Жизнь в кредит или Как вещи управляют людьми?

На днях зашла «на огонёк» к своей подруге Светлане, с которой знакома уже очень давно. Несмотря на то, что она старше меня лет на двадцать пять, между нами завязалась большая и крепкая дружба. Мне было приятно иметь такого опытного человека в своём окружении, а моей приятельнице нравилось мне помогать, давать какие-то житейские советы и делиться со мной секретами.

Всё было как всегда. Я принесла тортик, мы накрыли на стол и сели пить чай, и вдруг в квартире раздался телефонный звонок. Услышав его, моя подруга подскочила со стула, её словно обдало жаром, руки нервно затряслись, а в глазах появилось смятение и паника. Какое-то время она не знала, что делать – ответить на звонок или продолжать сидеть на месте. Было видно, что она боялась подойти к телефону. Но что или кто мог так её напугать?

Как только телефон умолк, она с облегчением вздохнула, отпила немного чаю, но тут зазвонили снова. От этого звука у женщины выскользнула из рук кружка. Моя подруга сняла трубку. Разговор, которого она так боялась, всё же состоялся. Звонивший представился работником банка и поинтересовался, не знает ли Светлана некоего гражданина, фамилию которого расслышать в трубке было просто невозможно, в телефоне постоянно что-то потрескивало и шумело. Было ясно одно: искали какого-то Мироловского или Мехоносского? А кого именно из них – не совсем понятно. Работник банка и сам не мог чётко произнести фамилию интересующего его должника. Но моя подруга не знала ни того, ни другого. Тогда коллектор, сославшись на то, что её домашний телефон указан в кредитном договоре их клиента, спросил: «А вы можете за него заплатить и погасить кредит?» От этих слов моя подруга буквально взорвалась на месте. Её возмущению не было предела и она стала на повышенных тонах парировать ему в ответ: «Какая наглость! А почему именно я должна за кого-то платить? Я ещё раз повторяю, я никакого Мохоловского и того, кто вам задолжал по кредиту, знать не знаю. Здесь он не живёт! И, пожалуйста, больше сюда не звоните».

Казалось бы, ничего обидного в словах работника банка не было, однако после этого звонка у Светланы резко подскочило давление, и мне пришлось остаться у неё ночевать, так как я боялась, что ей опять станет плохо. К счастью, всё обошлось, и никаких сложностей больше не возникло, однако моя подруга была до глубины души возмущена всем происходящим и не могла до конца успокоиться.

Как выяснилось позднее, такие звонки у неё случались несколько раз в неделю, и всегда после этих неприятных разговоров она пила валерьянку и подолгу не могла прийти в себя. Отвадить назойливых банковских «дозвонщиков» никак не получалось. Разговаривать с ними тоже было бесполезно. На них не действовали ни уговоры, ни угрозы. Наоборот, видя, что их оппонент волнуется и нервничает, они тем самым пытались разозлить его до такой степени, чтобы тот самолично нашёл их должника и разбирался с ним сам. Это была не жизнь, а сущий ад.

Но кто мог устроить Светлане такую «весёлую» жизнь, она также до поры до времени не знала, пока в один прекрасный день чётко не расслышала в трубке фамилию Михайловского. Злостным должником оказался муж её старой знакомой, с которой она лет десять как не виделась. Вот так порой напоминают о себе давние приятельницы!

Чтобы избавиться от назойливых коллекторов, Светлане пришлось изрядно похлопотать. Первым делом она позвонила руководству самого банка с просьбой разобраться в этой ситуации и прекратить в отношении неё телефонные домогательства. Затем женщина написала заявление, в котором потребовала прекратить использование её персональных данных (домашний телефон, ФИО и адрес). А поскольку она сама лично их не указывала в данном кредитном договоре, то настойчиво просила повлиять на третьих лиц, коллекторов, которые не давали ей житья. Кроме того, женщина потребовала направить ей письменный ответ на её заявление и принести официальное извинение. В противном случае, при неудовлетворении её требований, она пригрозила, что обратится в прокуратуру РФ, Роскомнадзор, а также составит исковое заявление в суд.

И это подействовало! Буквально через десять дней женщину наконец-то оставили в покое. Но всё равно было обидно из-за того, что сама Светлана, ни разу не воспользовавшаяся такими банковскими услугами, была незаслуженно вовлечена в неприятную историю. За чью-то безответственность и чьи-то долги ей изрядно потрепали нервы и подорвали здоровье.

Интересно, а как складывается жизнь у самих должников? Ради чего люди идут на такие жертвы и опутывают себя кредитами на всю жизнь? Может, из-за того, что у них появляется неудержимое желание иметь всё и сразу?

Жизнь в кредит или Как вещи управляют людьми?

В нынешнем мире много соблазнов. Каждый день на полках магазинов появляется новая электроника, новые модели фирменной одежды и ещё масса самых привлекательных и желанных вещей. Понятное дело, что угнаться за всеми новинками просто невозможно. Ну и как тут удержаться от покупок, когда реклама магазинов пестрит выгодными предложениями, акциями? А ещё добавляют ажиотажа знакомые и друзья, которые являются ярыми поклонниками моды. Но не все могут позволить себе иметь желаемое – зарплата не позволяет. Вот и выходит, что без кредита никак не обойтись! Про одну такую поклонницу моды, мою знакомую Снежану, я и хочу рассказать.

Оказывается, для некоторых людей взять кредит в шестьсот тысяч рублей на сущую ерунду ничего не стоит. Именно такую значительную сумму девушка, жертва моды, легко взяла в долг и даже не подозревала, с какими трудностями в будущем ей придётся столкнуться. Но Снежана очень любила себя, а ещё – безответственно относилась к деньгам. Несмотря на то, что девушка трудилась простым офисным работником и имела небольшую зарплату, она всегда придерживалась одного принципа: «Ни в чём себе не отказывать!».

В итоге она тайком от своих родных набрала кредитов сразу в нескольких банках и стала выплачивать долги, которые поначалу были не очень большими: всего-то по три тысячи рублей в месяц. На первый взгляд, такая удобная схема позволяла жить, как хочется, и тратить финансы на всё, что пожелаешь! А девушке хотелось красиво одеваться, хорошо отдыхать. Конечно, её можно понять, однако как только она покупала желанную вещь, то интерес к ней у модницы сразу пропадал, и ей опять хотелось чего-то другого. И она снова шла в банк и, не задумываясь, оформляла новый кредит.

Дошло до того, что в её кошельке была уже целая коллекция из разных кредитных карточек, и, делая покупки в магазинах, девушка частенько путалась в них и не знала, какой картой нужно расплатиться. Но что она могла поделать, ведь её страсть к красивой жизни была сильнее разума. Все её подружки имели и норковые шубки, и автомобили, и каждое лето выезжали к морю, хотела этого и она. Однажды девушка даже купила себе навороченный горный велосипед. Правда, в горы на нём она так и не съездила. Потом приобрела дорогую шубу.

Спрашивается, как же можно брать шубу за сто двадцать тысяч рублей при постоянном доходе в пятнадцать тысяч? И нужно ли покупать мобильный телефон за двадцать пять тысяч и ездить в Турцию за сто тысяч рублей? Неужели девушка не понимала, что такими темпами она будет выплачивать долги до самой пенсии. Но Снежана не думала об этом. Она, словно одержимая, никак не могла остановиться. Деньги в её руках будто «горели» и утекали сквозь пальцы, как вода. Каждый месяц ей непременно нужно было купить обновку и побаловать себя, а иначе она впадала в настоящую депрессию. Но страшнее всего было то, что кроме «шопинга» в её жизни не было других радостей.

Глядя на её странную жизнь, я вдруг вспоминала одну телевизионную передачу, речь там шла как раз о кредитах. И я запомнила слова психолога, который так и сказал: «У нас в стране сейчас ходит вирус шопоголика! Человек, испытывая стресс, сразу бежит в магазин, чтобы поднять себе настроение и, тем самым, самоутвердиться в своих собственных глазах и в глазах других. Он покупает какую-нибудь дорогостоящую вещь и какое-то время испытывает от покупки эйфорию. Потом с ним опять случается очередная неприятность и он опять бежит в магазин. Это зависимость. Это болезнь. Люди не могут себя контролировать и становятся рабами своих желаний. Но рано или поздно их потребности расходятся с их же возможностями. И тогда человек берёт кредит, потом ещё один, и в итоге всю жизнь только и делает, что работает и раздаёт долги».

Психолог полностью описал жизнь моей знакомой. Снежана и была тем самым стопроцентным шопоголиком. Действительно, это не она управляла своими желаниями, а желания и «вожделенные» вещи управляли ею. Когда же у девушки долгов образовалось столько, что все банки отказывались выдать ей новые кредиты, она не растерялась и быстро нашла другой способ, как можно взять взаймы.

В городе есть и другие фирмы, которые не прочь одолжить нужную сумму, правда, с высокими процентами, которые насчитывались не за месяц, а за сутки. На первый взгляд, «накрутка» за один день была небольшой – всего 1,8%. Но если сумма, к примеру, была в 10.000 рублей, и человек брал её на неделю, то вернуть ему надо было уже 11.260 рублей. Получалось, что должник выплатил 12,6% от первоначальной суммы! Подумать только, за семь дней Снежана теряла 1.260 рублей, а за месяц ей приходилось отдавать проценты в размере 5.400 рублей! Но и эти невыгодные условия не стали преградой между магазинами с вещами и нашей транжирой. Когда же деньги были нужны очень срочно, девушка просто занимала их у друзей. А поскольку в назначенный срок долги не возвращала, то многим людям пришлось подолгу ожидать свои финансы назад. Стоит ли удивляться, что такая практика вскоре прервалась. И тогда, чтобы раздобыть наличность, Снежана заложила в ломбард то, что приобрела на первые кредиты.

Надо сказать, что за целый год такой «праздной» и беззаботной жизни Снежана ни разу не получила от банков ни sms-уведомлений, ни грозных звонков! Дело в том, что девушка просто меняла сим-карты в телефоне и… продолжала накапливать долги.

А вот её близким родственникам повезло гораздо меньше. Трудно даже представить, что было с ними, когда однажды на них обрушился целый шквал звонков и сообщений. Коллекторы не давали людям покоя ни днём, ни ночью. На всю семью посыпались угрозы и оскорбления. А главное, эти «выбивалы» требовали немедленно внести деньги и погасить долги. Её мать, узнав, что дочь задолжала огромную сумму, от пережитого шока слегла в больницу. А отец поставил ультиматум: либо дочь вовремя платит за кредиты, и звонки прекращаются, либо больше не появляется в их доме. Но и это ещё не всё! Помимо родственников девушки, под атакой банковских работников оказались и все её близкие подружки. Им коллекторы также устроили жаркие допросы с пристрастием. Надо ли говорить, что после этого их дружбе пришёл конец.

От вечной заёмщицы все разом отвернулись. И вот тут-то бедняжка наконец-то поняла, в какую историю вляпалась. Страшно подумать, но в общей сложности она задолжала банкам около шестисот тысяч рублей, а при ставке в 28% годовых выплатить такие долги ей будет не так уж просто. К примеру, только за один кредит в 200.000 рублей через два года нужно отдать уже 327.680 рублей. Это просто огромная «накрутка»! А ведь у неё были ещё и другие займы. Теперь-то она очень сожалела, что в погоне за красивыми вещами оформляла кредиты на скорую руку. Девушка даже не интересовалась и не считала, сколько ей потом нужно будет отдавать. И, как оказалось, она «попала» на большие проценты.

К сожалению, многие люди даже не знают, как эти проценты высчитывать, не читают, что написано мелким шрифтом в самом конце договоров. Все клиенты обычно просто соглашаются на то, что предлагает им сотрудник банка. Кстати, у меня есть знакомые, которые, оформив сделку на год, уже вернувшись домой, выяснили, что их договор оформлен на три года! Выходит, оплошать может не только клиент, «ошибиться» способен и сотрудник банка. Поэтому не ленитесь лично и внимательно проверять все документы, если берёте кредит или делаете вклад, всегда подсчитывайте процентную ставку, уточняйте сроки и выясняйте все условия прямо на месте.

Однако вернёмся к истории моей знакомой. Итак, чтобы погасить самый большой кредит, Снежана взяла другой, но уже на десять лет! Хотела как бы перекрыть один долг другим, более долгосрочным и с низкой процентной ставкой. Потом девушка распродала все вещи, которые когда-то приобрела на ранее выданные кредиты. И теперь оказалась у разбитого корыта – без вещей и без денег.

Нужда заставила искать подработку и она устроилась к своей знакомой нянечкой. По выходным сидела с маленьким ребёнком, а вечерами разносила рекламные листовки по почтовым ящикам. В общей сложности это были неплохие деньги, но их было всё равно недостаточно. Пришлось затянуть пояс потуже и экономить практически на всём. Чтобы не платить за съёмную квартиру, девушка переехала обратно к родителям. И платой за эту экономию стало то, что её родители ежедневно читали ей нравоучения, заставляли отвечать на звонки из банка. В общем, она сама несла ответственность за свои поступки. И мать, и отец были пенсионерами, но, несмотря на это, поддерживали дочь, как только могли – отдавали ей все свои небольшие сбережения. Чтобы побыстрее расплатиться с кредитами, в месяц Снежана платила банкам уже по двадцать тысяч рублей. А на жизнь оставались жалкие крохи – всего три тысячи. Вот и крутись на эти деньги, как хочешь! И она выкручивалась, жила, в основном, за счёт родителей. Два года она питалась одними макаронами, картошкой, кашей и хлебом. Она знала в городе все социальные магазины, помнила, где и когда проходят акции и на какие товары есть скидки. А приходя на рынок, не стеснялась и всегда торговалась. И это была не какая-то блажь, а борьба за выживание.

Как же интересно всё-таки устроена жизнь. Казалось, совсем недавно она, избалованная и важная, гуляла в шубе за сто двадцать тысяч и держала в руках «айфон» последней модели, а теперь роется в овощных ящиках и выбирает среди «нестандарта» плоды не самой первой свежести. Теперь её любимым блюдом стал суп из куриных крылышек и говяжьих костей. Как оказалось, без сотового телефона тоже можно жить. Девушка научилась тратить за неделю всего по 700 рублей. Ещё, конечно, выручала дача! Если бы не огород, денег, возможно, уходило бы гораздо больше. Своя картошка, варенья и соленья были теперь очень кстати! Чтобы побаловать себя и поесть чего-то вкусненького, Снежана вскоре из простых и дешёвых продуктов стала творить на кухне настоящие кулинарные шедевры. Она даже пекла свой хлеб. И больше всего боялась заболеть или простудиться. На лекарства у неё просто не было денег.

Через три года, благодаря своим родителям, Снежана закрыла злосчастные кредиты. Теперь-то она знает, что за всё в этой жизни приходится платить, и порой - весьма немало.

Екатерина Вежливцева, «Вечерний Усть-Илим»

Комментарии

Ваше имя:

Сообщение:

Комментариев пока нет