Школа будущего – уже сегодня!

Школа №
 15

Какие образы всплывают в вашей голове при упоминании школьной библиотеки? Наверное, это что-то связанное со скоплением по большей части потрёпанных временем и безжалостными руками учеников книг; женщина-библиотекарь, закутанная в вязаную шаль и строгим голосом требующая вести себя потише громких мальчишек; ну и, само собой, начало и конец учебного года, когда шумной ватагой одноклассники разбирают, а затем сдают учебники. Кто же чаще двух раз за год заглядывал в школьную библиотеку? Думается, что таких немного. А поверите ли вы, что современные ученики выстраиваются в очередь, чтобы попасть в это «царство книг»? Нет? Вот и я сначала не верила, пока не убедилась в этом лично.

Действительно, порой кажется, что сегодняшние дети чуть ли не рождаются с телефонами, планшетами и ноутбуками в руках. Будучи малышами, они уже с лёгкостью осваивают любые гаджеты. С помощью этих высокотехнологичных приборов они играют, общаются, находят любые сведения. Плохо это или нет - вопрос спорный. Что же поделать, если в наш век миром правит техника, а в роли товара всё чаще выступает информация. И чем быстрее ты эту информацию получишь, тем успешнее будешь. Когда же тут ходить по библиотекам, перечитывать кучу книг, чтобы сделать небольшой реферат или доклад к уроку, когда вокруг столько интересного: нужно свежую игрушку опробовать, на сообщения в социальных сетях ответить, узнать, что нового у друзей, и т.д. Да и зачем «напрягаться», если всего за несколько минут всё необходимое можно найти в Интернете? И проблема, скорее, не в том, что дети мало читают книг, а в том, что у них до сих пор нет культуры работы с такими великими изобретениями человечества, как Всемирная паутина и компьютерная техника.

Ранее мы уже рассказывали о передовых методах обучения с использованием информационных технологий, которые внедряют в школе № 15 на протяжении последних двух лет. Напомню, однажды группа педагогов: информатики, биологии, русского языка и литературы, химии, английского языка, а также учитель начальных классов, логопед и психолог, при поддержке директора – решили пойти совершенно необычным для школы путём: вместо того, чтобы запрещать пользоваться телефонами и планшетами в стенах учреждения, они попросили учеников в обязательном порядке доставать их на уроках. Да не просто доставать, а пользоваться! Конечно, не развлечения ради, а в целях обучения. Всё началось с идеи использования специализированных компьютерных программ в работе педагогов, которая оформилась и воплотилась в жизнь благодаря помощи сотрудников Института развития образования Иркутской области. Педагоги вплотную занялись изучением существующих разработок, школа приобрела необходимое оборудование, в учреждение провели высокоскоростной интернет, установили единое программное обеспечение, в части кабинетов смонтировали точки доступа WI-FI. Так было положено начало эпохе мобильного обучения. Инициативная группа разработала проект Внедрение мобильного и смешанного обучения в МБОУ «СОШ №15», с которым в 2016 году заняла первое место в рамках областного образовательного форума и была включена в Федеральную целевую программу развития образования по направлению «Модернизация организационно-технологической инфраструктуры и обновление фондов школьных библиотек».

После этого учителя совместно со специалистами ИРО разработали второй проект - «Развитие информационно-библиотечного центра в МБОУ «СОШ №15», который предполагает создание инфраструктуры школьной библиотеки для внедрения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья. Проект был признан лучшим, на его реализацию школе из средств федерального бюджета был выделен грант в размере около 2 миллионов рублей в виде современной цифровой техники, в том числе 25 планшетов, HD-камеры, камеры для трансляций мероприятий, 3D-проектора и очков к нему, передвижной интерактивной доски и т.п. Так школа стала опорной площадкой Института развития образования по мобильному обучению и федеральной площадкой по направлению «Мобильная библиотека».

Получив в первых числах января этого года оборудование, педагоги с головой окунулись в его освоение. Школьная библиотека превратилась в высокотехнологичный информационный центр и стала основной площадкой для организации образовательной среды через сетевые проекты, проведения вебинаров, курсов и онлайн-конференций, необходимых для обмена опытом с коллегами из других образовательных учреждений города и области, проводятся также виртуальные 3D-экскурсии и демонстрации обучающих фильмов и многое другое. Теперь библиотека задействована постоянно. Здесь проходят уроки, а в свободное время ребята могут не только почитать книги, но и выполнить интерактивное домашнее задание. Новую жизнь получил школьный пресс-центр, создан свой канал на «Ютубе». В планах на будущее – организовать полноценную работу по этим направлениям.

«С новой техникой у нас открылась ещё масса возможностей. Мы начали использовать больше специальных обучающих программ, которые интересны детям, получили возможность существенно разнообразить образовательный процесс, – говорит Оксана Перловская, учитель информатики и идейный вдохновитель внедрения в образовательный процесс мобильных технологий. – Такие дисциплины, как биология, химия, литература, русский и английский языки буквально преобразились. Не скрою, что работы у учителей прибавилось, ведь мы сами разрабатываем планы уроков, подыскиваем аудио-визуальный материал, составляем тесты, подбираем соответствующие нашим требованиям программы. В итоге время подготовки к каждому предмету существенно увеличивается. Кстати, программ существует очень много, но, к сожалению, они в большинстве своём не переведены на русский язык, поэтому педагогам, кроме прочего, приходится учить английский, вникать в тонкости перевода, повышать собственный уровень ИКТ-компетенции (информационно-коммуникационные технологии — прим.). Кроме того, пока очень мало адаптированных под школьную программу видеоматериалов – приходится самостоятельно монтировать фильмы, вырезать рекламный контент. Один из новых подходов, так называемый «перевёрнутый класс», – когда учитель даёт задание на опережение. То есть детям через образовательную сеть «Дневник.ру» выкладываются видеоуроки на тему уже следующего занятия. Ребёнок должен просмотреть их, законспектировать и ответить на вопросы, рассказать о том, что узнал, всему классу. Учитель в свою очередь может подкорректировать восприятие темы, внести правки, оценить самоподготовку. Такая модель решает проблему современных учеников: неумение воспринимать информацию на слух, заставляет думать, писать, а не просто копировать сведения из Интернета».

В этом году учителя вновь приняли участие в образовательном форуме. В области они представили свои разработки и программы, провели мастер-классы, на которых наглядно показали, как они работают на уроках, продемонстрировали результаты успеваемости обучающихся, которая резко «пошла вверх». Так, значительно вырос уровень активности на уроках у ребят, которые раньше проявляли пассивность, часто прогуливали, не успевали осваивать материал. Отмечается положительная динамика и в умении грамотно использовать информационно-коммуникационные технологии.

Педагогическое сообщество и представители ИРО отметили высокие результаты работы учителей, с которыми можно выходить уже на Всероссийский уровень. Конечно, освоение мобильного обучения - не новинка. Во всём мире полным ходом идёт активное внедрение информационных технологий в образовательный процесс. Но наш регион пока только делает первые шаги в этом направлении. Школа №15 является единственным общеобразовательным учреждением области, которое добилось внушительных результатов, в своём роде они - первопроходцы. Сегодня здесь существенно расширен список используемых компьютерных программ, увеличено количество электронных вариантов книг и учебников, оборудование не лежит на складе «мёртвым грузом», а используется в процессе обучения ежедневно. Поэтому было принято решение выделить учреждению дополнительно 400 тысяч рублей из федерального бюджета на приобретение компьютерных девайсов.

«Школа сегодня нуждается в инновациях, как никогда раньше. Мир меняется стремительно, и поспеть за всеми новинками нелегко. Основная цель современного образования – обеспечение хорошего качества на основе его функциональности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества, государства, - считает директор школы Виктор Голощапов. – Разнообразные мобильные устройства – это неотъемлемая часть нашей жизни. Было бы глупо не использовать все те возможности, которые они предоставляют. Да, современное поколение довольно непросто отвлечь от гаджетов, но возможно. Наш негласный девиз: не можешь запретить, встань во главе и направляй в нужное русло! Вы же понимаете, когда ребёнку интересно, то он сам познаёт и с удовольствием учится. А когда это «из-под палки», то и знания в голове не задерживаются, как говорится, в одно ухо влетело, в другое - вылетело. Вот пример: на экране старый, ещё чёрно-белый учебный фильм. Современным детям он неинтересен, во время трансляции они втихую «сидят» в телефонах или общаются между собой на отвлечённые темы. А мы им предлагаем посмотреть ролик в 3D. Это же совсем другое дело! С этим они хорошо знакомы, но не через призму учёбы. Поэтому они с большим удовольствием следят за происходящим на экране, а значит, и знания откладываются. По сути, мы, педагоги, пришли «играть на их поле», но при этом мы устанавливаем свои правила, и дети их принимают. Мы заметили, что те ученики, которые активно применяют на уроках мобильные устройства, на переменах даже не берут их в руки. Они отдыхают, проявляют физическую активность, в отличие от тех, у кого гаджеты во время обучения не задействованы. Эта часть ребят просиживает за телефонами все перемены, но они не учатся, а просто играют. Дети осваивают культуру непрерывного обучения, учатся находить информацию и эффективно её использовать, они начинают понимать, что всевозможные девайсы созданы не только для развлечений, но являются серьёзными инструментами и помощниками. Используя информационные технологии, педагоги получают возможность выстроить индивидуальную образовательную траекторию, своевременно корректировать содержание и ход урока, работать с отстающими учениками, а успевающим – давать усложнённые задания».

Планов на будущий учебный год у педагогов школы много. Например, они разрабатывают программу подготовки детсадовцев к школе. Ребята из подготовительной группы детского сада «Сороконожка», которые через год пойдут в первый класс 15-й школы, с сентября будут посещать разнообразные занятия, в том числе с использованием мобильного обучения. Педагоги считают, что такая преемственность образования очень важна и существенно облегчит адаптацию ребятишек к школе, к той системе обучения, которая используется именно здесь.

За первые 15 минут моего нахождения в библиотеке сюда заглянуло не меньше 10 человек. Такой интерес подростков меня поразил. Все ребята, с которыми автору статьи удалось поговорить, положительно воспринимают новую концепцию уроков в их школе. Все, как один, называют самыми интересными те предметы, на которых им предлагают познавать с помощью «мобильников».

Ученица 11-го класса Александра Рудавина так выразила своё мнение, которое во многом схоже с мнением других школьников: «Использование современных мобильных технологий, разных компьютерных программ делает обычные уроки интереснее. За то же время мы успеваем гораздо больше узнать. Имеем возможность сразу увидеть независимую оценку после выполнения какого-либо задания – с техникой, в отличие от учителя, уже не поспоришь. Мы можем поработать над ошибками, узнать правильный ответ и получить объяснения, почему нужно было именно так ответить. В некоторых случаях намного интереснее посмотреть документальные фильмы, например, об исторических событиях, чем читать об этом в учебнике, и теперь у нас есть такая возможность. Здорово, что школа идёт в ногу со временем, педагоги понимают и принимают новые тенденции, теперь во многом мы с ними «на одной волне».

Кстати, родители школьников тоже поддерживают новое направление в обучении. Многие приобрели детям телефоны с улучшенными техническими характеристиками, что значительно упростило работу на уроках. Сейчас на самом высоком уровне поддерживаются инновационные технологии, тема мобильного обучения очень востребована, поэтому в 15-й школе на достигнутом останавливаться не желают, а это значит, что работа будет продолжена.

Марина Железовская, «Вечерний Усть-Илим»

Комментарии

Ваше имя:

Сообщение:

Комментариев пока нет