Вопросы грядущего пожароопасного сезона обсуждались в Администрации Усть-Илимского района

Вот и наступила долгожданная весна. Пусть пока только по календарю, но и настоящее тепло уже не за горами. Если говорить литературными штампами, в столь чудесную пору просыпается от зимней спячки природа. Только наш сибирский регион далёк от поэтического восприятия всех этих преображений, ведь, к большому сожалению, они сопровождаются горением лесов. Таёжные пожары в последние годы стали чёрной «визитной карточкой» Приангарья. И, хотя сегодня по области ещё лежит снег, подготовка к грядущему «горячему» сезону уже началась. Так, в Усть-Илимском районе состоялось заседание комиссии по чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности. На встрече присутствовали не только представители поселений, лесничеств и надзорных органов, но и гости из регионального правительства – Сергей Шеверда, министр лесного комплекса, и Евгений Балашов, заместитель председателя Правительства региона. Какими средствами собравшиеся планируют защищать наше главное «зелёное» богатство, читайте далее.

Сибирь теряет леса

За последние пять лет в России выгорело почти 6 миллионов гектаров леса. Больше всего пострадала Якутия, где огонь уничтожил примерно 3 миллиона гектаров. Более 2 миллионов сгорело в Забайкальском крае. В то же время площадь леса, которую ежегодно восстанавливают, составляет чуть меньше трёх процентов.

Что касается Иркутской области – только в прошлом году огнём было пройдено почти 1,5 млн гектаров её территории, из них 1 млн га – покрытой ценными древесными породами, такими как кедр и сосна. В 2016-ом пожароопасный период в Приангарье длился рекордно долгое время – 302 дня, причём с пятым – высшим – классом опасности. Это больше, чем за пять предыдущих лет вместе взятых. Такую печальную статистику озвучил Сергей Шеверда, выступая на заседании КЧС в Усть-Илимском районе.

«По средним многолетним значениям первый пик лесных пожаров приходится на начало мая – с 1 по 9 числа, когда наша страна отмечает череду различных праздников. В это время люди массово выходят отдыхать в лес, жгут костры, сухую траву и совсем не думают о последствиях. Далее наступает второй пик: конец июня – середина июля, когда рыбаки, грибники, ягодники спешат за дарами природы. И следующий пик – конец августа – начало сентября. В прошлом году впервые в истории был зафиксирован ещё один пик, четвёртый, в октябре месяце. И он был не менее продолжительным, чем предыдущие. Практически месяц шла борьба с возгоранием в Качугском районе, где снег упал прямо на огонь», – рассказал министр лесного комплекса Приангарья.

В окрестных же лесах Усть-Илимска огненной стихии разгуляться не дали. Как отмечают ответственные лица, помогли профилактические меры. Это и установка, размещение аншлагов, и информирование населения через СМИ, обустройство минеральных полос вблизи населённых пунктов, а также наземное и воздушное патрулирование. Кроме того, надзорные органы намного раньше, чем растаял последний снег, ограничили доступ населения в леса. Конечно, совсем без возгораний лето не обошлось. Но, благодаря слаженной работе арендаторов и муниципалитетов, спасателям удалось удержать и ликвидировать пожары даже в самых труднодоступных местах.

На данный момент в районе уже ведётся подготовка к новому «жаркому» сезону. Сотрудники межрайонной прокуратуры, Северного и Илимского лесничеств, Гостехнадзора побывали с проверками у местных лесопользователей. Как сообщает комиссия, большинство из них готово к пожароопасному периоду на 100%. Они полностью обеспечены инвентарём, техника находится в исправном состоянии. Однако расслабляться не стоит – арендаторов лесных угодий и сами лесхозы проверят ещё раз. Сергей Шеверда отметил, что в совместных комплексных мероприятиях будут задействованы представители министерства, самих муниципалитетов и сотрудники МЧС. Такое решение было принято на рабочем совещании Правительства Иркутской области в начале февраля.

Лесников – на учёт

Следующий, немаловажный вопрос, который обсуждали на встрече, касался законодательных нововведений в региональный нормативный акт «Об организации деятельности пунктов приёма, переработки и отгрузки древесины на территории Иркутской области».

Как пояснил министр лесного комплекса, с начала года в Приангарье стартовал пилотный проект по внедрению автоматизированной информационной системы учёта перевозимой древесины с выдачей идентификационных карт. Эксперимент реализует областное правительство совместно с Рослесхзом в рамках Года экологии. Сейчас проводятся подготовительные мероприятия, и с 1 июня планируется приступить к непосредственному автоматизированному учёту с маркировкой древесины.

«Приоритетной задачей для правительства региона является декриминализация лесной отрасли, – подчеркнул Сергей Васильевич. – Иркутская область сегодня лидирует по объёму отгрузки древесины и, к сожалению, по объёму незаконной заготовки. Радует тот факт, что федеральный центр определил наш регион пилотной территорией для реализации столь важного проекта. Он позволит выработать механизм сквозного, а главное, прозрачного учёта древесины. Но, чтобы достичь желаемых результатов, необходима слаженная работа всех структур, причастных к реализации данного проекта».

Министр лесного комплекса напомнил, что данный проект воплощается в рамках регионального закона ОЗ-100, принятого в конце ноября 2016 года. Срок проведения эксперимента – до 31 декабря 2017 года. Предполагается три этапа его реализации. В первую очередь – постановка на учёт пунктов приёма, переработки и отгрузки древесины до 1 апреля. Второй этап – принятие отчётов о заготовленной, переработанной и отгруженной древесине. И только после этого, ориентировочно с 1 июня, начнётся маркировка перевозимой древесины, для которой будут использованы специальные идентификационные карты (ИК).

«Карты бесплатно выдадут лесопользователям, – отметил Сергей Шеверда. – Каждая будет привязана к конкретной лесосеке на основании декларации, что не позволит сдать в пункты больше заявленного в автоматизированной информационной системе. Выдача ИК будет производиться территориальными отделами министерства лесного комплекса области. Активация карты произойдёт одновременно с выдачей лесной декларации. С учётом объёмов заготовки древесины в области целесообразно выдавать одну ИК на всю партию перевозимого леса. Гашение карты в системе будет происходить при поступлении древесины на пункт хранения или переработки».

Автоматизированную информационную систему (АИС) и идентификационные карты разрабатывает госкорпорация «Росатом», поскольку у неё есть опыт в данном направлении. Размер ИК не превышает банковские или дисконтные карты. Она имеет защитные чернила, которые фактически невозможно подделать. К тому же оснащена чипом, информацию с которого можно сканировать с помощью специально разработанного приложения на обычном мобильном телефоне, причём доступ в Интернет необязателен. В настоящее время министерство лесного комплекса готовит дополнительные нормативные акты, в частности, по порядку выдачи идентификационных карт для учёта древесины. Также будет создан отдел по осуществлению контроля за пунктами приёма, переработки и отгрузки древесины.

В помощь – пожарные датчики

Далее от вопросов промышленности перешли к проблемам простых обывателей. В частности, обсудили возможности по установке автономных пожарных извещателей с GSM-модулями в домах людей с ограниченными возможностями здоровья, ветеранов, одиноких пенсионеров, многодетных и малообеспеченных семей. Таких жителей усть-илимского района, находящихся в «группе особого внимания», на сегодня определено 76.

Иван Никитченко, начальник отдела надзорной деятельности по городу Усть-Илимску и Усть-Илимскому району, озвучил неутешительную статистику за пять лет в масштабах нашего региона:

«На пожарах в деревянных строениях жилого сектора погиб 941 человек, что составляет порядка 80 процентов от всех летальных случаев по причине возгораний. В основном погибали люди из наименее защищённых и социально неадаптированных слоёв населения. А именно – свыше 400 человек из числа безработных, 604 пенсионера, 11 инвалидов и 97 детей. Наиболее тревожная обстановка с гибелью людей по-прежнему остаётся в сельской местности, так как если в городе люди гибнут, в среднем, на каждом 16 пожаре, то в сельской местности уже каждый 10 пожар имеет печальные последствия».

По словам специалистов, избежать страшных трагедий должны помочь автономные пожарные извещатели. Громкий сигнал устройства способен и разбудить уснувшего курильщика, и напомнить хозяйке о забытой на плите пище. Оно реагирует на дым, пар ещё на стадии возгорания, когда потушить огонь можно подручными средствами, вылив стакан воды, накрыв плотным покрывалом или засыпав землёй из цветочного горшка.

«Дымовые извещатели нового типа – ноу-хау противопожарной безопасности. Они позволяют с помощью GSM-модуля передавать информацию о пожаре в жилом помещении на шесть номеров телефонов любых операторов связи, – пояснил Иван Никитченко. – В первую очередь сигнал приходит на Центральный пункт пожарной охраны и Единой дежурно-диспетчерской службы, а также владельцу жилого помещения, к примеру, матери или отцу, которые, безусловно, заинтересованы в минимизации материальных потерь и тем более сохранении жизни своих родных. Прибор прост в использовании, к тому же его технические возможности позволяют проводить автоматическую диагностику и самостоятельно следить за уровнем запылённости оптической камеры. В случае загрязнения датчик подаст жильцам дома сигнал. На одной батарейке извещатель проработает три года, а полный срок службы – 10 лет. При этом стоит прибор относительно недорого – около 4 тысяч рублей. И больше не требует никаких денежных затрат».

При всех положительных моментах есть здесь и минус – установить приборы в домах с «риском» предлагается муниципалитетам за свой счёт, что вызвало волну негодования. По словам глав поселений, у них едва хватает средств покрывать текущие расходы и хоть как-то держаться «на плаву». Но поскольку в каждом отдельном селе подобных семей не так уж и много, сельским чиновникам предложили обратиться за материальной помощью в управление соцзащиты или же к меценатам.

О минполосах, свалках и рыбаках

Не менее бурно, чем предыдущий вопрос, обсуждали и тему обеспечения пожарной безопасности самих посёлков. Главы отметили, что каждый год их поселения сталкиваются с одними и теми же проблемами: не работают должным образом системы оповещения населения, минерализованные полосы вокруг посёлков сделаны, что называется, для отписки.

Владимир Ступин рассказал, как несколько лет назад в Бадарминске, недалеко от посёлка, горела трава: «Мы развернули средства пожаротушения. Думаем, ну, через полосу огонь не перейдёт, а он перескочил. Ни для кого не секрет, что огонь перелетает на 100-150 метров, поэтому ширина полосы в 15 метров — это ничто. Если мы хотим полноценно защищать посёлки, нам надо подготовиться. Есть проблемы и по источникам наружного водоснабжения. Понятно, что подготовкой к пожароопасному периоду должны заниматься главы поселений, но без финансового обеспечения и помощи администрации района нам не обойтись».

Его коллеги из других сёл добавили, что несанкционированные свалки также доставляют немало проблем. Рядом с ними нет ни минерализованных полос, ни опашки. Свалки нередко горят, и огонь с них также может перекинуться на жилые дома поселений. А ещё хлопот добавляют нерадивые рыбаки, которые сходят на берег, жгут костры и уплывают, оставив их непотушенными, что зачастую становится причиной нешуточных возгораний. И здесь полезным было бы участие самих жителей в охране общественного порядка. Однако, как отмечают специалисты надзорных органов, пока активность наших граждан очень низка – в составе добровольной народной дружины района сегодня состоит чуть больше 10 человек.

Так или иначе, в Главном управлении МЧС России по Иркутской области планируют уже к середине марта на всей территории Приангарья ввести особый противопожарный режим. А Усть-Илимский район – таёжный, поэтому здесь, как нигде, люди должны понимать: с огнём шутки плохи.

Марина Кирьянова, «Вечерний Усть-Илим»

Комментарии

Ваше имя:

Сообщение:

Комментариев пока нет