«Скорая помощь» спешит в тайгу

Поступок, который недавно совершили работники Усть-Илимской скорой помощи, можно было бы отнести к рядовым, если бы им не пришлось спешить на вызов в тайгу, спасая жизнь человека.

Старший егерь Усть-Илимского зверопромхоза Александр Трактиров и спасенный Александр Вайкшнорас

Старший егерь Усть-Илимского зверопромхоза Александр Трактиров и спасенный Александр Вайкшнорас

Это случилось 19 марта с.г., на самом северном промысловом участке Усть-Илимского района, на границе с Эвенкией. Бывалый охотник Александр Иванович Вайкшнорас приехал в свое базовое зимовье, чтобы подготовиться к новому охотничьему сезону. Завез на снегоходе все необходимое: снаряжение, продукты, батарейки для рации и прочее. Все аккуратно запаковал в бочки, чтобы медведь не смог поживиться, и на следующий день уже собирался выходить из тайги домой.

На «Буране» по тайге

Утром проснулся, сильно закружилась голова, - рассказывает Александр Иванович. - Не доходя до умывальника, вернулся и опять прилег. Целый день кружилась голова, тошнило. Я понял, что это – давление. Связался по рации с охотником из Усть-Кутского района Сергеем Хохоловым и объяснил ситуацию. Он предложил из Киренска выслать вертолет. Я говорю, что вертолет здесь не сядет. Он говорит: «Тебя на кресле поднимут». Договорились подождать до завтра, ведь со мной первый раз такое, подумал, может, пройдет… На следующий день проснулся, секунд 10 посидел и упал. Связался опять по рации с охотником из соседнего района, попросил, чтобы он позвонил в Усть-Илимск.

Житель Усть-Кута передал информацию по рации, куда смог. О случившемся узнал директор Усть-Илимского зверопромхоза Владимир Мельников.

Я сразу егерям сообщил, чтобы срочно собирались, грузили снегоход, заправлялись, - говорит Владимир Александрович. - Потом позвонил в «Скорую» и сказал, что обязательно нужен врач. Руководитель «Скорой помощи» Валерий Чекменев оперативно организовал выезд целой медицинской бригады.

Путь предстоял неблизкий. Промысловый участок, где охотился Александр Вайкшнорас, расположен в 200 километрах от Усть-Илимска. 180 километров можно проехать по лесовозной дороге, а дальше – только на снегоходе. На такой необычный вызов выехало трое работников «Скорой помощи»: врач Дмитрий Щипицын, фельдшер Павел Бушмелев и водитель Юрий Кочетов. По сути, медики должны были дожидаться, когда егерь вывезет больного на санях к дороге. Но время вело свой отсчет, и врачи решили ехать дальше, по глухой тайге, на «Буране».

Нам сказали, что пациент находится в очень тяжелом состоянии. Если бы мы сидели в машине и ждали, то потеряли бы четыре часа, – говорит Дмитрий Щипицын.

Медиков сопровождали егеря Александр Трактиров и Алексей Сизых. Все они доехали до развилки, а потом спустили на таежную тропу «Буран». Алексей Сизых и водитель «Скорой» остались в машине, а Александр Трактиров и двое медработников пересели на снегоход.

Главное было - быстрее добраться до охотничьего угодья, - рассказывает старший егерь Александр Трактиров. - Мы ехали и ни на что не обращали внимание. Только вперед! Я ведь Александра знаю уже более 20 лет. Всегда ему помогаю заехать на охоту. И вот теперь пришлось спешить, чтобы вывезти…

«Не дали помереть»

…Александр Иванович услышал гул снегохода и облегченно вздохнул: «Слава богу, не дали помереть». Но откровенно удивился, что в такую глубинную тайгу добрались с егерем аж два медика.

Мне сразу измерили давление. Оно было высоким. Сделали несколько уколов. Я за 20 лет столько инъекций не принимал, сколько за пять минут, - теперь уже с улыбкой вспоминает промысловик те минуты своей жизни.

Охотнику сразу стало легче. Он лег в нарты, во вторые положили вещи. Пластмассовые сани (по-охотничьи – «пена») прицепили к снегоходу и так паровозиком выбирались из тайги. В общей сложности вся операция по оказанию помощи попавшему в беду охотнику заняла 12 часов при расстоянии в более чем 400 километров. Александра Ивановича «Скорая» доставила к родному дому, где в неведении и переживании находилась его семья. Все, к счастью, завершилось благополучно. На следующий день пришел врач из неотложной помощи и сказал, что нет причин ложиться в стационар. Выписал таблеток и дал рекомендации.

Я очень благодарен врачам, которые откликнулись на мой зов о помощи. Они для меня настоящие герои! Не каждый бы, наверное, отважился ехать в глубинную тайгу, - с теплотой говорит Александр Вайкшнорас. – Они ведь не только внутривенные и внутримышечные инъекции мне сделали, но и сняли кардиограмму, проверили на сахарный диабет, всего «обслушали». Конечно, можно было бы вызвать вертолет, но то погоды бы не было, то вертолет был бы занят. Наши медики сработали оперативней санавиации. Сейчас чувствую себя хорошо. Сходил вот, постригся, лекарства купил и два тонометра. Один в лес возьму, другой дома останется.

Слова благодарности врачам ОГБУЗ «Усть-Илимская городская станция скорой медицинской помощи» также высказал директор Усть-Илимского зверопромхоза Владимир Мельников: «Наши врачи сработали оперативно и высокопрофессионально. Не испугались поехать в глухую тайгу. Спасибо за их отзывчивые сердца и надежные руки!»

Конечно, не часто такие вызовы бывают, но это наша работа, - говорит Дмитрий Щипицын. - Я сам с детства охотник, поэтому мне ехать в лес было не страшно.

И сам спасал…

Александр Вайкшнорас по образованию – охотовед, 32 года проработал в Усть-Илимском зверопромхозе штатным охотником. До этого был штатным охотником в Туве, два года трудился звероводом в Забайкальском зверосовхозе. Ему самому приходилось не раз организовывать санитарные рейсы на вертолете для своих коллег.

Мы все на связи по рации. В тайге помогать надо друг другу, - рассуждает промысловик. – Думается, что еще не раз такое будет, что кому-то в лесу станет плохо. Ведь, кроме зверопромхоза, в Усть-Илимске есть два общества охотников, охотничий кооператив и охотугодья общего пользования. Все промышляют в тайге. Да и в этом году уже были случаи со смертельным исходом. Братские охотники ехали на промысел. По дороге у них сломался «УАЗик». В это время одному из них с сердцем стало плохо. Товарищи его оставили, разожгли костер и пошли искать машину. Когда вернулись, увидели, что костер давно потух, а мужчина был уже без признаков жизни. Во втором случае охотник выходил из зимовья, упал и умер.

Чтобы не случилась подобная беда, медики советуют оказывать помощь самим себе.

Если бы у нашего пациента была аптечка с необходимыми медикаментами, может, и не понадобилось нам туда выезжать, - отметил врач «Скорой помощи» Дмитрий Щипицын. - Если выезжаешь за город на дальние расстояния, а это было 200 км, нужно брать необходимые препараты по минимуму.

Ну а мне хотелось бы добавить, чтобы для таких непредвиденных случаев врачей обеспечивали специальной одеждой и обувью. Ведь их здоровье для нас тоже очень дорого!

Наталья Иванишина, Газета Вестник Усть-Илимского ЛПК

Комментарии

Ваше имя:

Сообщение:

Комментариев пока нет