Иллюзия юга. Где нынче отдыхают сибиряки?

Мне недавно в поезде один узбек (мужчина представился Исмаилом) рассказал, как живут они нынче в Узбекистане. Похвалился, что теперь, после того как вышла эта республика из Советского Союза, живут они на своей территории очень хорошо и зажиточно. В каждом дворе у них стоит по 2-3 машины, так как под крышей одного дома обитает несколько семей. Восемь месяцев в году Исмаил работает у нас, в России, на золотых приисках в Бодайбо. А оставшееся время он живёт у себя на родине. Трудится вот уже много лет водителем у одного и того же работодателя, и тот его очень ценит, так как Исмаил не пьёт и не курит и, видимо, хорошо выполняет свои профессиональные обязанности. Все полученные деньги он увозит семье домой. Зарплату на этих вахтовых работах мужчина получает очень даже солидную: её с лихвой хватает и на жизнь, и на обучение детей, да и на подготовку свадеб для отпрысков. Детей у него много, пять человек, а свадьбы в тех местах справляют очень богатые, и денег на все эти приятные заботы уходит уйма.

Наш разговор вдруг почему-то зашёл о воровстве. Как у нас с этим обстоят дела, мы хорошо знаем. Не секрет, что стали мы нынче чересчур «демократичными» и позволили разным жуликам вести себя так, как им заблагорассудится. А вот у них в Узбекистане, оказывается, с этим делом всё обстоит иначе. Если вора поймали на краже в первый раз, то ему отрубают один палец, если попадётся ещё раз, то отрубают следующий, ну а потом – уже и целую кисть. Не буду описывать всех этих ужасов, чтобы не пугать читателей. Тут надо уточнить, что речь не идёт об Уголовном кодексе Узбекистана. Там, разумеется, таких наказаний не предусмотрено. Подобным образом с ворами расправляются неофициально (своеобразный народный суд).

Исмаил похвалился ещё и тем, что честность в его стране возвели на самый высокий пьедестал. К примеру, человек, пришедший с сумкой денег на любой рынок, может спокойно повесить эту сумку на гвоздик в какой-нибудь лавке и отправляться по своим делам. Никто до его поклажи даже не дотронется, так как все люди там знают, что цена наказания за кражу очень высока.

Послушали мы рассказ нашего попутчика и улеглись спать. Сказать, что все удивились такому положению дел в этой стране, это значит ничего не сказать. А привела я этот случай в связи с тем, что как раз на отдыхе, с которого мы возвращались, нам пришлось столкнуться с воровством. Но моя нынешняя история не об этом, а о жизни сибирской глубинки в летнюю пору. О факте кражи я расскажу чуть ниже, а сейчас я хочу поведать о новых местах отдыха – ведь отпускная пора всё ещё продолжается. Надеюсь, что кому-то моя информация может пригодиться. Возможно, устьилимцы пока ещё не открыли для себя этих мест, а они того стоят. Начну по порядку.

Всю зиму я искала в интернете новые заповедные места Сибири и наткнулась на описание уникального солёного озера – Большое Яровое. Прочитав о нём буквально тонну информации, я решила, что мне его нужно обязательно посетить нынешним летом, так как целебная вода этого озера очень полезна для кожи и суставов. Путь до тех славных мест был неблизким, но нам с моей приятельницей удалось его преодолеть буквально за пару суток с небольшим. Правда, купальный сезон в тех местах длится недолго, примерно до 20-х чисел августа. Потом озеро остывает, и весь пляжный народ разъезжается по своим городам и весям. Так что тем, кто ещё не определился, куда нынче поехать, рекомендую отдохнуть на этих песчаных берегах.

Сначала мы отправились автобусом до Братска, потом оттуда поехали до Новосибирска, добрались до него за сутки. В Новосибирск наш состав прибыл ранним утром, так что прямо с поезда мы пошли в небольшую гостиницу при вокзале, где сдаются комнаты. Диапазон цен здесь был самый разный, предлагались даже люксы, но наш бюджет был скромен до невозможного. Взяли что подешевле. Нам достался двухместный номер с телевизором, правда удобств в самой комнате не было никаких. Душ и туалет размещались на этаже. Заплатить за двенадцать часов проживания пришлось чуть больше тысячи рублей – для нас это было слишком дорого. Но мы на это пошли, так как сидеть в зале ожидания столько времени было просто невыносимо. Рекомендую всем, решившим отправиться по моему маршруту, платить сразу за сутки проживания. Тогда это удовольствие обойдётся вам на несколько сотен рублей дешевле. Выспавшись, мы решили прогуляться по знаменитому городу, в который так стремится наш местный люд. Скажу сразу, что бывала я в нём несколько раз и раньше. Город современный и чистый, только вот люди, живущие в нём, показались мне несколько грубоватыми и резкими. А может быть, нам просто в этот день не повезло или так время нынче изменилось в худшую сторону? Поди разберись теперь, почему наши сибиряки стали так угрюмы и неприветливы. Погуляв по улицам, мы вернулись на железнодорожный вокзал, так как через два часа нам надо было вновь садиться на поезд и ехать целую ночь до Славгорода. И вот уже посадка, и мы опять устремляемся к намеченной цели. В плацкартном вагоне шум и гам: на отдых едут мамаши с детками, бабушки и дедушки, тётушки и девушки, все места заняты, поезд трогается. Ребятишки бегают по вагону, а взрослые начинают разговоры – кто, откуда и куда направляется – и мы уже не удивляемся тому, что все пассажиры едут до Большого Ярового. Утром, наконец-то, добрались до места и сразу взяли такси. Ехать из Славгорода до Ярового минут пятнадцать-двадцать, поскольку расстояние до него всего-то восемь километров! Когда мы возвращались домой, то доехали на рейсовом автобусе (а они ходят здесь регулярно) до железнодорожного вокзала, заплатив за билет всего-то по двадцать рублей.

В самый сезон в этих местах царит настоящее столпотворение и, как оказалось, снять хорошую квартиру рядом с озером в середине июля очень проблематично. Но к вечеру каждый всё равно находит то, что ему нужно. Главное, не переживать, что можешь остаться без крова. Практически всё население этого городка сдаёт жильё отдыхающим. Курортный бум с каждым годом нарастает, и люди едут сюда отдыхать не только со всей Новосибирской области, но и с других регионов. А уж толпы людей, что мы здесь увидели, просто поражают воображение. Хозяйка, с которой мы заранее созванивались, увидев нас, даже не смутилась и сказала, что то, что она нам обещала, теперь уже не имеет силы, так как жильё она сдала другим. Видно, появился клиент побогаче! Очи её при этом так алч-но сверкнули, что я сразу поняла, что совсем не хочу у неё останавливаться. Немного побродив по городку, мы нашли себе и кров, и дом, который располагался рядом с озером. Жильё показалось нам очень милым и уютным. В нём было всё, что нам нужно. Мы сняли трёхкомнатную квартиру, меньше уже просто не было, и она вся оказалась в нашем распоряжении. Хозяйка была мила и приветлива. Да, собственно говоря, почему она не должна быть радостной, ведь за восемь дней мы заплатили ей сразу семнадцать тысяч рублей. Правда, две с половиной она отдала посреднику, который привёл нас к ней. Для здешних мест это очень хорошие деньги. Люди в этих краях получают маленькие зарплаты, а многие жители и вовсе сидят без работы. Пишу об этих мелочах так подробно лишь потому, что знаю, как ограничен бюджет наших людей, которые отправляются в отпуск. Люди обеспеченные летом отдыхают на Тенерифе или на модных нынче Карибах, ну, а простой народ едет по таким вот солёным озёрам. Кстати, курорт «Яровое» нынче называют «Сибирской Ибицей»!

Вернусь к описанию нашего жилья. Съёмная квартира, где мы расположились, находилась на первом этаже. В ней сделан ремонт, имелись даже натяжные потолки и пластиковые окна, которые были оснащены противомоскитными сетками, поскольку летом здесь водится мошкара. Наша квартирная хозяйка сразу предупредила, чтобы мы не оставляли вещей на подоконниках, когда будем проветривать комнаты. Но мы к её предупреждениям отнеслись легкомысленно, и уже на второй день у нас с подоконника утащили сотовый телефон, просто отодвинув противомоскитную сетку! Кто-то отдыхает, а кто-то «работает». Моя подруга осталась без связи, а я получила хороший урок, что на отдыхе нельзя расслабляться, надо всё же помнить – у нас не Узбекистан, а живём мы в России. Ну, вот и всё о нашем быте, а дальше было знакомство с озером.

Оно оказалось действительно уникальным. Когда мы к нему приблизились, то увидели, что синяя гладь воды уходит далеко к горизонту. На берегу песок. Говорят, что сюда его завезли специально, когда благоустраивали пляжную зону. Теперь отдыхать на этих берегах очень приятно. Всё побережье украшено искусственными пальмами, которые смотрятся здесь очень даже забавно. Другой растительности нет. Вода Большого Ярового обладает целебными свойствами и излечивает людей от многих болячек. Нырять в нём практически невозможно, так как озёрная вода выталкивает человека на поверхность.

Особенно в озере полезны пары брома, которые вода испаряет на поверхность, и если вы будете сидеть или гулять вблизи водоёма, то ваша нервная система уже через несколько дней нормализуется. Живых организмов в этом озере не водится, но оно наполнено единственными его обитателями – рачками – которые в результате своей жизнедеятельности дают воде целебную рапу и лечебную грязь. Мы приехали отдыхать сюда в середине июля, и вода в это время была достаточно тёплой и приятной для купания. Одним словом, самый пик сезона. Некоторые отдыхающие заезжают сюда даже в мае и с удовольствием плещутся в полезных водах. Ну, а вокруг самого Ярового с утра до ночи кипит курортная жизнь. Здесь прямо на берегу разместился настоящий аквапарк со множественными аттракционами и разными горками – детей оттуда невозможно вытащить. С утра до вечера на берегах раздаётся радостный детский визг и восторженные крики ребятишек, да и взрослые от них не отстают.

Когда-то я много путешествовала по разным странам и удивлялась тому, как изобретательны капиталисты в индустрии отдыха. Но вот, наконец-то, и у нас научились коечему у буржуа. Мы ходили с подругой по курорту «Яровое» и всё время удивлялись тому, как много интересного понастроили и понапридумывали местные предприниматели! Именно поэтому, кстати, люди сюда и потянулись, и стали с удовольствием отдыхать у себя на родине, так как раньше такого досуга мы не знали. Хозяйка квартиры нам сказала, что в этих местах за сезон бизнесмены зарабатывают миллионы рублей. Надо полагать, что это не голословное утверждение. Размер статьи не позволяет мне рассказать обо всех изюминках курорта, но смею заверить, что отдыхающие обязательно найдут в этом месте что-то удивительное для себя. Ведь там сегодня предлагают очень разнообразные процедуры: грязь, массаж, различные обёртывания и даже пилинг с помощью рыбок.

Если вы отправитесь в эти места, то развлечения достанутся каждому: взрослые с удовольствием отдохнут на разных пенных вечеринках и дискотеках, посетят всевозможные концерты – этот курорт не обходит своим коммерческим вниманием даже Вера Брежнева!

Деньги здесь улетают так же, как и где-нибудь в Сочи – очень стремительно, поскольку искушений на отдыхе предостаточно. Тут тебе и ресторан китайской кухни, а на другом уголке пляжа – узбекской. На улочках городка есть даже променад, прогулочная зона. Там повсюду установлены красивые скульптуры, светящиеся деревья украшают аллеи. Иногда кажется, что ты где-нибудь в Ялте или Анапе, одним словом, иллюзия южного побережья полная, не хватает лишь аромата юга. Правда, шашлыками тут пахнет повсюду. Говорят, что в день на этом курорте отдыхающими съедаются тонны мяса!

Городок Яровое тихий и спокойный, в нём всего-то чуть больше тридцати тысяч населения, но в курортный сезон количество людей вырастает до ста пятидесяти тысяч. Однако миграция населения всё же присутствует, люди уезжают, так как стабильности здесь тоже нет, отсутствует постоянная работа. Она в основном сезонная. Когда-то этот городок и вся его инфраструктура были построены, благодаря местному химическому заводу, который выпускал лаки и эмали для всей страны. Здесь были построены санатории и пансионаты, Дворец культуры, школы и детские сады. Но то время кануло в лету, и теперь в этом тихом местечке остались функционировать только санатории, которые используют при процедурах целебные грязи и соли лечебного озера. На улочках много женщин, торгующих поспевшей вишней и ранними овощами. На местном рынке продают свежую рыбу, которая в изобилии водится в пресных водоёмах. Рыбу ловят в основном на удочку и спиннинги. Сазаны здесь достигают двадцати пяти килограммов по весу, такой экземпляр я видела в местном рыбном киоске. Цена судака – сто двадцать рублей, карась и сазан продаются по семьдесят, а местные мелкие раки уходят по четыреста. Раки мне показались слишком мелкими. Магазинчиков здесь мало, зато в изобилии кафешки и киоски с разной едой. Однажды мы попробовали местных беляшей и были шокированы их размерами: величиной они были с большую тарелку, а начинка из мяса в них была такой огромной и вкусной, что сыты мы были этими беляшами целый день. Много чего мне бы хотелось ещё рассказать. К примеру, о местной художественной самодеятельности, концерт которой мы с удовольствием посетили.

Курортная жизнь нас вскоре утомила, ведь мы то ездили на экскурсии, то кружили по городку в поисках местных достопримечательностей, поэтому, наотдыхавшись, захотели домой.

Хорошо было там, но всё хорошее когда-нибудь кончается. Хотела ли бы я туда переехать? Нет, не хотела бы. Какая это жизнь без нашей тайги – тоска изведёт. А вот отдыхать там отлично. Именно там ещё осталась настоящая рыба в озёрах, свою-то мы уже загубили. Ну вот, не удержалась и «сползла» на свой привычный тон. Хотя, по сути, я права: рыбы у нас хорошей уже нет, как нет и таких вот обустроенных мест для купания. Наши горожане в летнюю жару уезжают купаться аж на Зябу ( Братское водохранилище), а это далековато. Неплохо бы и у нас такое местечко обустроить, глядишь, и к нам бы люди потянулись, а кто-то свой бизнес на этом «поднял». Но может, всё ещё будет, хотя теперь это зависит уже от будущего мэра, которого мы должны выбрать нынешней осенью. Пока нам что-то с ними не везёт, поэтому и ездим за три моря отдыхать, а могли бы эти деньги тратить у себя.