В Картинной галерее открылась экспрессивная выставка «Новая реальность»

Мы привыкли видеть повседневную жизнь такой, какая она есть, и даже не задумываемся о том, что может быть иначе. Утром, спеша на работу, мы видим один и тот же городской пейзаж, нам встречаются одни и те же люди, окружают привычные предметы. Возможно, нам не хватает времени посмотреть на жизнь и вещи совсем под другим ракурсом, найти хотя бы минуту для полёта своей фантазии. Да и когда фантазировать? Современный мир буквально «кипит» заботами, заставляя с головой погружаться в бытовые дела.

И всё же человек устроен так, что ему необходимо познавать что-то новое, неизведанное – то, чего так не хватает в повседневной реальности. Одни ищут интересную информацию на просторах Интернета, другие отправляются в далёкие страны, а третьи приходят в музеи и на выставки. Вот и в нашей городской Картинной галерее недавно открылась удивительная экспозиция, на которой представлена знаменитая коллекция работ художников студии Э. Белютина с выставки «Новая реальность».

Данная коллекция художественных работ, появившаяся в фондах Картинной галереи в 1994 году, является, пожалуй, одной из самых абстрактных и экспрессивных. Она не только способна оторвать зрителя от привычной реальности, но и открыть перед ним непостижимый, колоритный, загадочный мир. Мало того, данная экспозиция, несомненно, представляет собой и историческую ценность.

Элий Белютин – советский художник-авангардист, ученик Аристарха Лентулова и член известного в XX веке объединения художников «Бубновый валет», – был одним из немногих, кому удалось в середине 60-х годов организовать студию профессиональных художников, желающих обучаться «неакадемическому» искусству. Все холсты и произведения его последователей отличались от привычной по тем временам «соцреалистической» живописи. Главной задачей нового творчества становится раскрепощение эмоций, отказ от унылого натурализма, канонов и «правильного рисунка».

Подобный метод даёт толчок к мощному творческому процессу. А привычный мир на полотнах мастера преображается в «Новую реальность», основанную только на чувствах и переживаниях своего автора. Видимо поэтому, глядя на работы «студийцев», невозможно проанализировать процесс создания произведений, они, как живой организм, где всё взаимосвязано, закономерно, соподчинено, а каждая деталь выполняет свою определённую роль. Уникальность таких картин состоит ещё и в том, что повторить в точности созданный шедевр невозможно, потому что переживание сюжета и его исполнение происходят одновременно.

Несмотря на то, что в студии Э.Белютина трудилась большая группа талантливых мастеров (многие из которых, кстати, входили в состав Союза художников), к новому направлению в искусстве советское правительство отнеслось критично. В конце 1962 года в Манеже (г. Москва) в честь 30-летия Московского отделения Союза художников прошла большая выставка, в которой «белютинцы» приняли участие. Экспозицию посетил Никита Сергеевич Хрущёв, который после знакомства с картинами художников заявил: «Советскому народу такая живопись не нужна! На радио, на телевидении, в печати – всех поклонников подобного творчества выкорчевать!»

Около тридцати лет Министерство культуры СССР старательно игнорировало сам факт существования большого сообщества талантливейших людей. После скандала в Манеже заниматься подобным искусством в столице стало попросту небезопасно. Единственным прибежищем для художников на долгие годы стала мастерская-дача Э. Белютина в нетронутом абрамцевском лесу. От первой зелени до золотистой осени здесь из года в год работали десятки мастеров. Выставки устраивались тут же, под открытым небом. А в фондах студии скапливались сотни картин, скульптуры и ансамблевые композиции. На рубеже 1990-1991 гг. «белютинцы» вновь приняли участие в выставке в Манеже. На сей раз 400 художников представили около тысячи работ, сотни из которых разошлись по музеям России и стран СНГ, США, Венгрии, Кипра, Англии, Франции, Польши.

Теперь несколько работ «студийцев» могут порадовать и усть-илимского зрителя. В коллекции графики «белютинцев», представленной в городской Картинной галерее, находятся произведения, созданные в период с 1958 г. по 1978 г. Экспозиция состоит из 20 работ 11-ти художников-авангардистов: Булдакова В.В., Кирилловой Л.А., Левянт Н.З., Мустерман Ю.В., Некрасовой С.Р., Преображенской В.И., Радкевич Е.А., Скопова Ю.М., Тёр-Гевондян Т.Р., Филипповой М.В., Шмелёвой И.Н. Большая часть полотен носит эскизный характер, но это нисколько не уменьшает их ценности.

Картины, на первый взгляд такие отличные друг от друга, на самом деле имеют под собой единую основу, объединены общими принципами. В них одновременно сочетаются и разнообразные материалы, и барельеф (новое прочтение пространства, передающее эмоциональную среду), и необычная фактура. Все изобразительные средства, которыми владеет художник, направлены исключительно на то, чтобы усилить воздействие произведения на гостей экспозиции. Это могут быть пятна краски или тона, рисунки линий, не повторяющие контур предмета, и именно в них заложены конкретные переживания, мысли и ощущения живописца. Поэтому вовсе не удивительно, что любая работа, представленная на выставке, получает у зрителей эмоциональный отклик. А некоторые картины просто приводят в восторг! Одним из таких необычных полотен является колоритный эскиз Булдакова В.В. «Старость». Первое, что бросается в глаза, – это экспрессивное буйство красок! Здесь нет чётких предметов, главных линий. Художник выражает свои ощущения яркими, сочными и большими мазками, которые резко перетекают друг в друга и в то же время завораживают игрой цвета. В центре абстрактной композиции изображена пожилая женщина. Но автор ненавязчиво даёт зрителю лишь намёк на этот таинственный силуэт. Сквозь яркие мазки и динамичные цветовые пятна проступают едва заметные черты лица, контур натруженных рук. В общем, если посмотреть на полотно со стороны, создаётся впечатление, что художник подобрал для работы неправильное название. Настолько уж она энергична и жизнерадостна. Лишь какие-то едва уловимые детали, выраженные в чёрно-белых элементах, указывают на то, что перед нами всё-таки изображён человек почтенного возраста.

Бурю эмоций и творческих споров на выставке также вызвала экспрессивная работа Скопова Ю.М. «Портрет». По сути, этот эксцентричный набросок является ярким примером настоящей «неакадемической» живописи. В нём нет и намёка на постановочный рисунок, не выражено ни одной силуэтной линии. Всё, что на нём изображено, настолько абстрактно, неуловимо и непривычно, что у любого смотрящего на эскиз тут же включается фантазия. Кто изображён на полотне? Мужчина? Женщина? Или ребёнок? Разгадывать эту загадку можно бесконечно, и каждый раз, возвращаясь к просмотру картины, есть вероятность увидеть что-то новое, недосказанное, заметить какую-нибудь интересную деталь.

Немало зрителей собрало вокруг себе и необычное произведение Мустерман Ю.В. «Цветы». В отличие от других работ, представленных на выставке, на этом живописном холсте уже можно увидеть хоть что-то знакомое из привычной реальности. Например, разглядеть элементы постановочного натюрморта, драпировки, почувствовать плоскость и перспективу, уловить силуэты отдельных предметов, таких как ваза или стакан. А вот сами цветы автор постарался изобразить в виде абстрактных фигур. Такое сочетание привычного и необычного в одном произведении вызывает у зрителя настоящий шок! Картина буквально гипнотизирует, заставляя разглядывать её часами.

Покорил сердца публики и удивительный набросок Левянт Н.З. – «Старый актёр». Здесь главным изобразительным средством служит контур и линия, огромную роль играет и цветовой акцент. Это не просто портрет пожилого человека, а настоящий философский ребус, поскольку отдельные элементы художественного образа резко противоречат реалиям повседневной жизни. Например, художник изобразил кисти рук актёра в разной цветовой гамме, используя фиолетовый и оранжевый цвет. Ну где ещё можно увидеть такое? И опять в голове возникает много вопросов: почему автор выбрал именно тот или иной цвет и форму? Что он хотел этим сказать?

Но, пожалуй, самой таинственной и загадочной работой экспозиции можно смело назвать коллаж Преображенской В.И. «Мастерство». Это произведение исполнено в смешанной технике: мазки краски соседствуют с тонкими графичными штрихами, а в плоскость и пространство композиции гармонично вписаны обрывки газет. В центре холста изображён странный сюжет: небольшую человеческую фигурку, словно неведомая сила, обнимает огромная серая тень. Вся картина выполнена в серо-чёрной и коричневой гамме. Когда смотришь на неё, в душе просыпается чувство тревожности, зритель будто предчувствует, что эти двое, изображённые на полотне, замышляют что-то преступное, такое, что противоречит нормам морали.

Сказать, что выставка произвела на меня неизгладимое впечатление – это не сказать ничего. Оказаться за гранью привычной реальности благодаря искусству всегда интересно. Ведь именно в чём-то новом мы открываем для себя больше ярких красок, а значит, способны раскрасить и обогатить свою повседневную жизнь.

Екатерина Вежливцева, «Вечерний Усть-Илим»

Комментарии

Ваше имя:

Сообщение:

Комментариев пока нет