О корейской медицине и доверии

Эта история произошла в первые полгода моей замужней жизни. У мужа началась сильнейшая ангина. Температура – под 40, горло болело ужасно.

Как и любая приличная русская девушка я знала, что делать! Притащила целый пакет: парацетамол, соду для полоскания, витамин С в виде таблеток и фруктов, водку для обтирания и горчичный порошок – ноги попарить. Даже сильнейший антибиотик принесла на всякий случай. И знаете, ничего не помогло – муж просто отказался пить таблетки и принимать эти «припарки». «Ты же не врач! Как ты можешь мне лекарства давать? Где ты достала их вообще?» – он бы даже закричал, если б горло не болело. «Ну и дурак!» – подумала я и притащила его в больницу, где ему дали те же самые лекарства. Ничего удивительного – знаю я теперь, когда сама столкнулась с корейской медициной. Сегодня расскажу вам о корейских врачах и о доверии.

Даже в пандемию пациентов с другими диагнозами в больнице немало, врачи продолжают вести прием

Путь на Олимп

Долго тянуть с главным я не буду: врачи здесь почти боги! С соответствующими богам зарплатами и ответственностью… Помните, Гераклу нужно было совершать подвиги, чтобы стать богом и подняться на Олимп? Путь корейских врачей тоже непрост.

Подвиг первый – выучиться

В России у меня есть близкая подруга – замечательный врач! Она часто шутит, что неплохо было бы поехать работать в Корею. Конечно, неплохо, если бы не одно «но»: чтобы работать врачом в Корее, нужно быть корейцем. Официально такого, конечно, нигде не напишут, но так получается. Смотрите сами: чтобы получить лицензию врача, хотя бы одну ступень высшего образования придется окончить здесь, в Корее, разумеется, на корейском. При поступлении придется конкурировать с корейцами, и даже если по знаниям вы им не уступите, то в языке вряд ли обойдете. Но и корейцам непросто: чтобы попасть в медицинский, нужно сдать школьный выпускной экзамен на 380 баллов из 400, а потом пройти дополнительные вступительные испытания. В итоге в университет поступают всего 3% абитуриентов! И не все из них смогут дойти до выпуска, учеба – тоже не из простых. Из-за сложности поступления и обучения медицинские факультеты считаются самыми престижными, а значит и стоят соответствующе.

Если все же иностранцу посчастливится победить конкурента-корейца, то далее придется основательно потратиться. На врача учиться дольше всех: 6 лет бакалавриата, но лишь 25% врачей останавливаются на этом. Далее – магистратура, правда, степень магистра получают всего 5%, а остальные 70% – обладатели докторской степени. В общем, поступить – сложно, учиться – дорого и очень сложно, но самое трудное – выстоять до конца. Да, придется выучить не только корейский, но и английский, он необходим для публикации научных статей, без которых ученую степень не получить.

После вуза английский тоже пригодится – чтобы быть в курсе последних исследований и достижений мировой медицины и лечить самыми передовыми методами. А еще хороший английский – это билет за границу, в кабинетах многих корейских врачей можно увидеть множество дипломов иностранных вузов. Особенно здесь гордятся дипломами Гарварда, Кембриджа и прочих престижных заведений… Конечно, их обладатель на две головы обходит конкурентов.

Подвиг второй – выдержать конкуренцию

Врачей в Корее немного: по статистике – 2,3 на 1000 человек населения, при том что в других развитых странах – 3,4. Самые высокие зарплаты получают в крупнейших больницах Сеула, а их всего пять. Нетрудно догадаться, какую надо иметь квалификацию, чтобы там работать. Кто не смог устроиться в этой «пятерке лучших» (не окончил Гарвард, не прошел с десяток стажировок за границей или просто не повезло), нацеливается на больницы поменьше, тоже в Сеуле или в других больших городах. Можно открыть частный кабинет первичного приема, такие есть в каждом районе каждого города. Здесь ставят первичный диагноз, выписывают лекарства, если заподозрят что-то серьезное – направят в клинику. В итоге получается, что качество медицинских услуг в стране одинаково высокое.

Однако тенденция нехватки медиков в небольших районных медучреждениях есть. Поэтому власти решили в 2022-2032 годах дополнительно обучить 4000 эскулапов и три четверти из них отправить в районные больницы. Корейскую ассоциацию медиков этот план возмутил. Тысячи врачей и интернов прекратили работу и вышли на демонстрации – и это в самый разгар пандемии! Знаете, почему они протестовали? Потому что уверены, что увеличение набора в медвузы искусственно снизит конкуренцию при поступлении, а с ней – квалификацию будущих врачей, престиж профессии, зарплаты и качество медицинских услуг. А вот конкуренция при приеме на работу станет еще выше. «Город наводнится новоиспеченными докторами, а в регионы как не ехали, так и не поедут!» – возмущались врачи и требовали, чтобы вопрос районных больниц был решен другим путем. Бастующие интерны даже бойкотировали экзамен на получение лицензии врача! Забастовка длилась почти две недели, в итоге стороны согласились, что делать и без того конкурентную среду в городах еще конкурентнее – план не лучший. Договорились доработать. Кстати, суровое корейское министерство здравоохранения отказало интернам в пересдаче экзамена.

Подвиг третий – держать планку

Планка у корейских докторов очень высокая, а доверие к ним – почти абсолютное! Вот история про доверие: мы пришли на прием в частный кабинет врача рядом с домом. Врач: «Добрый день, что беспокоит?» Муж: «Здравствуйте, живот болит, у меня язва была, болит как обычно». В ответ – кивок и молчание. Две минуты мы слушали, как врач стучит пальцами по клавиатуре, смотрит предыдущие записи, печатает что-то и дает распечатку мужу. «Оплатите на стойке у входа». Выходим из кабинета. Я не поняла, почему муж ни о чем не спросил врача, начала спрашивать: «Что это было? Это серьезно? Питание контролировать надо? Таблетки надо пить? Что за таблетки?» Я была в шоке. Муж глянул на администратора, которая смотрела на меня удивленно и даже испуганно, и отмахнулся, мол, перестань, стыдоба какая. Молча оплатил прием на кассе, зашел в аптеку напротив. Там ему дали пакетик с лекарствами, тоже без лишних слов. Открываем, а там – какая-то бумажка и лента лекарств в маленьких пакетиках, один пакетик – один прием. На каждом написано: «30 минут до завтрака (обеда, ужина)». На бумажке – название препаратов, возможные побочные эффекты и указания, в каком случае обратиться к врачу. Все! Никаких лишних слов. Никаких проблем с доверием. Даже таблетки считать не надо! Так и живем: есть проблема – пей, что доктор прописал, а фармацевт по пакетикам разложил. И все у тебя будет хорошо. Задавать какие-то вопросы врачам здесь даже оскорбительно – врач сам сообщит все, что нужно. В серьезных случаях (когда речь идет об операции или, например, химиотерапии) решение, конечно, остается за пациентом. Но если схема лечения ясна, то все решает врач, ведь пациент – не медик! Пациент может пояснений доктора даже не понять, а тот будет просто тратить время, а мог бы помочь кому-то еще.

Так фасуют таблетки в любой корейской аптеке. На пакетиках – время приёма, дата покупки лекарства и порядковый номер – точно не забудешь, выпил ты их сегодня или ещё нет. Иногда даже имя печатают: чтобы с лекарствами мужа, например, не перепутать. Слева на фото – таблетки из ветклиники. Даже котику – только по рецепту!

Такое доверие к врачам появилось не на пустом месте: доктор за свои действия отвечает и своей репутацией, и репутацией больницы. Конечно, ни одна больница не станет подвергать себя рискам, держа в штате непроверенного, странного или просто плохого врача. Так и получается: хочешь остаться на работе – работай хорошо!

Ну и еще один важный фактор. Высочайшее качество медицинских услуг здесь – это не «так сложилось исторически». Медицина в Корее полностью платная, это – бизнес. Пациент – клиент, он платит немалые деньги и точно знает, что покупает. А покупает он главное в корейском бизнес-подходе – качество. Схема такая: из качества формируется стоимость услуги, из стоимости – зарплата персонала, а когда получаешь такую зарплату, неприлично оказывать некачественную услугу! Средняя зарплата молодого врача здесь – 77 млн вон в год (чуть больше 5 млн рублей), это в два раза выше средней по стране. Опытные врачи (те, кто работают более 8 лет) получают уже 147 млн вон в год (около 10 млн рублей).

Врачи и «корона»

Я уже рассказывала, что борьба с коронавирусом в Корее проходит не совсем так, как у нас – я имею в виду то, что с врачами корейцы не спорят. Никому и в голову не придет гуглить и пить какие-то лекарства без назначения. Да даже если бы и пришло – без рецепта здесь можно купить разве что «Тайленол» от головной боли. Слово доктора – закон. Пациент – не врач, его этому не учили. А врачи посвятили медицине всю свою жизнь и не раз доказали профпригодность! Корейское медицинское сообщество во время пандемии выступает единым фронтом: если сказали, что нужно носить маски, то носят все. В существовании вируса грамотные и образованные врачи не сомневаются, восклицающих «а мы идем на Север!» здесь нет, и сложно даже представить реакцию коллег и пациентов на такое заявление. Успехи в борьбе с COVID-19 говорят сами за себя: прирост заболевших остается стабильным – в среднем 130 человек в день. Уровень социального дистанцирования понизили до первого – маски по-прежнему нужно носить везде. Открыли рестораны, кафе, торговые центры, дети вернулись в школы. Систему дистанцирования решили пересмотреть: к уже существующим 1, 2 и 3-му уровням добавили промежуточные 1,5 и 2,5, а страну разделили на семь зон, для каждой можно вводить свой уровень.

P.S.

Я вот уже больше года постоянный пациент одной из корейских больниц. В первое время, как и любая русская пациентка, приставала к врачу с расспросами, сомневалась, искала информацию в интернете и выдвигала какие-то неправдоподобные гипотезы. К счастью, мой доктор отнесся к этому с пониманием. Он давно работает с иностранцами и считает все это нашей сумасшедшинкой. Мой доктор, как и все врачи здесь, очень много работает. Его рабочий день заканчивается в 17:00, но он приходил ко мне в палату и в 7, и в 9 вечера. Он очень устает, и это видно. Когда я задавала кучу вопросов - он отвечал на все, когда я выдвигала предположения – он их отвергал, и ни разу ни ошибся! В конце концов я поняла, что попала в надежные руки. А если причин сомневаться нет, зачем донимать вопросами человека? Пять минут отдыха ему будут нужнее, чем мне – его ответы. Но это – все равно не главная причина доверия к врачам в Корее. Когда я спросила мужа, почему пациенты ничего не спрашивают у докторов, он предложил такое объяснение: у кого-то работа – печь пиццу, у кого-то – учить детей, а у кого-то – лечить людей. Мы же не спрашиваем у повара, как и почему так он раскатывает тесто для пиццы? И тем более не спорим и не даем ему советы. Не бастуем, мол, нас обманывают. Мы пиццу едим и все. Вот залог успеха: нужно просто хорошо делать свою работу и не лезть в чужую. Помните, что корейцы считают себя винтиками огромного механизма? Врачи – тоже его часть, и одна из самых важных. Отсюда – высокое положение, хорошие условия жизни и главное – доверие и бесконечная благодарность всех: и пациентов, и тех, которые благодаря стараниям врачей пациентами не стали.

Галина Фирсова, «Вестник УИ ЛПК»

Комментарии

Ваше имя:

Сообщение:

Комментариев пока нет