Юные Усть-Илимские исследователи вернулись с победами из Иркутска

В книге «Черты будущего» великий фантаст Артур Кларк сформулировал так называемые «законы Кларка», в соответствии с которыми развивается современная наука. Один из них гласит: «Единственный способ обнаружения пределов возможного состоит в том, чтобы отважиться сделать шаг в невозможное». И этот шаг сделали юные устьилимцы, для которых собственные открытия совсем не фантастика, а реалии нынешнего дня. Эти маленькие «кулибины» за считанные секунды могут определить, из чего сделаны предметы, или заставить двигаться робота. В канун нового года ребята презентовали свои научные труды на региональных интеллектуальных соревнованиях «Шаг в будущее, Юниор!» и вернулись домой с наградами. Чем наши школьники сумели удивить и покорить областное жюри, расскажем ниже.

Их возраст – от семи до семнадцати лет. Юные гении, пока ещё за руку с учителями, делают "первые шаги на научную почву". Заявить о себе и раскрыть потенциал таким вот маленьким учёным помогает всероссийская программа «Шаг в будущее», которая реализуется Московским государственным техническим университетом им. Н.Э. Баумана, при участии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова и других ведущих ВУЗов страны. Четверть века эта программа помогает растить для России способных молодых людей, всерьёз занимающихся исследованиями и инженерным делом. В перечень её интеллектуальных соревнований включены олимпиады, форумы, конференции и выставки научных достижений. Главная цель всех мероприятий – отличить талант от обычной детской любознательности и уже сейчас предоставить потенциальным научным работникам современные, взрослые площадки для открытий. Каждый год тысячи мальчишек и девчонок со всех уголков нашей страны со своими проектами сами становятся настоящими открытиями. В их числе оказались и наши школьники. Восемь усть-илимских ребят сумели доказать важность и нужность своих научных разработок на муниципальном этапе программы и отправились защищать честь родного города в Иркутск. В конце декабря минувшего года более 200 участников съехались в областной центр из разных уголков Приангарья: из Ангарска, Саянска, Шелехова, Усолья-Сибирского, Черемхово, Зимы, Тулуна, Братска, Усть-Илимска и Боханского района. Впервые на региональных интеллектуальных соревнованиях наряду с учащимися старших классов свои исследовательские работы представляли младшие школьники 1-4 классов. На конференции работало 17 секций: окружающий мир, история и краеведение, культурология, социология и психология, филология, лингвистика, математика и информатика и многие другие. В составе экспертных групп трудились кандидаты наук, доценты кафедр и аспиранты Иркутского национального исследовательского технического университета, Педагогического института Иркутского государственного университета, работники музея истории города Иркутска им. А.М. Сибирякова.

Сама научно-практическая конференция длилась несколько часов, при этом каждому школьнику отводилось на защиту работы до 10 минут. За это время будущий учёный должен был объяснить аудитории проблему и тут же её решить, предлагая аргументы в форме, способной убедить и заинтересовать членов жюри.

Удивительно, как дети подходят к тому, что взрослые называют инновациями! Например, Александр Богатый (город Саянск) из 5 класса задался актуальным зимним вопросом: возможна ли бесконтактная уборка кровли зданий? Он разработал электроимпульсный прибор, удаляющий наледь и сосульки с карнизов крыш. А одна из самых маленьких участниц, второклашка Ольга Оганова из Тулуна, задумалась об экономии. Она попробовала создать акварельные краски из растений родной природы, а не экзотической. Конечно, ей что-то подсказали, но сама она чётко понимает, что создаёт доступный продукт. Восьмиклассник Илья Жуков (город Иркутск), имеющий за спиной четырёхлетний опыт изготовления хлеба в домашних условиях, поставил перед собой очень сложную задачу: создание диетического продукта с заранее заданной пищевой ценностью. Светлана Осокина (город Нижнеудинск) из 7-го класса захотела найти экологически чистые элементы питания из биомассы фруктов и овощей. Она считает, что это принципиальный способ изменить отношение к получению энергии и одновременно с пользой для дела избавиться от отходов.

Усть-Илимские школьники также представили на суд жюри уникальные работы. Так, ученица седьмого класса школы № 15 Евгения Шелягина продемонстрировала устройство для автоматической подачи корма нашим домашним питомцам. «Когда к самодельной конструкции подходит животное, срабатывает датчик, открывается задвижка, и насыпается корм, а затем крутится миксер для того, чтобы корм не засорялся, и задвижка закрывается. Если честно, на призовое место я не рассчитывала, а получила диплом 1 степени. Приятно, что моё изобретение так высоко оценили эксперты. Хотя изначально я просто хотела помочь своей любимой кошке», – рассказывает Женя. Стоит отметить, что любители животных были от изобретения в восторге, потому что многим из них не раз приходилось оставлять питомцев дома на несколько дней.

Восьмиклассник Иван Клименко из 12-ой школы на конкурс представил мобильное приложение для велосипедистов. Компьютерную разработку парня отметили дипломом второй степени. «Есть какие-то велоприложения, велотрекеры, что для «айфонов», что для «андроидов», которые считают пройденное расстояние, скорость, но не могут ответить, где покататься на велосипеде в таком-то городе. Подобных приложений нет, и я решил попробовать что-то сделать своими силами», – рассказал Иван.

Ученица восьмого класса школы №8 Мария Черношвец в своей научной работе коснулась сразу двух научных дисциплин – математики и биологии. «Несмотря на то, что людей на нашей планете огромное количество, мы не являемся здесь хозяевами как таковыми. Почему? Потому что в повседневной жизни человека окружает множество микроорганизмов. Большинство из них – это вирусы и бактерии, в том числе смертельно опасные. С точки зрения биологии про них много чего известно. А вот со стороны математики – не очень. К примеру, мало кто знает, что скорость размножения вирусов зависит от их геометрической формы, размера, строения – количества сфер, спиралей, граней. Я провела несколько опытов по выращиванию колоний вирусов и затем на их основании сделала собственные математические расчёты. Эти вычисления можно использовать в медицине, в частности, предотвратить увеличение количества вредных паразитов. Международная группа учёных при активном участии российских коллег сегодня занимается математическим моделированием вируса иммунодефицита человека, что поможет остановить распространение таких страшных заболеваний, как СПИД, рак. Поскольку в будущем я планирую связать свою профессию с врачебной деятельностью, меня заинтересовала эта область». Маша не только разговаривала с жюри на языке сухих цифр и научных терминов, но и представила макеты самых распространённых в мире вирусов и бактерий, сделанные своими руками. Её работу эксперты отметили дипломом первой степени. «Как тебе удаётся совмещать учёбу в школе с исследовательской работой?» – поинтересовались мы у девочки. «Я рационально распределяю своё время, поэтому его хватает на всё. И учиться хорошо, и отдыхать. Исследовательская работа мне не мешает, а помогает расширять кругозор», – пояснила Мария.

Ещё один восьмиклассник, Алексей Елистратов из школы №5, не первый раз принимает участие в федеральной программе «Шаг в будущее». Весной прошлого года юный изобретатель стал обладателем диплома первой степени на выставке технических достижений «Шаг в будущее» в Москве, где представил публике своего многофункционального робота-помощника. Он пылесосит, моет, точит карандаши, открывает консервные банки, у него два режима управления – автономный и дистанционный. На областной же конференции молодой человек презентовал жюри нового робота-парикмахера, за что и получил диплом третьей степени. Изобретением сложных «дронов» мальчик занимается третий год, за это время уже успел сделать несколько интересных, а главное, полезных предметов. Проектирование занимает всё свободное время подростка. Алексей признаётся, что ещё несколько лет назад он и подумать не мог, что всерьёз увлечётся робототехникой. А в начале пятого класса школьникам надо было выбрать предмет дополнительного образования. И юношу из предложенного перечня предметов заинтересовала робототехника. «Почему в этот раз я представил робота-парикмахера? Просто хотелось удивить жюри, ведь такого изобретения, насколько я знаю, ещё нет в мире. Оно представляет собой платформу и дугу, к которой я прикрепил несколько машинок для стрижки, которые двигаются в нескольких плоскостях. Как он работает? Помещаешь над головой, задаёшь команду, и он стрижёт. Поскольку геометрия головы у каждого человека индивидуальна, я запрограммировал прибор так, что он способен подстраиваться под нужную ширину, и высота насадок при этом тоже регулируется. Своё изобретение я опробовал на школьном программисте. Он вроде бы остался доволен стрижкой, которую ему сделал мой робот», – улыбается Алексей. Мальчик рассказал, что его конкурсные роботы живут всего год, до следующего проекта. Дело в том, что в роботах школьник использует элементы конструкторов LEGO Mindstorms, которые стоят весьма недёшево. Поэтому, чтобы сделать что-то новое, предыдущее изобретение приходится разбирать. Сейчас Алексей готовится к очередной поездке в Москву. В стенах МГТУ имени Баумана уже весной вновь пройдёт форум изобретателей, и мальчика пригласили стать его участником.

Мы же, в свою очередь, поздравляем всех ребят с победами и желаем им дальше развиваться, учиться, творить, не сходить с избранного пути и делать наш мир лучше.

Марина Кирьянова, «Вечерний Усть-Илим»

Комментарии

Ваше имя:

Сообщение:

Комментариев пока нет