Легендарный переход на лыжах!

Светлана Лефлер

4 марта 1978 года состоялся лыжный поход в Кодинку, с целью передачи эстафеты трудовым коллективам Богучанской ГЭС от строителей Усть-Илимской ГЭС!!!

В легендарном походе участвовал мой папа – Юрий Викторович Лефлер.

Я выросла на его рассказах:

- Первоначально идея зимнего похода на Богучаны родилась в турклубе «Лосята», который располагался в левобережной части города. Решили пройти лыжным маршрутом через тайгу от посёлка Кеуль до устья реки Ковы, а дальше до Кодинки.

Идея очень понравилась и стали собирать группу, снаряжение, тренироваться, делать контрольные выходы. Почти сразу к идее подключился комитет ВЛКСМ строительства УИ ГЭС, в лице его председателя – В. Зайцева и помощника председателя – Ю. Казимирова. Решили оформить поход как передачу эстафеты от строителей комсомольцев Усть-Илимской ГЭС – строителям комсомольцам Богучанской ГЭС.

Мы должны были передать наказ, красное знамя, вымпелы, значки, рассказать об успехах молодых строителей Усть-Илимской ГЭС. Готовилась большая концертная программа. Большую помощь практическими советами в подготовке этого похода оказали нам члены турклуба: Валентин Рукавишников, Василий Маров, Саша Предигер и другие ребята. Практически весь турклуб участвовал в подготовке похода. С песенной подборкой очень помог Лев Гершанович, известный исполнитель и гитарист. Подготовка была очень серьезная, учитывались всякие мелочи, ведь идти предстояло через зимнюю тайгу, неся в рюкзаках всё необходимое.

Определились с составом группы. Возглавлял наш поход сварщик СМУ-2 ОС – Виктор Шуткин. Так же в состав группы вошли: Юрий Лефлер, Жора Деменщенок, Борис Аверкин и две Татьяны.

Состав группы определялся количеством мест в палатке. Шесть человек и ни одним больше. Готовы были к середине февраля. Но тут морозы зарядили под тридцать градусов, пришлось ждать, пока спадут. Прождали погоды две недели и, наконец, 4 марта 1978 года состоялся старт нашего перехода! Провожали нас, как ребята из турклуба, так и представители комитета комсомола. Погода стояла солнечная, мороз минус 25, бодренько так. Мы загрузились в автобус, который отвез нас к месту старта – в трех километрах от посёлка Кеуль. Отсюда мы пошли на запад и по всем расчётам должны выйти в устье Ковы. На отрезок пути по Иркутской области с границей по реке Ёдарма у нас была отличная карта, которую нам достал «старый» турист Василий Печковский. А вот дальше в Красноярском крае нам нужно было идти только по солнышку и компасу. Вес рюкзаков был приличным. У мужиков доходил до 45 килограммов, у девчонок под 30.

Первый день мы шли всего четыре часа и еще засветло начали обустраивать лагерь для ночёвки, заготавливать дрова, ставить палатку. В палатке у нас была маленькая печка, которую топили всю ночь. Поэтому с первой ночи было распределено дежурство по два часа и так до конца похода. Предпоследний дежурный должен был развести костер на улице и натопить два котелка воды на завтрак. Последний дежурный готовил завтрак и производил подъём. После завтрака собирались и выходили на маршрут.

Снегу в тайге было по пояс. Шли на широких охотничьих лыжах, то и дело проваливаясь по колено. Шесть человек идут один за другим. Первый тропит лыжню по целине ровно 10 минут, затем смена. Зато последний идет по укатанной лыжне и отдыхает. Первые дни было очень тяжело, пока не втянулись в работу, затем всё встало на свои места.

8 марта у нас была днёвка. Вечером 7 марта мы вышли на зимовье, что стоит на притоке Ёдармы. Зимовьюшка была небольшая, но места всем хватило, и мы решили, что здесь можно отдохнуть целый день. Отсыпались, занимались мелким ремонтом, а вечером накрыли праздничный стол. Кроме общих продуктов каждый из нас, не говоря другим, нес: сгущенку, конфеты, шоколад, печенье. Поздравили наших девчонок песнями, вкусным ужином и преподнесли сюрпризы. Праздничный вечер – удался!

А на утро опять сборы и в путь. Днём останавливались на обед-перекус. Кипятили чай, отрубали замороженную колбасу, кололи по кусочку замерзшего масла, и все это вместе с сухарями и было у нас обедом. В следующий раз мы вышли на зимовье на пятый день после дневки. Это была база заготовителей с вертолетной площадкой и складами. Располагалась она в верховьях Ёдормы, почти на водоразделе Ёдарма – Кова. На самом высоком месте стоял триангуляционный знак, или по-другому – геодезический. Ну, конечно, мимо мы пройти не могли. Остановились и полезли наверх. С верхней площадки открывался чудесный вид, куда не глянешь – тайга до горизонта, а там сливается с небом. Вот тут мы поняли, почему она голубая-голубая.

Перевалили водораздел и начали потихоньку спускаться. Идем также на запад, ориентируясь в основном по солнышку и компасу. Живого почти не наблюдается, за весь поход один раз видели сохатого, что пробирался по противоположному склону распадка. Два дня наблюдали следы росомахи, что пересекала нашу лыжню, кругами ходила, но нам не показывалась.

Прошли уже 2/3 пути, стала накапливаться ходовая усталость, психологически становилось тяжелее переносить свою оторванность от людей. Закончились сухари, да и остальных продуктов заметно поубавилось. Одно хорошо, чем дольше идем, тем легче рюкзаки становятся, да и погода, как по заказу. Небольшой морозец: 8-10 градусов, солнышко, на небе ни тучки.

Чувствуется, что идем под уклон, спускаемся к реке. Прошли большое болото, целый день по нему шли и вышли к зимовью. От этого зимовья шла санная дорога. Определили по направлению, что она выходит на Ангару. Вечером решали куда идти: то ли в устье Ковы, то ли к Ангаре. Устали все сильно, правда, никто не признавался. Но когда появилась возможность облегчить наш путь и выйти к людям, решили выходить на Ангару. Заканчивался 16 день похода, а впереди было еще два дня по санной дороге до окончания нашего лыжного пути. Утром, почти с праздничным настроением, встали на лыжи.

По накатанной санной колее, да ещё и под горку, красота, только успевай палками толкаться. Наши Татьяны убежали вперед, а мы вчетвером шли сзади. Выскакиваем из-за поворота, а там... лошадь!!!

И стоят наши девчонки, гладят ее по морде, а у самих слёзы текут. Все, вот теперь они поверили, что мы уже выходим к людям.

Местный охотник поднимался нам навстречу на санях, ехал к себе на зимовье. Вот он нам и рассказал, что остался один переход до Ангары. Вечером мы остановились на ночевку в зимовье, а на следующий день уже после обеда вышли в деревню. Дальше, уже все проще. По зимнику, что проложен по Ангаре, добрались до Кежмы, а оттуда самолетом до Кодинки.

В самой Кодинке встретились с комсомольцами, передали им флаг, вымпелы, значки, фотографии. Рассказали, как живём, работаем, отдыхаем. Вечером был дан концерт, мы не столичные артисты, но принимали наше выступление очень тепло! После концерта ребята с девчатами пригласили нас на посиделки. Уже в неформальной обстановке, за чашкой чая, проговорили и пропели песни почти всю ночь.

А утром собрались в путь на Усть-Илим. Выезжали домой мы на автомашинах АТУ-9, что возили продукты на Кодинку по зимнику. Возвращение в Усть-Илим заняло у нас больше суток, но это уже другая история.

Книга «Легенды Усть-Илимска». Глава 2. События в истории родного города.

С. Лефлёр. Легендарный переход на лыжах!