Будьте бдительны – мошенники становятся всё изощреннее

Будьте бдительны – мошенники становятся всё изощреннее

Людей, охочих до чужого добра, всегда было немало. С давних времён желающие поживиться за чей-то счёт придумывали огромное количество способов "облапошить" доверчивых граждан. И нужно сказать, что часто честные, излишне наивные, запуганные, в общем, хорошенько «обработанные», люди сами отдают свои кровные злоумышленникам. В современном мире, когда информационные технологии развиваются семимильными шагами и повсеместно внедряются безналичные расчёты, для мошенников разного пошиба открываются всё новые возможности отъёма денег. Пасть их жертвой может практически любой человек. Только в Усть-Илимске, по официальным данным, с начала 2016 года от мошеннических действий пострадало 78 жителей, а сколько ещё тех, кто по каким-то причинам не обращался с заявлением в полицию?

Мы ежедневно пользуемся различными высокотехнологичными устройствами: пластиковыми картами, мобильными телефонами, компьютерами. Они делают нашу жизнь удобнее, и представить её без них уже невозможно. Однако вместе с комфортом дополнительным «бонусом» к гаджетам прилагается и определённый риск. О том, какие виды мошенничества в последнее время встречаются в нашем городе, рассказала Елена Хатиашвили, начальник следственного отдела МО МВД «Усть-Илимский». По её словам, самыми распространёнными являются звонки и смс от мошенников, спам-рассылки и пр.

Вот несколько примеров. Звонок поступает с неизвестного номера. Абоненту сообщают, что якобы его родственник попал в беду, требуется крупная сумма денег за то, чтобы на него не завели уголовное дело. Что нужно делать? Перво-наперво – не паниковать и проверить звонящего: сказать что-нибудь, что идёт в разрез с контекстом разговора, назвать родственника вымышленным именем, уточняя информацию, и мошенник выдаст себя довольно быстро. Подобная информация может поступить и в виде смс-сообщения. Само собой, отвечать на него, выполнять какие-либо требования неизвестных лиц, которые представляются знакомым или сотрудником правоохранительных органов, не стоит. Лучше связаться с «попавшим в беду», убедиться, что с ним на самом деле всё в порядке. Кстати, действия по передаче денег для решения каких-либо вопросов могут быть квалифицированы по ст. 291 УК РФ – дача взятки, которая предусматривает лишение свободы сроком до 8 лет. В сообщении с неизвестного номера от «родственника» может быть просьба скинуть на этот номер деньги, якобы ему не хватает средств для звонка, или что вам по ошибке положили деньги на счёт и вежливо просят, в свою очередь, их вернуть. При этом сумма всегда фигурирует небольшая. Это расчёт на то, что в случае, если кто и попадётся на крючок, ему этих денег будет не жалко, и в полицию он не пойдёт. Ну, действительно, кто будет тратить время на походы по кабинетам из-за 200-300 рублей? Минимальная сумма для возбуждения уголовного дела на сегодня составляет 5000 рублей, хищение на меньшую сумму попадает под административное правонарушение, вот поэтому и популярны такие способы мошенничества.

Широкое распространение получили и так называемые «шумные звонки». Звонят с незнакомого номера, в трубке слышится шум: пение птиц, музыка, звуки автомобилей и пр., потом связь прерывается. Так мошенники провоцируют на «перезвон». Секунда соединения может стоить тысячи рублей.

Реже снимаются деньги за входящий звонок. К слову, в этом случае есть шанс вернуть своё, если по действующему тарифу все входящие вызовы бесплатны, – нужно просто обратиться в сотовую компанию с соответствующим заявлением.

Снимаются денежки и с помощью разнообразных подписок, на которые абонент вроде как и не подписывался. Всё дело в вирусах, что прячутся внутри разнообразных программ, которые можно скачать через мобильные приложения. С помощью вирусов могут быть взломаны личные странички в социальных сетях и программы для переписки, электронные почтовые ящики.

Так, недавно житель Усть-Илимска обратился в полицию с заявлением, что у него взломали программу "Скайп". От его имени всем адресатам из списка контактов были разосланы письма с просьбой одолжить деньги в сумме 9700 рублей. На это сообщение отреагировал один знакомый, который перечислил указанную сумму на счёт мошенников. Наладить рассылку подобных «мусорных» сообщений несложно, поэтому мошенники широко используют этот приём для поиска своих жертв: они тщательно изучают жизнь намеченной жертвы по публикациям и фото в соцсетях, прочитывают личные сообщения. Иногда просьбы настолько правдоподобны, что в них сразу же веришь: используют имена детей, называют возраст, обращаются индивидуально к каждому адресату. Лучшая защита в таких случаях – установка на все гаджеты проверенного антивируса и сложных паролей, осторожность перед запуском неизвестных программ, регулярные запросы оператору сотовой связи о наличии платных подписок и, конечно, тщательная проверка любой просьбы о помощи, какой бы правдоподобной она ни казалась.

Частенько преступники пользуются не только добротой людей, но и их стремлением, ничего не делая, разжиться деньгами или чем-нибудь ценным. «На жадину не нужен нож, ему покажешь медный грош, и делай с ним, что хошь!» – пели самые известные сказочные мошенники Кот Базилио и Лиса Алиса. И ведь приём работает! Злоумышленники рассылают сообщения о мнимом выигрыше, просят указать свои данные для получения приза. И после того, как жертва попадает на крючок, начинают "обработку по полной": просят пройти по различным ссылкам, перевести некоторые суммы для оплаты НДФЛ за выигрыш или за перевод денег и т.п. Одна устьилимчанка попалась на том, что ей сообщили о возврате денег, вложенных ею когда-то в печально известную «пирамиду», причём с процентами. Условие – перечислить на счёт компании некоторую сумму. Несколько раз она переводила деньги – в общей сложности порядка 813 тысяч рублей. Даже взяла кредит, чтобы оплатить эти переводы. Естественно, никакого возврата в итоге она не дождалась.

Особое место в списке «относительно честных способов отъёма (увода) денег у населения» занимают мошенничества с банковскими картами. В последнее время они имеют потрясающий воображение размах. Чаще остального жулики используют приём выдуманной блокировки карты. Так, на телефон приходит смс, в котором говорится, что карта заблокирована, нужно перезвонить по номеру такому-то. Как рассказывают потерпевшие, которые поверили таким сообщениям, после звонка уверенный мужской (иногда женский) голос в некоторых случаях говорил, что банк предотвратил кражу денег, и теперь надо перевыпустить карту, нужно только назвать её номер и пароль; в других, – что нужно подойти к ближайшему банкомату и ввести под диктовку определённые комбинации знаков. Причин «блокировки» можно придумать множество, но результат в итоге один: исчезают все финансы и часто со всех счетов. Большим заблуждением является мнение, что если средства хранятся на сберегательной книжке, то ничего с ними не произойдёт. Это не так. Получив доступ к одному счёту, мошенники спокойно могут управлять и всеми остальными, что заведены на ваше имя: кредитками, накопительными вкладами, сберкнижками и пр. Как правило, на подобные уловки попадаются люди в возрасте, которые плохо владеют гаджетами, они особенно доверчивы и быстро впадают в панику. Мошенники, как правило, знают, как воздействовать на них, умеют манипулировать сознанием. Используют даже некоторые нейролингвистические техники, поэтому перезванивать по указанному номеру не стоит в принципе. Узнать, действительно ли карта заблокирована, можно по номеру горячей линии, который указан на обороте карты или непосредственно в отделении банка. Опять же, пароль настоящие сотрудники банка спрашивать не должны, да и о проблемах с вкладами они не сообщают по телефону. Иногда списание средств происходит без какого-либо участия владельца счёта. Это возможно при заражении вирусами, вредоносными программами компьютера или телефона с выходом в Интернет, или если вы когда-то передавали карту или её данные посторонним людям. Ещё один вариант: сменили номер, на новую сим-карту подключили услугу «мобильный банк», а вот о том, чтобы отключить её со старой сим-карты не задумались. Нечистые на руку люди могут воспользоваться такой забывчивостью. Многие сегодня «паролят» телефон (блокировка экрана), но не устанавливают пин-код на сим-карту.

Если телефон утерян или украден, завладевший им злоумышленник, всего лишь переставив симку в другой аппарат, получает свободный доступ к привязанным счетам. Дело техники, как говорится. Распространены в сети и сайты-клоны банков. Жительница Усть-Илимска лишилась 48 тысяч рублей, попав на один из таких порталов.

Всё чаще держатели карт добровольно переводят свои кровные разным прощелыгам. Например, человек покупает товар через Интернет. Продавец просит внести предоплату, а потом снимает объявление и отключает свой телефон. Или, наоборот, товар продаёте вы. Мнимый покупатель убеждает, что эта вещь ему подходит, готов внести предоплату и просит назвать номер карты. Затем вступает с покупателем в разговор, в ходе которого умело выведывает пин-код и другие данные карты. Снимает деньги и исчезает из поля зрения. Ищи-свищи потом таких… Как показывает практика, найти воришек непросто: они работают с «левыми» картами, зарегистрированными на подставных лиц и в разных городах. Но, как во всех правилах, и здесь бывают исключения.

Так, в конце марта этого года сотрудниками уголовного розыска Красноярского края был задержан житель Красноярска, который совершил многочисленные преступления, связанные с банковскими картами. Его жертвами стали жители разных регионов страны, в их числе оказался и устьилимец. В феврале в дежурную часть полиции г. Усть-Илимска от него поступило заявление по факту хищения денежных средств с его счёта. Как пояснил потерпевший, на одном из сайтов он увидел объявление о продаже телефона, который не продаётся в магазинах нашей страны, по низкой цене. Телефон ему приглянулся, и он решил его купить, позвонил по указанному номеру. В ходе общения с «продавцом» выяснилось, что тот проживает в Красноярском крае, поэтому просит перевести ему «задаток» в размере 10 тысяч рублей, только после этого он отправит аппарат. На следующий день покупатель деньги перевёл, перезвонил молодому человеку, который в свою очередь попросил сообщить почтовые данные для отправления телефона. Уже вечером номер «продавца» стал недоступен. Красноярские полицейские смогли «вычислить» местоположение мошенника, его задержали, сейчас проводятся следственные действия, устанавливаются все, кто пострадал от его «предприимчивости».

Как понимаете, то, что удалось найти жулика, большая удача – зачастую преступники остаются безнаказанными. На подобную уловку попалась целая фирма. Ещё в марте местный предприниматель решил купить через Интернет несколько автомобилей. На баланс фирмы неоднократно приобреталась бывшая в употреблении лесовозная техника у частников и у предприятий. Схема была хорошо отработана, ни разу осечек не было. В этот раз вначале всё шло как обычно. От фирмы-продавца по запросу пришли все необходимые учредительные и платёжные документы с печатями и подписями. Покупатель перевёл на её счёт 50%-ую предоплату в размере 1 миллиона 200 тысяч рублей. Спустя определённый срок техника в город так и не поступила. Следователи установили, что сумма неоднократно переводилась со счёта на счёт, и в итоге «денежные следы» теряются.

Распространено у нас и явление, которое в народе получило название «продавцы пирамид». Сначала людей, ищущих работу, приглашают на собеседование. Там, после своеобразного обучения, предлагают внести определённую сумму за трудоустройство, а взамен выдают продукцию низкого качества. Соискателям ничего не остаётся, как реализовать товар по значительно завышенной цене, чтобы если и не заработать, то хотя бы вернуть уже потраченные средства. Они отправляются в круиз по квартирам и предприятиям, самыми разными способами пытаются внушить «клиентам», что тем очень нужны продаваемые товары. Наиболее «продвинутые» продавцы владеют техниками так называемого «зомбирования»: человек позже даже не может понять, зачем купил ту или иную вещь. Подобными приёмами действуют мнимые социальные работники, представители якобы Пенсионного фонда, лжецелители, продавцы изделий медицинского назначения, различных суперпылесосов, очистителей воды и прочей ерунды, выманивая сбережения у доверчивых граждан.

Это далеко не все примеры мошенничества. Современные любители поживиться за чужой счёт знают гораздо больше способов отъёма денег, чем знаменитый Остап Бендер. Причём в качестве «наживки» может выступать любой человек, даже такой, который выработал в себе привычку с недоверием относиться к предложениям срочно выслать деньги попавшему в полицию родственнику или скинуться на дорогостоящую операцию. Ведь если не даёшь злоумышленникам обмануть себя, не факт, что они не обманут других с твоей «помощью» или от твоего имени. Интересный факт. Когда я работала над этой статьёй, мне в одном из мессенджеров (программа, мобильное приложение или веб-сервис для мгновенного обмена сообщениями – прим.) от нескольких знакомых «прилетело» сообщение идентичного содержания, в котором некие личности просят помочь учителю школы №1, в семье которого якобы умирает 10-месячный малыш. В тексте указано, какая группа крови требуется, номер телефона для связи, а также прописано, что за каждое отправленное сообщение им перечисляется определённая сумма. Если бы я пару лет назад уже не получала такого же сообщения, то, возможно, и поверила бы. Первая мысль – помочь, ведь в числе приславших послание была и моя бывшая учительница… Однако простые действия в виде запроса в поисковике мысль эту сразу же отбросили. Оказалось, что информация недостоверна, данное сообщение «гуляет» по просторам лет пять, а со счетов звонивших по указанному номеру телефона, чтобы узнать, чем они могут помочь, снимались немалые суммы. Конечно, с одной стороны, я порадовалась, что мои знакомые такие отзывчивые люди, а с другой, – ну нельзя же быть такими наивными, нужно всё проверять, прежде чем пересылать сообщение или кидаться переводить деньги кому бы то ни было.

Марина Железовская, «Вечерний Усть-Илим»

Комментарии

Ваше имя:

Сообщение:

Комментариев пока нет