Меня вырастил и воспитал Усть-Илимск

Николай Савотин

Я, уроженец Калужской области, в начале апреля 1966 года приехал за романтикой и туманом в город Братск и был направлен на строительство трассы Братск-Усть-Илимск в СМУ-3 Управления строительства Усть-Илимской ГЭС в посёлок Седаново. За СМУ-3 был закреплён участок трассы с 50 по 135 километры. 8 апреля 1966 года в качестве мастера строительного участка № 2 был мой первый рабочий день. За мной закрепили участок трассы с 70 до 91 километры, то есть почти от бурной речки Бурдой до посёлка Седаново.

Меня, прибывшего из европейской равнинной части России, поразила удивительная красота Сибири с резкими контрастами, увалами, хребтами и распадками, покрытыми густой зелёной растительностью. В короткое лето тайга вдоль трассы покрывалась коврами из саранок, жарков и других растений. Выйдя рано утром на трассу, где-то рядом, в распадке, можно было услышать звуки пасущихся в осиннике или лозняке лосей.

Моими первыми наставниками при освоении азов дорожного строительства, научившими меня уважать труд людей, были удивительные специалисты, преданные своему делу: начальник участка Егор Филиппович Мареев, главный инженер СМУ Виктор Иванович Барбин, изменивший профиль дороги в лучшую сторону по сравнению с проектным, начальник СМУ Ромуальд Юлианович Букаты, относившийся ко мне с отеческой заботой. Главным движущим мотором на трассе в то время был Симон Натанович Портнов – заместитель начальника стройки УС УИ ГЭС, дневавший и ночевавший на трассе. Основными героями-строителями были молодые ребята-шофёры филиала АТУ-4 в возрасте от 20 до 30 лет, которые работали на МАЗах-205 с эмблемой зубра и несколько десятков водителей КрАЗов. Всего работников филиала было около 200 человек.

Другой отряд строителей были механизаторы: бульдозеристы, работавшие на тракторах С-100, грейдеристы и основное звено – экскаваторщики, работавшие на разных экскаваторах от маленьких до гигантов ЭКГ-4. Среди них выделялся старший машинист экскаватора ЭКГ-4 № 49 Николай Яковлевич Пурисов, участник войны, пригнавший своим ходом экскаватор на Усть-Илим. Вся техника зимой и летом базировалась на открытых площадках. Зимой в морозы 45-48 градусов ребята вставали 4 часа утра, шли на площадки, разжигали костры под картерами машин и механизмов, заводили их. И было негласным правилом брать путёвки не позднее 7 часов 30 минут утра и выезжать на рабочие места к 8 часам. Хочется отметить на строительстве трассы роль молодых самоотверженных девушек, которые работали геодезистами, рабочими геодезии и отвальщицами. Отвальщица – это человек, который в течение смены на морозе руководил отсыпкой полотна дороги, указывая шофёрам, в какое место сваливать с самосвала грунт.

На строительстве трассы шло негласное соревнование, кто больше за смену сделает рейсов. Тогда ещё не было людей, подводивших итоги и следящих за соревнованием. В конце мая или начале июня на моих глазах произошло комсомольско-молодёжное собрание с численным составом более 60 человек. А дело было в том, что в посёлке появился молодой здоровый парень с копной волос, которого стали звать Тарзан. Он получил в филиале МАЗ-205 и отработал дней десять. Однажды он пришёл к столовой и стал жаловаться окружающим, какая у него плохая машина, что он очень мало на ней может заработать, а он мечтал о хорошем заработке. Удивительно, что вся площадка оставила свои занятия, и вокруг него сомкнулось кольцо из молодых парней. Первым вопросом был: «Ты получил свою машину на ходу?» Ответ был: «Да!» «Так, следи за ней, ремонтируй в нерабочее время и зарабатывай деньги, которые зарабатывают все». Выступило человек 15, которые рассказали, как они неходовые машин сделали ходовыми и сегодня с удовольствием работают на них. Обозвав его стяжателем, приехавшим за длинным рублем, водители сказали, что они приехали сюда за романтикой, испытать себя на прочность и другими радостями жизни. Они сказали, что достроят дорогу на Усть-Илим, поедут строить дорогу на Богучанскую ГЭС. Резолюция была суровой: в течение недели покинь наш посёлок и не порти здесь воздух. Действительно, скоро Тарзан исчез из Седанова. На этом собрании я понял, какие мужественные, целеустремлённые ребята строят трассу, и с каким уважением надо относиться к ним. И ещё я тогда понял, что там, где живут и делают своё дело романтики, не место стяжателям и хапугам. Жаль, что в наше время это мнение не пользуется спросом.

Другим интересным событием на трассе была укладка экспериментальных железобетонных плит в покрытие дороги на 75 километре, придуманных инженерами «Братскгэсстроя». До их укладки было много обсуждений и предложений. В конце мая начальник СМУ вызвал меня в кабинет и сказал, чтобы я возглавил эту работу. В качестве исполнителей создали комсомольскую молодёжную бригаду во главе с комсомольским вожаком Седанова Сашей Быковым. В качестве инженерно-технических работников были привлечены Виктор Федюнин и Володя Шувалов. С поставленной задачей за два месяца наше звено справилось. Сегодня, проезжая по этому участку дороги, водители в душе благодарят нас за хорошее покрытие.

Ещё одно событие, запомнившееся мне на строительстве трассы. В летний период 1966 года верхнее покрытие полотна дороги было выполнено из мелкой диабазовой крошки, так называемой дресвы, добываемой в карьере около посёлка Седаново. После прошедших дождей она закаталась и дорога выглядела, как будто покрыта асфальтом. В это время со стороны Усть-Илима в сторону Братска ехал И. И. Наймушин. Не доехав до нас метров 40, остановилась «Волга», из неё вышел Иван Иванович, пройдя несколько шагов, наклонился, сорвал цветок и, подойдя к Ромуальду Юлиановичу Букаты, подал его ему и сказал: «Это тебе за дорогу!» Этот жест легендарного человека был равен большой награде. В это время на своём УАЗике подъехал начальник УАТ Братскгэсстроя А. А. Горлач. Не доходя до нас, он выкрикнул фразу: «Ромуальд, ты когда успел заасфальтировать дорогу? Сколько я езжу, не видел у тебя ни одного асфальтового завода». Наймушин улыбнулся и сказал: «Уметь надо!».

В мае 1967 года по рекомендации начальника СМУ-3 Р. Ю. Букаты я был переведён прорабом на Усть-Илим в СМУ «Промстрой» УС УИГЭС на строительство малого бетонного завода на участок Виктора Фёдоровича Фролова. Это был грамотный инженер, болеющий за порученное ему дело. Здесь я познакомился с настоящими рабочими со звучным названием «рабочий класс». Помню, что бригадиром был Н. Ф. Ворона и запомнились молодые девчонки из первого комсомольского отряда из Иркутска Алла Агеева и Тамара Луковникова. Здесь я проработал до декабря 1967 года и перевелся в Управление строительства гражданских сооружений. В новом управлении, занимавшемся строительством гражданских сооружений, мне пришлось принимать участие на правах генподрядчика в строительстве двухэтажных деревянных домов по улице Братская. Я принимал участие в строительстве кинотеатра «Родник», начинал строительство пионерлагеря «Лосёнок», заканчивал строительство посёлка из сборных блоков УГПД, строительство комплекса «Ёлочка», ресторана «Лосята», спортзала.

Здесь я познакомился с замечательными работниками: начальником участка Эммой Михайловной Марченко, прорабами Ниной Ивановной Кравцовой, Григорием Павловичем Сигачёвым, мастерами Тамарой Ивановной Изотовой, Галиной Ивановной Коноваловой, зам.начальника ПТО СМУ Марией Михайловной Федотовой и начальником отдела Сталиной Борисовной Трушиной, занимавшейся сдачей объектов в эксплуатацию.

Помню бригадира-знатока своего дела А. И. Терёхина. У всех этих людей я учился грамоте строительного производства, за что им очень благодарен. За это время я познакомился с людьми, целеустремленно идущими к намеченной цели и научившими меня смотреть вперёд и выполнять поставленные задачи в срок и с хорошим качеством.

При переводе прорабом в СМУ-2 основных сооружений я познакомился с начальниками участков Юрием Николаевичем Лобановым, Евгением Ивановичем Клюевым, Владимиром Петровичем Казмирчуком, Львом Николаевичем Левиным, Иваном Павловичем Казимирёноком, Евгением Петровичем Назаренко, прорабами Анатолием Ивановичем Савченко, Николаем Павловичем Омшиным, Анатолием Петровичем Кожухарь и многими мастерами-молодыми специалистами. Мне посчастливилось работать с замечательным человеком – бригадиром Михаилом Мелентьевичем Барановским, впоследствии награждённым орденом трудового Красного знамени. Особое место занимает знакомство с начальником СМУ-2 ОС Иваном Александровичем Ковановым, впоследствии ставшим главным инженером «Братскгэсстроя». Девизом этого человека было выполнить поставленную задачу, побеждая все возникающие на пути трудности. В 1972 году я познакомился с выдающимся, своеобразным, знаменитым орденоносцем, заслуженным энергетиком Советского Союза и очень скромным в жизни человеком, начальником участка СГЭМ Николаем Васильевичем Затовским, руководившем сборкой турбин и генераторов Усть-Илимской ГЭС.

Строительство плотины было отработанным механизмом. Очень запомнился предпусковой период сдачи первых трёх агрегатов в эксплуатацию октябрь-декабрь 1974 года. Природа испытывала строителей ГЭС на прочность. С начала октября и до конца декабря повседневно стояли морозы от 45 до 48 градусов. А этот период был завершающим в подготовке плотины к пуску первых агрегатов. Это были героические дни для всех рабочих, механизаторов, крановщиков, геодезистов и ИТР. Невзирая на все выпавшие на долю строителей испытания, три агрегата Усть-Илимской ГЭС в конце декабря 1974 года дали ток в систему Сибири. Запомнился торжественный митинг строителей на монтажной площадке ГЭС при температуре минус 47 градусов.

Ощущая нехватку жилья для работников СМУ, Иван Александрович Кованов добился разрешения на строительство восьми подъездов пятиэтажного панельного дома № 114. Талант хорошего организатора работ на строительстве этого дома проявили бригадир монтажников М. М. Барановский, бригадир плотников В. И. Коломийцев, бригадир отделочников В. Н. Якимкин, которому впоследствии было присвоено звание «Заслуженный строитель Российской Федерации». Собранные из основных бригад трудолюбивые рабочие в короткие сроки освоили тонкости работы плотников, столяров, отделочников по отделке квартир, в которые после сдачи дома в эксплуатацию заселились сами. Особо хочется отметить в организации трёхсменной работы по монтажу железобетонных панелей стен и перекрытий дома роль бригадира М. М. Барановского, прораба Т. И. Мясниковой и мастера В. Н. Орлянинова. Строительство этого дома многому научило меня в освоении азов строительной профессии, дало жизненный опыт для дальнейшей работы на Усть-Илиме.

В августе 1978 года я был переведён в Управление строительства лесосырьевой базы главным инженером СМУ-2. Работая в этом подразделении, я принимал участие в строительстве и сдаче в эксплуатацию объектов ЛПК, компрессорной станции и ТЭС целлюлозного завода, цеха извести, а также комплексов РМЗ и ОАХ. В этот период я познакомился с руководителями с большой буквы Петром Тимофеевичем Иродовским, заместителем начальника по производству УСЛСБ и начальником УСЛСБ Виктором Алексеевичем Ванеевым, в дальнейшем начальником УС УИ ГЭС. Запомнился своей коммуникабельностью старший диспетчер УСЛСБ Иван Моисеевич Месникович.

Хочется затронуть тему отдыха трудовой молодёжи. Романтики-строители своё свободное время посвящали общению с красотами сибирской природы. В 1968 году организовались 4 туристические группы: «Отцы и дети» во главе с Василием Печковским, «Глухари» во главе с Сашей Микушиным, «Зайцы» и «Кинь печаль», состоящая из молодых специалистов, прибывших на строительство Усть-Илимской ГЭС. В походах на выходные дни эти группы разрастались от 20 до 50 человек. Назову костяк группы «Глухари», организованной в 1968 году: руководителем группы стал коммуникабельный человек Александр Микушин, членами группы стали Сергей Башуров, Володя Дедюля, Валентина Колоскова, Нина Кравцова, Тамара Изотова, Ирина Башурова, Галина Коновалова, Света Трухина, Т. Иванникова, Виктор Семухин, Олег Дегальцев, Анатолий Фищев, Ольга Колмыкова и я, Николай Савотин.

Наша группа имела свой флаг с эмблемой головы глухаря и свой гимн. Большинство членов группы не только хорошо изучили окрестности Усть-Илима, но и побывали в походах по Кавказу, горам и городам Средней Азии, побывали на Камчатке. Раз в год в летнее время на экзотических полянах Усть-Илима проходили туристические слёты, на которые приезжали туристы из Братска. Одновременно на слёте собирались до 200 туристов. Во время слётов проходили соревнования по ориентированию, преодолению полосы препятствий, по разжиганию костра, футболу и многое другое. Заканчивались слёты песнями у ночного костра. Однажды нас спросили: «Зачем, ребята, вы ходите в походы?» Я ответил: «Затем, чтобы увидеть на берегу Малой Яросамы в утренних лучах солнца море жарков с серебряными каплями росы». В нашей группе сменялись поколения туристов, и она жила до восьмидесятых годов.

Я благодарен Усть-Илимску, в котором прошла вся моя сознательная жизнь, в которой я познакомился с настоящими героями, освоившими этот глухой край, хоть они и не считали себя героями.


Книга «Легенды Усть-Илимска». Глава 6. Мой Усть-Илимск.

Н. Савотин. Меня вырастил и воспитал Усть-Илимск

Комментарии

Ваше имя:

Сообщение:

Комментариев пока нет