Дерево в печку, «усачей» под микроскоп! Хвойным лесам угрожает опасный вредитель

Наверное, для любого жителя Усть-Илимска лес – это несколько больше, чем просто часть природы. Это и особая гордость, и отдых, и промысел, и сама Родина. Однако сегодня наше главное богатство находится под угрозой. На границах с Евросоюзом участились случаи ввоза и перемещения древесно-упаковочного материала, заражённого сосновой стволовой нематодой. Это значит, что опасный паразит, который вызывает массовое увядание и гибель игольчатых насаждений, может попасть и в Россию. Что это за вредитель, и какие мероприятия проводят специалисты местного Россельхознадзора, чтобы он не появился на нашей территории, расскажем ниже.

Иркутская область в нашей стране занимает одно из первых мест по запасам древесины: леса составляют около 80% её территории и около 9% от общероссийских ресурсов. «Сосновая резиденция», «Зелёное море», «Волшебная лечебница»… Какие только определения не придумали люди тайге хранительнице запасов орехов и ягод, редких пород птиц и зверей, уникальных растений, целебного, чистого воздуха. И всего этого мы рискуем в одночасье лишиться. Нет, речь идёт не о пожарах, безжалостно уничтожающих вековые деревья. И не о «чёрных лесорубах», которые в погоне за прибылью нещадно «косят» десятки тысяч кубометров древесины.

Есть беда и пострашнее – сосновая стволовая нематода. Специалисты Россельхознадзора всерьёз обеспокоены, ведь этот опасный паразит может вызвать массовое увядание, а впоследствии и гибель хвойных лесов. Остановить этот процесс практически невозможно. В течение одного лета после заражения хвоя вянет, приобретает серый вид, а затем ствол полностью усыхает. По данным анализа фитосанитарного риска, в случае проникновения этого патогена на территорию страны ежегодный ущерб составит 96,5 млрд рублей в год. С приходом тепла увеличилась опасность занесения сосновой стволовой нематоды через границы Российской Федерации. В настоящее время она распространена фактически по всей территории Японии, а также данный вид нематоды обнаружен в КНР, Республике Южная Корея, США, Канаде, Мексике, Западной Европе. Последние тревожные сигналы о продвижении тихого «убийцы» леса по Евросоюзу получены в конце июля. А потому таможенный контроль усилен. Он проводится как визуально, так и лабораторно.

Источником заражения могут стать ветки, рождественские деревья, посадочный материал и древесина хвойных пород, включая древесные отходы - опилки, стружки и так далее, а также древесный упаковочный материал: ящики, поддоны, деревянные короба. Всё это тщательно досматривается, образцы отбираются на экспертизу. Несмотря на требования международного стандарта по использованию древесно-упаковочного материала в международной торговле, национальные организации всё равно выявляют живые объекты в этом виде продукции. Поэтому проблема актуальна и остра.

Наш город закрыт для ввоза иностранной продукции. Однако работники местного Россельхознадзора также держат ситуацию под контролем. Ведь Усть-Илимск является одним из крупнейших центров по лесозаготовке и переработке древесины. Баланс, целлюлоза, готовая доска и прочие пиломатериалы – всё это отправляется к заказчикам не только по России, но и за её пределы: в Китай, Финляндию, Германию и т.д. А потому в обязательном порядке государственные инспекторы осматривают как саму лесопродукцию, так и упаковку.

Как только контейнеры с деревянными паллетами или скомплектованные пачки попадают на досмотровую площадку, эксперты вооружаются. В специальном чемодане всё, что может пригодиться: аккумуляторная дрель, стамеска, пинцет, лупа, пила, топор и сейф-пакет для отбора образцов. Сотрудники Россельхознадзора делают отверстие в торце деревянного поддона, доске, собирая стружку для лабораторного исследования. Помимо того, инспекторы сверяют данные маркировки на упаковке с информацией, которая получена по документам. Если продукция прошла термическую обработку (по нормам упаковочный материал и готовую к импорту древесину должны прогреть полчаса в специальных печах при температуре свыше 50 градусов, тогда нематоды гибнут), на ней ставят специальный штамп - как гарант качества.

Кроме того, инспекторы осматривают и круглую древесину. Именно в её коре зачастую находят личинки опасных насекомых – жука-усача, всем нам знакомого чёрного стригуна. Как раз эти крупные крылатые «монстры» и являются переносчиками сосновой стволовой нематоды.

В лесах Иркутской области и соседней Бурятии широко распространены четыре вида этого рода насекомых. А значит, в случае заражения масштабы гибели тайги будут просто огромными. Однако представители Россельхознадзора считают, что причин для паники нет. В России опасный вредитель не обнаружен, и карантин пока не нужен. Достаточно лишь профилактических мер: регулярного осмотра лесных территорий, парковых зон, погрузочно-разгрузочных площадок на лесозаготовительном производстве.

Марина Кирьянова, по информации территориального управления Россельхознадзора

Комментарии

Ваше имя:

Сообщение:

Комментариев пока нет