Соблазн больших городов или Правдивая история одной провинциалки

Доченька, ну что тебя держит в этом Усть-Илимске? Посмотри вокруг, вся молодёжь старается после школы уехать отсюда! Ты у меня такая умница и красавица, неужели будешь всю жизнь прозябать в этом «болоте»? Послушай меня, свою мать. Уезжать тебе надо и счастье искать в больших городах. Там и возможностей много и перспектива есть. Глядишь, и парня себе хорошего, богатого найдёшь, и всё у тебя будет лучше всех!

Соблазн больших городов или Правдивая история одной провинциалки

Это наставление матери моя подруга Жанна помнит до сих пор. Прошло уже более полугода и теперь её слова казались девушке всего лишь набором красивых и наивных фраз. Конечно, мать желала дочери только счастья, но как успешно устроить жизнь и как найти это самое счастье, она научить не смогла. Мать всегда «плыла по течению», сама никаких карьерных высот не добилась и около двадцати лет проработала простым вахтёром на заводе. Такая жизнь, видимо, где-то в глубине разъедала душу женщины и теперь, словно исполняя свой долг перед дочерью, она сильно переживала за будущее дочери и не хотела, чтобы Жанна разделила её судьбу. И дочь прислушалась к матери. Жизнь открылась перед ней, будто бурлящий океан, и заставила девушку нырнуть в большие и опасные волны.

И, действительно, а почему бы не поехать? И она поехала. Жанне только двадцать три, она ещё так молода и энергична, к тому же, как-никак, у неё за плечами институт и два месяца работы в местной школе – это хоть какой-то, но стаж. И вот, с дипломом на руках и с десятью тысячами рублей в кармане, Жанна поехала завоёвывать Иркутск. В этом городе жили её одноклассницы, с которыми она когда-то училась, и девушка наивно надеялась, что на какое-то время сможет остановиться у них.

Однако её подруги, на которых моя героиня так рассчитывала, неожиданно отказали ей в помощи. Хорошо, что был у девушки в этом городе ещё один «запасной аэродром» – Витька, друг детства. Жил он, правда, не в квартире, а в частном доме, вместе со своими бабушкой и дедушкой, и за символическую плату разрешил Жанне остановиться у них.

Первые несколько дней девушка наслаждалась новой жизнью и гуляла по городу. Иркутск казался ей настоящим мегаполисом, в нём кипела какая-то неведомая жизнь, все куда-то спешили и суетились. Энергия большого города завораживала, заряжала и бодрила душу и тело. Захотелось поскорей принять участие в этой бурлящей жизни и найти своё «место под солнцем». И девушка, не откладывая дел в долгий ящик, принялась осуществлять мечту. Она накупила целую кучу газет с объявлениями о найме на работу и стала обзванивать разные организации. Но все более-менее интересные предложения были не про неё!

В мегаполисах, как, впрочем, и везде, на работу предпочитают брать профессионалов, имеющих солидный стаж. Ради таких соискателей некоторые компании могут даже закрыть глаза на временное отсутствие прописки. Но поскольку у моей Жанны не было ни заветной регистрации, ни трудового стажа, то девушка решила, что нужно начать с малого, как в кино, где главные героини работают первое время незаметной уборщицей, а заканчивают карьеру уже каким-нибудь старшим менеджером.

Вот только в реальной жизни оказалось, что этот приём совсем не действовал. Вместо того чтобы занять денег у матери и оформить хотя бы временную прописку и устроиться наконец-то на приличную работу, девушка пошла в официантки в какую-то придорожную забегаловку. Несмотря на то, что моя героиня имела высшее образование, она с самого начала почему-то решила, что недостойна высокооплачиваемой работы. У неё была слишком низкая самооценка. А может быть, на неё слишком «давил» большой город. Молодой провинциалке было трудно без поддержки, без родственников и друзей. Приходилось рассчитывать только на свои силы.

В кафе её сразу же взяли, не потребовалась даже санкнижка, правда, и официально оформлять её тоже никто не собирался. Жанне даже в голову не пришло, что хозяин кафе таким образом попросту решил на ней сэкономить. Работа была тяжёлой. Весь день на ногах, постоянная нервотрёпка в коллективе, где каждый норовил подставить новичка и «покачать» свои права. Так продолжалось каждый день, с утра и до ночи. Чтобы заработать хотя бы пятнадцать тысяч рублей, моей героине пришлось работать весь первый месяц без единого выходного. Недосыпая, а где-то и недоедая, она крутилась целыми днями, словно «белка в колесе».

А тут ещё начались проблемы с её приятелем, у которого она остановилась. Когда она приходила уставшая с работы, то в этом доме каждый раз заставала скандалы. Её друг детства неожиданно открылся для неё с другой стороны. Как только он принимал алкоголь, то тут же превращался в ужасного монстра, злобно кричал на своих стариков и постоянно требовал у них денег. Нет, он не был безработным. Просто его мизерной зарплаты грузчика ему едва хватало на неделю – все свои деньги он тут же пропивал. Молодому парню, как и его сверстникам, хотелось жить на широкую ногу. А ещё ему хотелось жить за счёт стариков.

Его пожилые родственники были большими тружениками и получали неплохую пенсию, а их наглый и бессовестный внук знал об этом. Денег он просил много и, к примеру, говорил, что случайно разбил витрину в магазине или, попав в аварию, поцарапал бампер какого-нибудь дорогостоящего джипа, и требовал у них то семь, то восемь тысяч рублей. Вступиться за пожилых людей было некому. Другой родни у них в Иркутске не было, а их соседи старались жить обособленно и не вмешивались в чужие проблемы.

Жанне было невыносимо больно смотреть на то, как их оскорбляет и обирает собственный внук. Однажды она не выдержала и вступилась за них, а её приятель в порыве гнева схватил со стола нож и замахнулся на неё. Это было страшно. Хорошо, что бабушка смогла вовремя отвлечь парня, и девушка, увернувшись от удара, выскользнула из дома на улицу.

На часах было около трёх ночи. Город накрыла непроглядная тьма. Куда идти и что дальше делать, Жанна не знала. Она какое-то время неприкаянно блуждала по улицам. Звонить подружкам, которые тоже проживали в этом городе, было поздно. Попасть в подъезд и там разместиться на ночлег также не получилось – все двери строго охранялись домофонами. Хорошо ещё, что всё случилось в конце августа, а не лютой зимой. В общем, ночевать молодой провинциалке пришлось прямо под открытым небом: она просидела, съёжившись, на лавке в одном из дворов.

Утром, уставшая от бессонной ночи, девушка села на маршрутку и поехала на работу. Кое-как отработала смену. Но вернуться в дом, в котором ещё совсем недавно её чуть не лишили жизни, Жанна так и не смогла. Она решила подождать, пока всё уляжется и какое-то время пожить в кафе. Благо, условия позволяли, и для сотрудников всегда можно было поставить в подсобке раскладушку. Хоть и не очень удобна такая жизнь, но это всё же был выход. Утром никуда уже спешить не надо, проснулся, умылся, и ты уже на работе.

Однако, как выяснилось позже, жить в кафе было очень даже непросто. Её коллеги постоянно между собой ругались, устраивали шумные гулянки и не давали набраться сил и спокойно выспаться. Иногда, ближе к полуночи, когда посетителей в кафе было немного, Жанна звонила домой. Ей было так необходимо услышать голос близкого человека. Она словно переносилась в родные стены и будто наяву представляла, как сидит рядом с мамой на кухне и греет руки о горячую кружку с чаем. Девушке тогда казалось, что такой желанный и сверкающий Иркутск был самым холодным городом на Земле. В эти минуты ей как никогда хотелось почувствовать материнское тепло. Жанна часто говорила с ней по телефону, но всего не рассказывала, а поведать было что. Мать не знала, как девушку поедом ели её "коллеги", как без устали она снуёт между столиками, получая крохотные чаевые, которые приходится прятать в рукава кофточки. А ещё Жанна не могла рассказать матери всю правду о своей иркутской жизни, о постоянных штрафах, недостачах и всех проделках шефа, который придумывал всё новые и новые поводы для того, чтобы не платить людям деньги. Не сказала она маме и о том, что живёт в кафе и что недавно её чуть было не зарезали. Лишь однажды она пожаловалась на трудности жизни в большом городе, но мать посоветовала ей потерпеть и продолжать трудиться. Она спрашивала её, может, ей стоит попытаться найти другую работу? Но мать опять твердила: «Потерпи! Вначале всем бывает трудно! Никто больших денег сразу не получает!».

Жанна не хотела расстраивать родного человека, так как, узнав правду, та потребует, чтобы девушка немедленно вернулась в Усть-Илимск. И тогда все её усилия осуществить свою мечту и жить в большом городе окажутся напрасными. Однако она и предположить не могла, что испытания для неё только начинаются.

Прожив в кафе несколько дней, Жанна съездила в дом своего приятеля и перевезла вещи на работу. Правда вскоре об этом ей пришлось очень пожалеть. Как-то, зайдя в подсобку, девушка обнаружила свои сумки открытыми, а вещи небрежно разбросанными на полу. Хорошо, что в сумке не было ничего ценного, только одежда. Кто же учинил обыск в её вещах, выяснить так и не удалось, но стало ясно: жить в этом местечке было нельзя.

Жанна стала подыскивать новое пристанище. В поисках подходящего жилья девушке пришлось обегать полгорода. И она нашла то, что ей было нужно. Позвонила по объявлению и вышла на очередного риэлтора. Он пообещал, что предоставит ей хорошую комнату за смешные деньги – всего-то четыре тысячи рублей в месяц! За свои услуги он попросил две тысячи рублей. А после того, как она ему заплатила эту сумму, передал договор аренды, назвал адрес и время, куда девушке нужно было подойти, чтобы посмотреть жильё и оформить сделку.

Но к назначенному часу агент по недвижимости так и не явился. Тогда Жанна сама поднялась в квартиру, где предполагалось сдать для неё жильё, и познакомилась с её хозяином, Олегом. И тут выяснилось, что этот самый "риэлтор", с которым она хотела заключить договор, вовсе не риэлтор, а простой проходимец. Оказывается, хозяин квартиры ничего не сдавал, ни с каким агентством недвижимости не сотрудничал и вообще впервые слышал об этом. На руках у девушки оказались не договоры аренды, а липовые бумажки, не имевшие никакой юридической силы.

Однако хозяин квартиры, увидев, что девушка попалась в лапы афериста, была подавлена и действительно очень нуждалась в жилье, решил сдать ей комнату. Олег был инвалидом, не работал и сам нуждался в деньгах. В этот же день Жанна переехала к нему.

Казалось бы, жизнь стала налаживаться, однако уже через несколько дней выяснилось, что человек, который её "приютил", тоже был выпивохой! Вечерами на кухне собирались шумные компании, среди которых были люди, мягко говоря, вызывающие подозрение. Познакомиться с "жильцом" сына пришла и мать Олега. С первого же взгляда Жанна ей не понравилась. А узнав о том, что девушка не местная, она тут же записала её в аферистки. У женщины закралось подозрение, что квартирантка не кто иной, как охотница за жилплощадью её сына. И, видимо, "квартирный вопрос" давно испортил не только москвичей, но и иркутян. Она проверила у девушки паспорт, посмотрела её диплом и трудовую книжку. Жительница областного центра оказалась очень дремучей и об Усть-Илимске вообще слышала впервые.

Так или иначе, а во дворе, где стала проживать Жанна, о ней поползли неприятные сплетни. Мать Олега, приходя проведать сына, всегда ворчала: "Ещё женишь на себе моего сынка, потом отравишь да квартирку его на себя перепишешь". Слышать такие слова было, конечно, унизительно, и наша квартирантка уже сто раз пожалела о том, что связалась с этими людьми и что ей приходится снимать у них комнату. Да и жить здесь было неспокойно. Пьяные посиделки Олега с подозрительными личностями затягивались до глубокой ночи. Опасаясь за себя, она закрывалась на ключ в своей комнатёнке и с тревогой засыпала.

От переживаний и постоянного ожидания опасности у неё совсем пропал аппетит, она сильно осунулась, а в глазах появилась какая-то затравленность. С каждым днём накапливалась хроническая усталость. За эти полгода, что она прожила в Иркутске, она не увидела ничего хорошего. Она ни разу не была в пиццерии, ей некогда было ходить в кино, в клубы. Вся её молодая жизнь проходила в стенах грязной забегаловки и в квартире пьяницы. Раз в неделю, когда был выходной, она отсыпалась и уходила гулять по улицам города. И в эти минуты Жанна ясно осознавала своё одиночество. Её никто и нигде не ждал. Отчаянье сжимало её сердце. Говорят, что нигде человек так не чувствует себя одиноко, как среди огромной толпы. Возможно, если бы с девушкой тогда рядом оказались её брат или мама, или хотя бы кто-то из верных друзей, она бы смотрела на этот мир по-другому. Почувствовав надёжную опору и поддержку, она бы не растеряла силы, а продолжала бы упорно искать себя дальше, но…

Однажды, в день очередной зарплаты, девушке недодали четыре тысячи рублей. Жанна попыталась выяснить у хозяина кафе, почему ей недоплатили такую большую сумму, однако правды от него добиться не смогла. На что может рассчитывать бесправный работник? Куда бежать и кому жаловаться? Тех денег, которые ей выдали, едва хватило на питание, а заплатить за комнату средств уже не было. В этот же день девушка рассказала обо всём Олегу и попросила отсрочки.

Но в следующем месяце из её зарплаты опять вычли несколько штрафов, хотя никаких проступков за ней не числилось. Её заработок, и без того жалкий, теперь составил всего две тысячи пятьсот рублей! Разве на эти деньги проживёшь? Как и в прошлом месяце, оплатить жильё девушка опять не смогла. Хозяин квартиры согласился подождать ещё, но вот мать Олега, узнав о том, что квартирантка уже два месяца не платит за аренду, решила выгнать девушку.

Как-то вечером, заглянув на огонёк к сыну, она вновь застала на кухне пьяную компанию и подговорила друзей Олега хорошенько припугнуть «нахалку». Она предложила устроить ей «тёмную» или, что ещё страшнее, изнасиловать девушку. Те якобы согласились всё уладить. Этим же вечером они подпоили Олега, дождались, когда тот уснёт, и стали караулить свою жертву с работы.

Как только «нахалка» вернулась, закрылась в своей комнате и легла спать, двое вышли из кухни и постучались к ней в дверь. Ничего не подозревающая Жанна не хотела им открывать, да и смена на работе выдалась в тот день тяжёлой. Увидев, что девушка им не открывает, парни стали пинать дверь ногами. Всё это время бедная квартирантка не понимала, что происходит, и, перепуганная до смерти, металась по комнате, словно птичка в клетке. Она схватилась за мобильник и хотела позвонить в полицию, но в телефоне, как назло, села батарейка. Тогда девушка открыла окно настежь и, высунувшись по пояс на улицу, стала кричать о помощи. Но ночные дворы Иркутска были пусты. Её голос эхом отражался от соседних домов и летел куда-то в небо.

Поняв, что ей никто не поможет, она принялась искать по комнате хоть что-нибудь для самозащиты. Под рукой оказался только карандаш! Сжав его крепко в руке, Жанна снова легла в кровать и замерла.

В этот момент двое пьяных парней выломали дверь и ворвались в комнату. Увидев, что девушка спокойно лежит на кровати и не оказывает сопротивления, они присели к ней рядом на кровать и в полном молчании какое-то время смотрели на неё. Сколько времени длился этот кошмар, Жанна уже не помнит. Наедине с этими «отморозками», беззащитная, беспомощная, она только и могла сжимать в кулаке под подушкой карандаш, и если что, в нужный момент нанести удар. В комнате стояла такая тишина, что, казалось, был слышен только стук её сжавшегося от страха сердца. Через какое-то время парни поднялись с кровати и вышли на кухню.

Бывает в жизни и такое: самый дурной и жестокий человек вдруг понимает, что никому не следует переступать запретную черту. А Жанна, как только они вышли, тут же подскочила с кровати и стала быстро паковать вещи. Дождавшись, когда все гости разошлись, она вызвала такси и уехала на вокзал. В это же утро она была на пути к родному городу. Теперь она, наконец-то, поняла, что всё это время ходила по лезвию ножа. Казалось, будто сам город выживал её, он словно говорил ей: "Я не твой, я не то место, где ты найдёшь своё счастье. Уезжай!".

Огни больших городов сияют и манят, и на их свет летят, словно бабочки, многие молодые люди. Кто-то сгорает в этом жарком огне, а кто-то, как Жанна, лишь обжигает в нём свои тонкие крылья. Теперь-то моя провинциалка знает, что перед тем, как принять важное решение и ехать в чужие края, нужно как следует подготовиться. Заранее узнать по Интернету как можно больше о том городе, где собираетесь жить, какие опасности могут подстерегать на улицах мегаполиса, а главное – иметь надёжных и преданных друзей и быть уверенными в том, что они не отвернуться от вас и не оставят на произвол судьбы.

P.S.: Через два дня после произошедшего Олег получил денежный перевод, сумма была как раз той, которую Жанна была ему должна. В этот же вечер он прогулял её со своими дружками…

Екатерина Вежливцева, «Вечерний Усть-Илим»

Комментарии

Ваше имя:

Сообщение:

Комментариев пока нет