В школы хотят вернуть опыт трудового воспитания

В школы хотят вернуть опыт трудового воспитания

В Госдуму внесён законопроект, который предполагает введение трудового воспитания на всех уровнях общего образования. Эту идею активно поддерживают федеральные власти, а как у нас? Готовы ли в Усть-Илимске школы и учителя предоставить ребятам полноценные уроки труда, как это было в советское время, родители – разрешить своим чадам участвовать в общественно-полезных делах, а сами школьники – взять в руки тряпки и швабры, чтобы прибрать за собой класс, молотки и поварёшки, чтобы научиться труду и домоводству?

В пояснительной записке к законопроекту думцы указывают, что неотъемлемая часть образования – это воспитание. При этом важной его составляющей является приобщение ребёнка к труду, поскольку именно он лежит в основе творческой активности, гражданского и нравственного становления личности. Трудовая деятельность обеспечивает самовоспитание и саморазвитие сил и способностей обучающихся, формирует их сознание, умение правильно оценивать последствия своих действий. Общественно-полезный труд является основой всей системы трудового воспитания, ведь благодаря ему у ребёнка формируются такие качества, как терпение, старание, внимательность, справедливость, добросовестность, организованность, ответственность и пр. В то же время отмечается, что в действующей редакции Федерального закона № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года «Об образовании» отсутствует понятие «трудовое воспитание». Внесённый законопроект призван устранить этот пробел.

Кроме того, в существующем законе прописано, что привлечение обучающихся без их согласия и несовершеннолетних обучающихся без согласия их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается. Как показывает практика, широкое толкование указанной нормы закона практически полностью нивелировало трудовое воспитание в школах. Депутаты своим проектом хотят переломить ситуацию и создать правовые условия, обеспечивающие его внедрение в образовательный процесс. Для этого предлагается дополнить вышеназванный закон статьёй «Трудовое воспитание». Авторы инициативы предлагают вовлекать школьников в освоение самых разнообразных работ (за исключением тех, которые входят в должностные обязанности сотрудников образовательной организации) в соответствии с требованиями государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, с учётом возрастных и индивидуальных особенностей, состояния здоровья, интересов и способностей детей на всех уровнях общего образования.

Те, кто учился в советской школе, прекрасно помнят систему трудового воспитания, которая была действительно неотделима от процесса обучения. В неё входили: уроки труда, где мальчики могли освоить работу со столярными и другими инструментами, мастерить полезные в быту вещи, а девочки – готовить, шить и разбираться в тканях, вязать спицами и крючком, вышивать; классные дежурства, когда строго по графику каждый ученик был обязан следить за чистотой класса, и дежурства по школе, когда ребята следили за соблюдением порядка в коридорах и столовых; участие в уборке пришкольной территории в дни общегородских субботников; регулярные поездки в ближайший совхоз на сбор урожая и т.п. Практика приобщения детей школьного возраста к ручному труду широко применялась в советской системе образования, однако утратила своё значение в 90-е годы прошлого века. С тех пор немало подзабылось, и многие современные школьники даже представить себе не могут, что значит дежурство в классе. Даже просьба протереть доску у некоторых учащихся вызывает волну недовольства, что уж говорить о большем. К слову, и многие родители почему-то против того, чтобы дети были причастны к уборке в школе.

Как уже было сказано выше, сегодня привлечение ребят даже к общественно-полезной работе допустимо только с письменного разрешения пап и мам, и далеко не все ставят свою подпись в соответствующем документе. Между тем труд был и остаётся необходимым и важным средством развития психики и нравственных представлений, помогающих в становлении гармонично развитой личности. Самый простой пример из жизни: редкий человек будет мусорить там, где сам недавно наводил порядок. К сожалению, сейчас мы наблюдаем развитие общества потребителей. Вольно или невольно, но мы так же воспитываем и подрастающее поколение. А ведь навык пришить пуговицу, приготовить нехитрый обед, приладить полочку или отремонтировать капающий кран ещё никому не помешал...

«Трудовое воспитание было органичной частью советской идеологии и системы образования того времени. Труд представлялся в массовом сознании как ценность и обязанность, поэтому приобщение детей к общественно-полезной работе начиналось с младшего школьного возраста в различных формах: дежурство в классе, столовой, участие в субботниках, в трудовых отрядах старшеклассников, осенние уборочные работы и пр. Особое место в системе занимали учебно-производственные комбинаты, в которых учащиеся (тогда – 9-10-х классов) могли получить профессию, – говорит Валерий Гордиенко, заместитель начальника Управления образования по дошкольному, общему и дополнительному образованию. – Стремление к возрождению лучшего опыта прошлого и адаптация его к современным реалиям – это правильный и верный подход к развитию образования. Считаю, что предлагаемые изменения необходимы, и наша обязанность – не забывать уникальный опыт проверенной десятилетиями советской школы, взять лучшее из неё. Надеюсь, что будет разработана такая нормативно-правовая база, которая позволит воспитывать из подрастающего поколения достойных граждан своей страны, понимающих, чем важен труда, в том числе и общественно-полезный, бескорыстный».

Отметим, в нынешней школе отсутствует такая дисциплина, как «Труд», вместо неё теперь – «Технология». И часто эти уроки ведут учителя-предметники по совместительству. Причём не всегда в таких случаях преподаватель может дать реальные знания, если сам, допустим, не имеет представления, как смастерить скворечник или приготовить борщ. И вместо практических навыков многие учителя дают теорию, вычитанную из книг по домоводству, задают писать рефераты, то есть разыскивать информацию о той или иной деятельности самостоятельно (чаще всего – через Интернет) и т.д. Конечно, есть счастливые исключения, когда преподаватели технологии являются людьми творческими, увлечёнными, влюблёнными в свой предмет, плюс ко всему, имеют «золотые руки». В таких случаях педагоги бережно хранят опыт прошлого, внося в него новые знания, созвучные современности, и передают их детям.

Что касается нашего города, то Усть-Илимску, можно сказать, повезло: здесь работают прекрасные учителя технологии. Вот, к примеру, Олег Мацкевич, преподаватель школы №17. Это увлечённый педагог, который учит мальчишек мастерить удивительные вещи. Уже два года подряд его ученики занимают призовые места во Всероссийской олимпиаде школьников по технологии. Елена Яковлева, педагог Городской гимназии №1 – девочки под её руководством создают настоящие рукодельные шедевры! Перечислять можно много, но лучше один раз увидеть подтверждение мастерства, чем сто раз о нём услышать. А сделать это можно на традиционной выставке-отчёте педагогов технологии, где можно убедиться, что юных устьилимцев в наших школах учат полезным и нужным вещам.

Ещё один уникальный опыт давно минувших дней: в школьных стенах параллельно с общим образованием когда-то можно было получить рабочую профессию. В 1980-х годах ученики 8-9 классов проходили курс «Основы производства. Выбор профессии». Профильное обучение представляло собой изучение школьниками того или иного вида труда. Например, школьники знакомились с металло – и деревообработкой, обработкой тканей и пр., с содержанием труда различных рабочих профессий, что способствовало осознанному выбору подростками будущей специальности. А в 10-11 классах учащиеся получали уже конкретную профессию. В Усть-Илимске, например, успешно работал учебно-производственный комбинат, в котором школьники могли получить «корочки» разных специалистов: парикмахера, водителя, повара, оператора ЭВМ и т.д. Плюсы такой подготовки переоценить сложно. Сегодня к этой практике уже возвращаются некоторые школы в разных регионах страны. В рамках дополнительного образования ребятам дают возможность попробовать себя в разнообразных профессиях и получить квалификацию специалиста.

Сейчас в среде родителей, педагогов и разнообразных интернет-сообществ ведётся активная дискуссия на тему введения трудовоспитания в школах. Мнения, прямо скажем, диаметрально противоположные. Вот и мнения устьилимцев тоже разделились.

Галина, мама двоих детей-школьников: «К введению трудового воспитания отношусь только положительно, потому что наших детей нужно приучать к элементарным навыкам жизнедеятельности с ранних лет. Сейчас они лишены этого: родители зачастую допоздна работают, а в школах самообслуживанию не учат. Хотя я считаю, что она должна не только образовывать, но и воспитывать ребёнка не только как ученика, но и как личность, будущего гражданина. Думаю, что привлечение к труду со школьной скамьи будет только на пользу во всех смыслах: грубо говоря, и пуговицу пришить научат, и жвачку под столы не лепить, и мусор мимо урны не кидать, и уважать свой и чужой труд».

Алина, старшеклассница: «В общем-то, элементарные вещи я умею делать – мама меня с детства привлекала к помощи по дому. Готовить я тоже умею и люблю. Но думаю, что не лишним будет всему этому учиться в школе – всё равно пригодится. Вот мыть полы в классе я бы, честно говоря, не хотела. Да и некогда мне оставаться после уроков – сейчас так много задают! Нужно к экзаменам готовиться, заниматься дополнительно».

Иван Фёдорович, пенсионер: «Конечно, воспитывать молодёжь надо. Мы именно в школе многому учились. И все дежурили, и на субботники ходили всем классом, как и взрослые, дружно. Не зазорно было. Поэтому и чище было: никто не кинет мимо фантик, раз сам тут убирать будешь. А сейчас, вон, идёт, под ноги плюёт или окурки с балконов кидает – что за воспитание? И профессии раньше получали ещё в школе. Я вот на тракториста выучился – пригодилось. Да и дома всё сам до сих пор делаю: где прибить что, где покрасить – всё умею. А сейчас некоторые с высшим образованием вроде, а руками делать ничего не могут, вызывают работников, деньги приходится платить. Надо учить их обязательно».

Елена Викторовна, педагог: «Представить, как будет внедряться обязательное трудовое воспитание в школьный образовательный процесс, пока сложно. Всё-таки сейчас и времена другие, и люди изменились. Понятно, что так, как было раньше, уже не будет. А воспитывать из несмышлёного ребёнка настоящего человека, учить его трудиться, в том числе и на благо общества, конечно, нужно. Главное понять, как это сделать в современной школе».

Ирина, мама школьницы: «Труд был и остаётся необходимым инструментом развития человека. Я считаю, что возвращение к опыту советской системы образования нам необходим. Многое, чем мы так гордились, сегодня бездарно теряется. Да, нужно адаптировать опыт под современный мир, но не перечёркивать одним махом накопленные знания. Это касается и трудового воспитания, и обучения. Я сама на парикмахера выучилась ещё когда в школе училась. Правда, никогда не работала по специальности – получила высшее юридическое образование, но навык пригодился: всех родных, детей, мужа сама стригу. А если вспомнить школьные годы, когда на «трудах» мы, девчонки, готовили что-нибудь вкусное, а потом звали мальчишек вместе с нами чай пить, это же так здорово было! Они потом нам какие-нибудь поделки дарили. До сих пор хранится стаканчик деревянный для ручек и карандашей, красивый, с узорами – одноклассник сам сделал. Вот и умения, и дружба, и сплочённость класса. У моей дочери такого в школе нет, у них сейчас всё больше каждый сам по себе».

Наталья Ивановна, мама взрослого сына: «Трудовое воспитание обязательно нужно возвращать. Мой сын на уроках труда познакомился с деревом, научился работать с ним, по-детски, конечно. Но это занятие его увлекло, он пошёл в школу ремёсел, получил профессию. Сейчас у него своё дело – изготавливает на заказ мебель и сына этому учит. Я сама, когда молодой была, после школы уехала в другой город учиться. И знаете, мне очень помогло умение готовить – научила мама, – и шить научили в школе. Трудное время тогда было, особенно для студентов. Чтобы заработать копеечку, заказы брала, девчонкам наряды шила. И умение вкусно приготовить из простых продуктов выручало тоже. Так что, думаю, научиться чему-то лишним не будет для школьников».

Лариса: «Я категорически против, чтобы мой ребёнок в школе полы мыл. Этому я и дома научу, если понадобится. Для этого есть технические работники, которые зарплату получают. И на улице не пущу убираться – пусть те, кто мусорит, и убираются. Лучше дополнительные часы по программе бы ввели, например, английского побольше. А то на репетиторах разориться можно».

Ольга, мама троих детей: «Уроки технологии я считаю не такими эффективными, как наши уроки труда, от которых современная школа ушла. Я делаю такой вывод, когда вижу, что многие девушки не в состоянии пришить пуговицу, подшить джинсы или подол юбки. А парни не могут нормально гвоздь забить. Конечно, у нас в городе есть разные службы: ателье, «муж на час» и пр. Но ведь можно было бы научиться всему в школе. А главное, раньше там воспитывали детей правильно относиться к труду. Абсолютно не считалось зазорным помыть полы в классе. Во время генеральных уборок мы мыли парты, стены в коридорах. И работа эта была нам по силам. Наши родители не боялись, что мы слишком перетрудимся. Правильное трудовое воспитание позволяет ученику испытывать чувство радости и гордости за сделанную своими руками работу. При этом у ребёнка повышается самооценка. В процессе коллективной работы воспитывается чувство взаимовыручки, уважения. Вот о чём должны помнить родители, стремясь облегчить жизнь своего ребёнка».

Андрей, старшеклассник: «Мне не нравится идея трудового воспитания, если она будет заключаться в уборке класса или школы. У нас почему-то считают, что если человек «трудится» головой, учится, что-то изобретает и прочее, то это не работа. Я считаю, что тут каждому своё: одному хорошо удаётся руками творить или убираться, другому программы компьютерные создавать или опыты химические ставить. Если будет возможность в школе ещё и получить профессию, то это было бы очень здорово. Обязательно пойду учиться. А на уборки и дежурства у меня времени нет – надо много учиться и спортивную секцию посещать».

Примут или нет законопроект, и как он будет выглядеть в окончательном варианте, пока не ясно. Хочется надеяться, что при обсуждении инициативы учтут мнения всех участников образовательного процесса, и нововведения будут отвечать требованиям современного мира.

Марина Железовская, «Вечерний Усть-Илим»

Комментарии

Ваше имя:

Сообщение:

Комментариев пока нет