Во власти снежной западни. Чего опасаться на тонком льду?

Как известно, в конце ноября уже вовсю идёт сезон зимней рыбалки. Для многих сибиряков такое времяпрепровождение является особой отдушиной. Кого-то охватывает азарт, и он хочет поймать как можно больше рыбы, а кто-то желает отдохнуть от серых городских будней, побыть на природе и хорошо провести время с друзьями.

Вот только этот вид зимнего отдыха нельзя считать совсем уж безопасным. Никогда не угадаешь, чем закончится твой очередной поход, ведь лёд в этот период бывает очень коварным. Несмотря на постоянные предупреждения МЧС, многие смельчаки выходят на замёрзшие водоёмы совершенно неподготовленными, и беда застаёт их врасплох. Вот, кстати, как раз одна из таких драматических историй о двух неопытных молодых рыбаках – Игоре и Юрии.

Во власти снежной западни. Чего опасаться на тонком льду?

На работе Игорю дали несколько дней отдыха за свой счёт: он плохо чувствовал себя после смерти отца и всё никак не мог «отойти» от этой утраты. Отец был для него всем, в том числе и хорошим товарищем, который всегда понимал его. Порой, по вечерам, парень подолгу рассматривал семейные альбомы, бережно перебирал вещи отца. Тут-то и попался ему на глаза отцовский чемоданчик с рыболовными снастями. Чего там только не было: блёсна, «мухи», крючки, а ещё несколько журналов «Рыболов». Когда-то в детстве Игорь частенько ходил с папой на рыбалку, тот всегда с удовольствием брал его с собой. И парню нестерпимо захотелось вернуться в своё беззаботное детство, отвлечься от горестных мыслей, отвести душу, поэтому он решил поехать половить рыбу. С собой он позвал своего приятеля, Юрия, который сразу же согласился. И вот уже на следующий день их задумка претворилась в жизнь.

Будильник прозвенел ровно в пять утра, на сборы оставалось около получаса. Игорь обулся в отцовские унты, натянул на себя овчинный полушубок и, прихватив с собой рыболовные снасти и две банки тушёнки, второпях выскочил на улицу. Это утро выдалось не сильно морозным, однако было ветрено. В шесть утра приятели встретились на остановке и стали ждать транспорт, чтобы уехать в посёлок Железнодорожный. Город всё ещё находился в сумерках, люди в автобусе, убаюканные ездой, закрыв глаза, дремали. А Игорь с приятелем, наоборот, чувствовали какой-то необыкновенный прилив сил, всю дорогу они шутили и смеялись, предчувствуя незабываемую рыбалку. Правда, они ещё не догадывались, что ждёт их впереди и какой ужас им предстоит пережить.

Выйдя на нужной остановке, пробираясь по темноте, они немного поплутали по посёлку и наконец-то вышли на берег водохранилища. В лицо дул холодный и порывистый ветер, а перед глазами раскрывался бесконечный тёмно-серый простор. Где-то вдалеке, за их спиной, едва занимался рассвет и уже можно было разглядеть какие-то две чёрные движущиеся точки. Возможно, это были местные жители посёлка, добывающие рыбу.

В полутора километрах от берега, где находились наши герои, виднелись два тёмных острова. Один большой и дремучий, издали он казался сплошной чёрной стеной, а рядом второй, совсем маленький, со скудной растительностью. В народе эти острова в шутку называют «Два дурака». Вот только почему им дали такое название, парни не знали. Наверное, у этих островов были, помимо шутливых, и другие названия. В общем, рыбаки решили отправиться на промысел именно к их берегам. Игорь первый ступил на лёд, попрыгал на нём немного и, убедившись, что он довольно прочный, смело зашагал вперёд. За ним шёл и его друг.

За спинами парней тихо поднималось утреннее солнце. Захрустел, заблестел под ногами серебристый снежок, а дальние берега накрыла сиреневая дымка. Всё ярче слепил глаза белый снег, парни шли и щурились от этого свечения. А ещё слушали тишину и любовались торжественной красотой зимней природы. Молчали. И каждый думал о чём-то своём.

К десяти часам утра путники вплотную подошли к берегу «Большого дурака» и решили устроить привал. От прогулки на свежем воздухе у ребят не на шутку разыгрался аппетит. Пока Юра выбирал «рыбное место» и бурил свежие лунки, Игорь варил в котелке походный обед – картошку с тушёнкой. Подкрепившись как следует, приятели вышли на лёд и расположились возле лунок, закинули свои удочки на глубину и замерли в ожидании.

Так безмолвно, неподвижно, любуясь зимними просторами, сидели они около получаса, пока в руках у Игоря не дёрнулась удочка. Вот и клюнула рыбка! Через мгновение на льду, рядом с удачливым рыболовом «плясал», растопырив плавники, небольшой полосатый окунёк. Игорю везло! Едва закинул новую приманку, и вот оно – рыбацкое счастье, тут же зацепилась и вторая, а затем ещё и третья рыбка. А вот Юре, в отличие от его приятеля, совсем не везло. Парень решил, что, видимо, выбрал неудачное место, встал и просверлил в двадцати шагах от прежней лунки новую. Но когда и она оказалась «пустой», Юру взяла досада.

Парень собрал рыболовные снасти и пошёл к берегу. Стоял полдень и солнце уже висело высоко над головой, начало заметно припекать. Побыв ещё немного на льду, Игорь вместе с «добычей» тоже сошёл на берег. Подкрепились. После обеда наступило какое-то расслабление, появилась вялость во всём теле.

Игорь вновь спустился на лёд и, смотря себе под ноги, пошёл к своей «уловистой» лунке. На пути к ней ему попалась небольшая палка, вмёрзшая в лёд, вокруг неё стояла чуть-чуть подтаявшая вода. И тут совершенно чётко Игорь услышал чей-то голос: «Не приближайся! Обойди это место стороной!». Парень обернулся по сторонам, но никого не увидел, и неожиданно для самого себя свернул вправо.

Не успел он отойти и пятнадцати шагов, как какая-то неведомая сила заставила его обернуться и посмотреть на друга. Юра следовал за ним, но, в отличие от своего приятеля, он не стал никуда сворачивать, а шёл напрямую к этой злосчастной чёрной палке.

И тут оба услышали хруст льда. Всё произошло так быстро, что никто из них не успел даже понять, что случилось. Лёд под Юрием «лопнул» – и вот он уже по плечи в холодной воде. Какой же парня охватил ужас! Юрий почувствовал, как ледяная вода постепенно, найдя в одежде открытые места, тихо и уверенно начала просачиваться в сапоги и в полушубок. Ещё через секунду всё его тело «обожгло» резким холодом, он понял, что руки и ноги быстро каменеют. Горячее дыхание невольного купальщика клубами вырывалось наружу вместе с душераздирающим криком о помощи. Было видно, что его охватила жуткая паника, и он принялся что есть мочи молотить руками по воде.

Поскольку от берега рыбаки находились не так далеко, то поначалу Юра пытался нащупать ногами дно, но когда понял, что это невозможно – глубина оказалась довольно приличной – его охватил ещё больший ужас. Он изо всех сил рванул к ледяной кромке, попытался зацепиться за неё руками, но лёд оказался настолько хрупким и тонким, что не выдерживал и тут же крошился. Полынья ловушки все разрасталась.

А что же его друг Игорь? Он в это время стоял в каком-то оцепенении и не знал, что делать дальше. Затем он словно очнулся и бросился на помощь к другу, однако подойти ближе, чем на пять шагов от полыньи, ему не удавалось. Пытаясь ещё чуть-чуть приблизиться в сторону утопающего, молодой человек почувствовал, что лёд под ним «заходил». Одно резкое движение или неосторожный шаг, и он также, как и его друг, может оказаться в ледяной западне.

Как назло, поблизости не было ни одной живой души. Пока Юрий беспомощно барахтался в ледяной воде, Игорь в отчаянии метался около него и пытался придумать, как помочь товарищу. А тот, вцепившись в лёд красными и распухшими от холода руками, в отчаянии кричал ему: «Ты только не бросай меня, только не бросай!». Было видно, что силы оставляют его.

Времени на раздумья не было, нужно было срочно что-то делать. Игорь лёг животом на лёд и медленно пополз к роковой полынье, и тут ему удалось схватить друга за мокрый рукав! Он попытался вытащить приятеля на лёд, но это было ему не по силам. Казалось, что какая-то неведомая сила где-то там, подо льдом, тянет Юрия назад и пытается забрать его в тёмную бездну. Одежда, в которой было так комфортно и тепло рыбачить, теперь, пропитавшись водой, превратилась в тяжёлые железные латы. Мешал спасению и рюкзак за спиной тонущего человека, он не давал ему свободы и тоже тянул на дно. И Юрий понял, что ему надо срочно от него избавляться.

Оказалось, что к таким экстренным ситуациям парни были совершенно не подготовлены. Ни палки, ни верёвки поблизости у ребят не было! Когда Игорь уже совсем отчаялся, ему в голову вдруг пришла спасительная мысль. Он решил отползти от полыньи подальше и бросить другу свой шерстяной и длинный шарф-хомут. И Юрка его понял, одной рукой и зубами он вцепился в шарф, а другой – держался за скользкий лёд, всеми силами пытаясь вылезти из водяного капкана.

Между тем, ноги Игоря буксовали на льду, тонкий шарф трещал по швам и резал руки, но он упорно продолжал вытягивать из полыньи попавшего в беду человека. Найдя для себя хорошую опору, он принялся что есть мочи тянуть эту спасительную нить, которая отделяла сейчас жизнь от смерти.

И слава Богу, хоть и с трудом, но другу всё же удалось выползти из смертельного круга. Оказавшись на свободе, он стал громко стонать и выть от жуткой боли. К нему было страшно прикоснуться, с его разбухшей одежды ручьями стекала холодная вода. Ко всему прочему, во время борьбы с водной стихией он потерял в полынье сапог.

Откатившись ещё немного от злосчастного места, оба приятеля ползком стали добираться до берега. Рыбакам нужно было срочно согреться, ведь мокрая одежда Юры уже покрылась ледяной коркой и затвердела. Руки от мороза не слушались, пальцы кое-как сгибались, и Игорь всё никак не мог нащупать и расстегнуть пуговицы полушубка. Ничего не оставалось делать, как рывком сдёргивать эти проклятые застёжки, сбросить полушубок и тем самым высвободить друга. С остальной одеждой пришлось поступить точно так же.

Бедного Юрия уже не колотил озноб, казалось, он безразлично относился к самому себе. Никогда ещё прежде Игорь не думал, что так может выглядеть человек. Тело Юрия казалось безжизненным, не способным чувствовать ни холод, ни тепло от костра. Чтобы согреть друга, его спаситель снял с себя отцовский полушубок и набросил на плечи пострадавшего. Потом он принялся озябшими ладонями растирать ему ноги, а после уже и сам разулся и надел приятелю свои унты. Сам же Игорь остался в вязаном свитере, в трико и в шерстяных носках.

Постоянно оглядываясь по сторонам, он в эти страшные минуты больше всего на свете надеялся увидеть кого-то из рыбаков. Но им по-прежнему не везло. Какое-то время, крепко прижавшись друг к другу, они сидели рядом с огнём и тщетно пытались согреться. Холод с каждой минутой захватывал их в плен.

В итоге внутри у парней что-то смирилось со стихией, в душе появилось странное спокойствие. Хотелось только закрыть глаза и спать целую вечность. Слабость одолела ребят, и тут Игорь почувствовал резкий удар в плечо. Он обернулся, и ему вдруг почудилось, что он увидел своего отца. Тот стоял невдалеке от них, с буром наперевес, и улыбался. А потом пошёл в сторону посёлка, ещё раз остановился на льду, обернулся и исчез.

Что пытался сказать ему отец и какой знак подавал, Игорь понял сразу. Он поднял голову и увидел, как у самого горизонта грозно ползла прямо на них тёмно-свинцовая гряда густых облаков. Засвистел ветер. Мелкий колючий снег кружил и впивался прямо в лицо и щёки. Вслед за вьюгой на горизонт тихо наступала тьма, а вдали, на берегу, с которого они пришли на остров, кое-где загорелись огни. Темнота стремительно стала опускаться на белый и безмолвный простор.

Игорь прекрасно понимал, что если они останутся ночевать на этом ледяном ветру, то может случиться непоправимое. Нужно было срочно возвращаться в город. Сейчас! И ни минутой позже! «Если мы останемся, мы умрём! – кричал он прямо в ухо своему безучастному другу. – Нужно идти в город! Вставай!».

Съёжившись, держа руки на уровне груди, чтобы хоть как-то сохранить небольшое тепло от одежды, двое парней поплелись к дальнему берегу, навстречу спасительным огням. Но самое страшное было впереди. Под ногами не было видно пути, свежий снег скрыл под собой опасные участки на льду. Они шли, будто сапёры. Делали шаг, останавливались и пытались услышать, хрустит ли лёд у них под ногами? Особенно тяжело преодолевать этот путь было Игорю. Шерстяные носки его постоянно прилипали ко льду, и он боялся, что они примёрзнут и порвутся, и тогда идти ему придётся босиком.

Сколько времени они шли – неизвестно, казалось, что их путь никогда не кончится. К берегу подошли уже под покровом густой темноты. Он оказался довольно крутым, а на самом его верху стояла чёрная изба, из окон которой лился тёплый свет. Это означало, что они всё-таки добрались и сейчас им окажут помощь, их обогреют и спасут. Если по ровному льду путники ещё как-то шли, то по земле, в гору, преодолевая скользкую наледь, оказалось идти куда сложнее. А чтобы устоять на месте и не слететь обратно вниз, им приходилось хвататься за обледенелые ветки.

Когда же двое рыбаков поднялись к избе и приоткрыли калитку, на них тут же набросился цепной пёс. Завывая на весь двор и метаясь на длинной цепи, он предупреждающе рычал на замёрзших пришельцев. Какое-то время Игорь и Юрий стояли у забора в надежде, что хозяин, услышав беспокойный лай собаки, выйдет на улицу или хотя бы подойдёт к окну, но, увы, к замёрзшим бедолагам никто не вышел. Делать было нечего: Игорь вошёл во двор и прямиком, еле перебирая ногами, направился к окну. В этот момент к нему подлетел озлобленный пёс и впился зубами прямо в правую ногу. Но парень боли не почувствовал. Он отбился от собаки и принялся барабанить в окно. В доме замелькала тень, потом занавеску открыли, и седой старик, нахмурив брови, принялся ругаться на парней. Но, увидев их ледяные кудри и одежду, тут же выбежал на крыльцо.

«Нам бы отогреться! – шептал Игорь, так как его голос куда-то пропал. – Мы с «Двух дураков» шли».

Старик впустил их в дом, помог снять застывшую от мороза одежду. Как мог, растёр своими горячими ладонями их ноги и руки, дал им свои тёплые шерстяные вещи и чуть ли не с головой укутал ватным одеялом. Потом спаситель заварил крутого чаю, заставил их выпить практически кипяток, а сам тут же, между хлопотами, стал рассказывать про то, как и сам не раз попадал в подобные передряги. Но парни не обращали на него внимания, они молча сидели рядом на диванчике, смотрели в одну точку и слышали только, как уютно трещат дрова в печке. Им всё ещё не верилось, что они выбрались из жуткого кошмара. Стоило только закрыть глаза и перед ними вновь всплывали картинки пережитого. А ещё они почти не чувствовали ног и рук, и это их беспокоило.

Где-то часа через два, когда конечности Юрия начали отогреваться, он почувствовал сильную боль, от неё его буквально выворачивало наизнанку. А ещё через некоторое время боль добралась и до Игоря. Кое-как пережив мучительную ночь, утром парни вызвали такси и прямо в одежде своего спасителя уехали в город, пообещав вернуться и отдать доброму старику его вещи.

Молодым людям, можно сказать, повезло, и они отделались лёгким переохлаждением и сильным испугом. А вот если бы они пробыли в плену у стихии ещё каких-то 15-30 минут, то исход истории был бы куда трагичней, не обошлось бы без серьёзного операционного вмешательства.

Вообще, этого кошмара можно было бы избежать, если бы наши герои знали элементарные правила поведения в экстремальных ситуациях. Коварство ледяной стихии в том, что на любом водоёме толщина и прочность льда везде разная. Считается, что его безопасная толщина для одного человека должна быть не менее 10-15 см, а для перемещения автомобиля по льду потребуется не менее 30 см.

И главное – при таких походах надо учитывать несколько правил, которые нужно строго соблюдать всем. Ни в коем случае нельзя выходить на лёд в тёмное время суток и при плохой видимости, особенно, если стоит туман, идёт снег или дождь. Начиная свой поход по «кристальной воде», нужно очень осторожно спускаться с берега. Не выходите на тёмные участки льда и не приближайтесь к тем местам, где растут деревья, кусты, торчат коряги, где ручьи впадают в реки, так как здесь наибольшая вероятность провалиться под лёд. Не подходите к другим рыболовам ближе чем на 3 метра и не обсверливайте лунками пространство рядом. Между каждой новой лункой расстояние должно быть не менее 5-7 метров. Если вы передвигаетесь по льду группой, то соблюдайте интервал не менее 5-6 метров друг от друга.

Ну, а если уж так случилось, и вы провалились под лёд, помните: паника – ваш злейший враг. Заранее позаботьтесь о том, чтобы у вас с собой было спасательное снаряжение: двух-трёхметровый шест, прочная верёвка не менее 15-25 метров длиной, «спасалки» – устройства, похожие на толстое шило, которые вешаются на грудь. Воткнув их в лёд, можно подтянуться и выбраться из воды. Выбирайтесь по возможности в ту сторону, откуда пришли – там проверенный лёд.

Оказавшись на берегу, снимите и отожмите всю одежду, потом снова наденьте (если нет сухой одежды) и закутайтесь в полиэтилен для сохранения тепла. Затем как можно быстрее добирайтесь до любого тёплого помещения или разведите костёр. Всё время растирайтесь руками.

Как только окажетесь в нагретом помещении, оденьтесь, укройтесь, обложитесь грелками (либо можно принять ванну температурой 37-38 °C), пейте горячий чай с коньяком или глинтвейн. А придя в себя, сразу же отправляйтесь в ближайшее медицинское учреждение, чтобы получить квалифицированную врачебную помощь.

Екатерина Вежливцева, «Вечерний Усть-Илим»

Комментарии

Ваше имя:

Сообщение:

Комментариев пока нет