пугает.

– Уже многие невонцы, за плечами которых большой опыт работы на земле, подходили ко мне со словами поддержки, – говорит он. – Мол, ты только возьмись по-серьёзному, а мы поможем и советом, и конкретным делом.

Впрочем, о селе Александр Владимирович знает не понаслышке, поскольку сам в нём вырос. Знает, насколько неблагодарным порой бывает труд хлебороба. В то же время, бывая на родине в с. Тангуй Братского района, видит воочию, чем платит земля, если к ней относиться по-хозяйски. Кто не в курсе, поясним, что с. Александровка, откуда по осени к нам фурами везут капусту, до перестройки была отделением Тангуйского совхоза.

Что касается техники, без которой в современных условиях сельхозпроизводство немыслимо, то в хозяйстве с ней пока не густо. Хотя для старта все необходимое есть - мощный трактор «Кировец», зерноуборочный комбайн и почвообрабатывающие механизмы. Если дело пойдёт успешно, то в будущем можно прикупить или взять в лизинг что-либо ещё.

К сожалению, только желания, наличия техники и поддержки людей в новом деле бывает недостаточно. Так и у Хмелевского. Камнем преткновения стала земля, которая на первый взгляд никому не нужна. Оказывается, желающих получить гектар-другой, причём не самый плохой, а ещё пригодный для использования, достаточно. Но лишь немногие горят желанием её возвращать к жизни и в дальнейшем обрабатывать. Гораздо проще, не вкладывая ни копейки, использовать некогда пахотный клин под сенокос. Причём не для личного подворья, а в коммерческих интересах. Выгода при этом получается весьма весомая. Судите сами, если тонна сена летом стоит в районе четырёх тысяч рублей, то зимой цена доходит до 15 тысяч. У компаньонов уже случались стычки с теми, кто пытался косить на обрабатываемых ими участках. В отместку «самозахватчики» даже пытались спалить бытовку на поле. Быть может, это сделали не они, но у компаньонов бесследно пропали две коровы. Навести порядок в этом плане пока не удаётся, поскольку власти не очень-то охотно идут навстречу Хмелевскому.

Как бы там ни было, но то, что люди вновь потянулись к земле, уже радует. Получится реализовать проект, о котором мы вкратце поведали выше, или нет, покажет время. Газета же в будущем постарается вернуться к данной теме и рассказать об успехах, а может, негативных моментах в жизни сельхозпроизводителей.

Газета Усть-Илимская правда

Комментарии

Ваше имя:

Сообщение:

Комментариев пока нет