Соседские войны, или Что делать, когда вас «допекают» жильцы дома?

Надежда Александровна ждала очень важного междугороднего звонка. Её единственный и любимый племянник Андрей, проживавший в Новосибирске, наконец-то решил жениться и женщине не терпелось поскорее узнать все подробности этого события, поговорить с самим женихом. Андрей пообещал позвонить на домашний телефон в полдень и Надежда заранее отложила все свои дела и томилась в ожидании.

Но прошёл час, другой, а в квартире по-прежнему царила тишина. «Наверное, что-то случилось? Или племянник поссорился с невестой и поэтому до сих пор не звонит?» – переживала она. Бедная женщина весь день прождала у телефона, а потом выяснилось, что телефонный провод, ведущий в её квартиру, был кем-то аккуратно перерезан. Хорошо, что в это время по лестнице спускался сосед с верхнего этажа и женщина обратилась к нему за помощью. Через минут пятнадцать связь была налажена. Однако это было только началом истории…

Взаимоотношения между соседями порой играют важную роль. Вот только иногда складываются они далеко не благополучно. Равнодушие, хамство и неуважение к людям, живущим на одной лестничной площадке, нередко может перерасти в настоящую войну. Так случилось и с моей героиней.

Двадцать лет назад Надежда Александровна переехала в свою девятиэтажку. За это время большинство её соседей как по этажу, так и по всему дому, разъехались, а на их место заселились другие жильцы. Что и говорить, все люди разные, и под многих иногда приходится подстраиваться и налаживать дружеские отношения. Кому-то нужно было чем-то помочь, а кому-то просто дать житейский совет.

Три месяца назад новоселье отметили и соседи по лестничной клетке, поселившиеся бок о бок с моей героиней. Семья из шести человек, на первый взгляд, вполне благополучная, проживала в трёхкомнатной квартире. Тамара (так звали новую соседку), её муж, дети и внуки.

Поначалу всё было тихо и спокойно, между Надеждой и только что переехавшей женщиной возникла симпатия. Обе при встрече улыбались друг другу, здоровались, иногда разговаривали о внуках и о своих болячках. И было неудивительно, что вскоре их отношения переросли в приятельские. Тамара частенько забегала к соседке то за солью, то за сахаром, то ещё за какой-то мелочью, необходимой в хозяйстве. Ну как же не помочь добрым людям! Семья ведь только переехала и не успела ещё толком обзавестись всем необходимым. И Надежда с радостью помогала, чем могла. Помимо продуктов, она делилась и посудой, и подушками, и даже одеждой. Дошло до того, что новая приятельница не постеснялась и попросила помочь сделать ремонт в своей квартире. Разумеется, за символическую плату – по-соседски же! Отказать Надежда не смогла, подумала, что её подруга обидится на неё и их отношения испортятся. В общем, помогла той и с ремонтом.

Вот только благодарности и оговорённой оплаты почему-то так и не последовало. Наоборот, Надежда стала замечать, что её соседка как-то изменилась. Теперь, когда приятельница что-либо одалживала у неё из предметов обихода, то отдавала назад уже поломанные или грязные вещи. Кроме того, новые соседи начали постоянно ругаться и ссориться за стенкой её квартиры, а при встрече иногда и не здоровались вовсе. Что происходило в этой семье и почему отношения так резко изменились, Надежда понять не могла, однако всё же надеялась, что в скором времени всё наладится. Но куда там!

На место прежней дружбы пришли другие эмоции и чувства. Однажды вечером взволнованная Тамара позвонила в её дверь. Не поздоровавшись и отодвинув хозяйку в сторону, она прошла в квартиру, схватила телефон и, ни о чём не спрашивая, принялась куда-то звонить. Проговорив около пятнадцати минут, она хлопнула дверью и ушла, даже позабыв сказать «спасибо»! Зато буквально через неделю Надежде Александровне пришёл приличный счёт за этот звонок. Оказалось, он был междугородний! Взяв с собой квитанцию об оплате, Надежда показала её своей подруге и потребовала вернуть эту сумму. Вы думаете, Тамара заплатила? Ничего подобного!

Надо ли говорить, что отношения приятельниц после этого быстро испортились. Они рассорились, кстати, именно в тот день, когда Надежда Александровна тщетно ждала звонка от своего племянника, а потом обнаружила обрезанный телефонный провод.

Вслед за этой неприятностью последовали новые «сюрпризы». Уже на следующий день кто-то изуродовал её дверной звонок и какие-то неизвестные набросали в почтовый ящик гору окурков, пачки от сигарет и сожжённую бумагу. Но, видимо, всего этого хулиганам показалось мало. А позже у почтового ящика Надежды Александровны кто-то выломал замок.

Но главные неприятности поджидали впереди. Однажды на стене возле двери её квартиры буйно расцвели нецензурные надписи. Причём они были нанесены ярко-красной краской (вандалы явно позаботились о том, чтобы их «художества» видели все соседи). Из-за этих «росписей» несколько дней Надежда Александровна жила с тряпкой в руках. Краснея от стыда перед соседями, она отмывала стены растворителем. Но чистыми они оставались недолго: на прежнем месте вновь появлялись новые словечки, почище предыдущих.

Чтобы поймать хулиганов за руку, моей знакомой приходилось дежурить несколько ночей на лестничной площадке, однако «беспредельщиков» увидеть ей так и не удалось. Но однажды она столкнулась с соседскими детьми, руки которых были испачканы уже знакомой ей краской. Разразился страшный скандал! Тамара яростно защищала своих внуков! Доказать же, что именно эти ребятишки расписывают скверными надписями стены возле её квартиры, Надежда Александровна не смогла. Как говорится: «Не пойман - не вор». А через час после стычки с соседями, придя из магазина, моя Надежда не узнала свою входную дверь. Мало того, что по ней от пола и до середины несколько раз прошлись то ли гвоздём, то ли шилом, так ещё и по бокам двери кто-то оставил следы от ботинок. Создавалось впечатление, что дверь пинали и хотели выломать.

И женщина продолжала свой печальный рассказ:

– Выходя из дома, я боялась, что мне чем-нибудь забьют дверной замок, и тогда я не смогу попасть в дом, и мне придётся ломать дверь. А ведь она совсем новая, чтобы её купить, я всю пенсию потратила. Я знаю, что это хулиганят соседские ребятишки, но никак не могу этого доказать. Как назло, нет у меня ни одного свидетеля, кто видел бы, как они мне пакостят.

Почему же Надежда Александровна до сих не обратилась к своему участковому? Мне это было не совсем понятно. Возможно, женщина боялась получить репутацию скандалистки? Так или иначе, но оснований для того, чтобы вызвать полицию и написать соответствующее заявление, было достаточно.

Люди в погонах, наверное, помогли бы разобраться в данной ситуации: составили бы протокол осмотра места происшествия, зафиксировали на двери все имеющиеся повреждения. А если бы сумма ущерба превысила 2.500 рублей, то тогда виновникам «светила» бы статья 167 УК РФ ч. 1: «Умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества». Что же касается доказательств и свидетелей, то они, скорее всего, со временем обязательно появились бы.

Например, я знакома с некоторыми устьилимцами, которые, столкнувшись с такими же проблемами, что и Надежда Александровна, не растерялись, а поставили на дверях миниатюрные видеокамеры. И, будьте уверены, чудеса техники сделали своё дело! Те же, кому такие варианты окажутся не по карману или слишком хлопотными, могут иногда и схитрить, предупредив всех соседей о якобы существующих скрытых камерах. И можете считать, что порядок и чистота на вашем этаже вам будут гарантированы!

В борьбе с недобропорядочными гражданами есть и другой способ. Страх перед буквой закона заставляет трепетать многих. Так что даже если бы моя героиня просто высказала твёрдое намерение и обратилась к участковому по поводу порчи имущества или беспорядка в подъезде, уже одно это обстоятельство поумерило бы соседский пыл и уберегло женщину от дальнейших неприятностей.

Но продолжу эту историю. Буквально через три дня семейство Тамары снова «отличилось». Никого не спрашивая, эти горе-соседи выставили в подъезд почти всю свою старую мебель (шкафы, диван и прочую рухлядь), да ещё и приклеили к этому «добру» табличку «Продам». Баррикады получились такими, что к лифту можно было подойти с большим трудом. Неудивительно, что такое неудобство не осталось не замеченным и другими жильцами этажа. Но, несмотря на все возмущения и претензии людей, этот хлам мозолил глаза почти три недели.

– Сколько ни говоришь людям, а им всё нипочём! Головой кивают, улыбаются, а делают всё по-своему, – вспоминает Надежда. – Бывает, перегорит лампочка и страшно по темноте до квартиры добираться по таким «катакомбам», обязательно на что-нибудь наткнёшься, а ведь так и покалечиться можно! А если этот хлам кто-нибудь из хулиганов подожжёт? Об этом мои соседи почему-то не думают. Нет, чтобы сделать всё по-человечески, уважая других, и вынести мебель на улицу, так они перед тем, как выбросить, «распродажу» в подъезде устроили! Не соседи, а наказание.

Но в один прекрасный день Тамара с мужем всё же расчистили этаж. Наверное, побоялись, что у кого-нибудь из жильцов рано или поздно лопнет терпение, и соседи сообщат о беспорядке в коммунальную службу или, что ещё хуже, в органы пожарного надзора. Последняя инстанция, кстати, за захламление лестничной площадки различными предметами может наказать виновника административным штрафом в размере от одной до полутора тысяч рублей – за нарушение требований пожарной безопасности (ч. 4 ст. 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

Впрочем, изобретательные на выходки соседи на этом не успокоились, они продолжали испытывать нервы и терпение моей знакомой на прочность:

– Мало того, что они устраивали мне различные пакости, постоянно шумели и ругались за стенкой, так теперь они придумали ещё один повод для скандала со мной. Знают ведь, что по закону громкую музыку разрешается слушать только до одиннадцати часов вечера, но, тем не менее, они включают её порой и в двенадцать ночи. Причём всего-то на одну минуту! Потом снова становится тихо. Зато я, проснувшись от этого внезапного шума, уснуть уже не могу, ворочаюсь всю ночь и пью валерьянку. Разве это не издевательство?! А ещё выдаются ночки, когда становится совсем невмоготу. Муж Тамары, заядлый охотник, держит за городом промысловых собак. Каждый раз, когда он собирается на охоту, то с вечера приводит одну из собак к себе домой, но в квартиру не запускает, а оставляет под дверью в общем коридорчике. Что тут начинается! Собака всю ночь скребёт их дверь, воет и скулит! Я терплю час, другой, а потом встаю, открываю дверь и пытаюсь достучаться до соседей, чтобы они наконец-то прекратили это безобразие. Собака крупная, без намордника, грязная, на меня прыгает и лает. Я опять звоню в дверь соседям, знаю, что они дома, но никто не открывает. Вот так и сплю всю ночь, под шум собачьего воя. Однажды я не выдержала и позвонила в полицию. Те приехали, провели профилактическую беседу с Тамарой и её мужем и выписали штраф – пятьсот рублей! А я смотрела на всю эту процедуру и мне себя стало так жаль! Мне показалось, что эти несчастные пятьсот рублей – ничто. И это цена за мои страдания и бессонные ночи? И почему у нас в Усть-Илимске нельзя сделать наказание за это более строгим? К примеру, как в Санкт-Петербурге, где за подобные «выходки» соседи вынуждены заплатить штраф до четырёх тысяч рублей! Уверена, что тогда и нарушений тишины будет меньше, и уважение у людей проснётся друг к другу.

Конечно, доля правды в словах Надежды Александровны есть. Натерпелась она многого от своих наглецов-соседей. А я, вспоминая её историю, всё думаю, а если бы моя знакомая проживала не в России, а скажем, в Швеции или Канаде, как бы там решались её житейские проблемы? Да очень просто. В этих странах соседи между собой давно привыкли разрешать все вопросы в судах и с помощью адвокатов. Законов по охране порядка там столько, что и повестку в суд можно ожидать даже по незначительному поводу. К примеру, за то, что у соседа с верхнего этажа скрипят половицы. Почему же у нас в России нет такой полезной, на мой взгляд, практики?

А вот у другой моей знакомой, Галины, недавно также произошла неприятная ситуация. Вот что она рассказала:

– Я проснулась около трёх часов ночи от странного и необычного шума. Сначала не могла понять, что это за звуки. Казалось, будто я забыла на ночь закрыть кран. Через пятнадцать минут услышала в своей квартире шум бурного потока. Подскочив с постели, я побежала в прихожую, включила свет, а там. Настоящий кошмар! Вода холодными ручьями била с потолка и лилась со всех сторон по стенам прямо на пол. Не успела я опомниться и подставить под эти «ниагарские водопады» все тазы и вёдра, что были в доме, как в мою квартиру позвонили. Открыв дверь, я увидела соседку с нижнего этажа. Её квартира, так же, как и моя, постепенно заливалась водой. Вдвоём с ней мы отправились к соседям с верхнего этажа и стали бить тревогу. Однако, несмотря на все наши старания, двери нам никто так и не открыл. Куда звонить и к кому обращаться за помощью в это время, мы не знали и решили разойтись по своим квартирам и всю ночь дежурить у тазов, чтобы не дать воде распространиться дальше. Когда же я вернулась домой, то своё жилище просто не узнала. Обои на кухне, в прихожей, в зале и в спальне пожелтели и разбухли. На потолке по краям виднелись страшные серые разводы. Все ковры, висевшие на стенах, пропитались водой и от тяжести кое-где сорвались с петель. В общем, квартира за мгновение превратилась в сырое и ужасное помещение. И вокруг вода, вода. А тут ещё замигали лампочки и заискрились розетки, пришлось отключить электричество. В полной темноте, возясь в холодной воде, я кое-как «дожила» до утра. Лишь только к десяти часам моей соседке с нижнего этажа удалось вызвать аварийную службу.

Затопили соседи

И только когда воду наконец-то перекрыли во всём подъезде, Галина и остальные соседи смогли вздохнуть с облегчением. Один кошмар закончился, началась другая нервотрёпка. Теперь Галине предстояло выяснить, кто же виноват в потопе и кто будет возмещать ущерб.

Поскольку соседей с верхнего этажа по-прежнему не было, женщина не стала откладывать решение ремонтного вопроса в долгий ящик, а поскорее поспешила зафиксировать последствия потопа. Она пригласила к себе в квартиру представителя аварийной службы, а в качестве свидетелей – своих соседей по лестничной площадке. Составили акт затопления. Затем, если бы вдруг пришлось подавать в суд о возмещении ущерба, моя знакомая сфотографировала и разбухшие обои на стенах, и мокрые ковры, и потолок в жутких узорах, в общем всё то, что пострадало от воды.

В этот же день, вечером, объявилась и виновница «торжества». Как только женщина узнала, что по её вине вода подтопила три нижние квартиры, ей стало плохо, и соседям пришлось вызвать «Скорую помощь». Через несколько дней она сама зашла к Галине и предложила добровольно возместить материальный ущерб. Таким образом, соседи смогли сохранить и дружеские отношения, и без нервотрёпки решить наболевшие проблемы.

Что ж, наверное, это и есть самое главное: какой бы ни была ситуация, каждому из нас стоит вести себя достойно. Ведь понятно, что в соседских войнах нет победивших, только проигравшие.

Екатерина Вежливцева, «Вечерний Усть-Илим»

Комментарии

Ваше имя:

Сообщение:

Комментариев пока нет