Как борются с COVID-19 в Корее – стране с одним из самых высоких уровней медицины

В Усть-Илимске день ото дня растет количество выявленных случаев заражения COVID-19, но при этом ситуация в городе расслабленная в части использования горожанами средств защиты от инфекции. И людей, которые не верят в коронавирус, немало. Про реальные истории болезни новой инфекцией тех, которые тоже не верили, мы рассказали ранее. А сейчас внештатный корреспондент «Вестника» рассказажет о том, что происходит в Южной Корее, где наименьшее число зараженных и умерших в мире. Как им это удается…

Корейцы верят в эти «сказки»

О том, как борются с COVID-19 и ковид-диссидентами в стране с одним из самых высоких уровней медицины в мире, о том, как здесь пережить карантин, об ответственности и безответственности.

Пустые улицы Сеула

Пустые улицы Сеула

Я сижу взаперти, смотрю в окно на редких прохожих в масках и переживаю. Я – в Южной Корее (Республика Корея – РК), приехала сюда по двум веским причинам: во-первых, здесь мой муж, во-вторых, мне срочно нужно пройти очередное обследование у моего врача. Что из этого важнее – даже не знаю… Сижу взаперти уже больше недели, сидеть еще несколько дней – такие условия карантина.

Визу в Страну утренней свежести я получила недавно (иностранцу сейчас можно попасть в РК только по специальной визе). Взяла билет на рейс из Владивостока в Сеул. Взяла, можно сказать, по необычайному везению, ведь рейс - вывозной, обычного авиасообщения еще нет. После 14-часового перелета (все время – в маске и перчатках, дышать нечем, руки потеют) я в аэропорту Сеула. Заполняю кипу анкет и получаю постановление об обязательном двухнедельном карантине. Естественно, прохожу тест на коронавирус в специальном центре по месту жительства (в России я сдавала его уже два раза, иначе не дали бы визу и могли не пустить в самолет). В этом же центре мне сообщили, что у пассажира с моего рейса обнаружили COVID-19, и сказали, что если я не заразилась, то только благодаря моему серьезному отношению к СИЗам.

Так вот, я сижу взаперти, смотрю в окно и натыкаюсь в инете на комментарий: «Вы такие взрослые люди, а все в сказки верите!». «Сказки» — это коронавирус. Оказывается, сейчас модно думать, что это только в России карантин, куча неудобств и финансовых потерь. Оказывается, не из-за вируса! Оказывается, его вовсе и нет! А в масках ходят легковерные простаки, которым правда недоступна. Да…

Это – комментарий человека, которому проще жить по принципу «нет того, чего нет у меня», «все это вранье» и «все это – сказки». Я немного расскажу о том, в какие «сказки» верят или не верят в Южной Корее и как здесь выживают в условиях пандемии.

Три T

Ситуацию с COVID-19 в РК я мониторила с самого начала эпидемии. К ней корейцы отнеслись серьезно, ведь они не понаслышке знают о последствиях: в 2015 году страна уже пережила MERS – другой тип коронавируса. Тогда Корея не была готова к внезапной вспышке, и последствия были серьезными.

Сделав выводы, корейцы разработали пакет мер и правил поведения граждан при эпидемиях. Именно они в 2020 году позволили смягчить удар первой волны, а главное – каждый гражданин РК осознает, что действенность этих мер зависит в первую очередь от его поведения. Сейчас – вторая волна, правила все еще действуют.

Стратегия борьбы с вирусом в Корее называется «Три Т», от трех английских слов trace-test-treat (отследить – протестировать – вылечить).

Trace

Выявление новых и потенциальных больных происходит с помощью тотальной слежки. За всеми контактами инфицированных следят при помощи GPS на телефонах, данных по кредитным картам и огромного количества камер наблюдения, которые покрывают большую часть страны. Опрашивают всех, с кем мог контактировать больной. Заразившимся присваивают номера, их маршруты с точностью до минуты выкладывают в общий доступ в специальных приложениях с картами передвижения. Такие приложения есть почти у всех. Смс-оповещения о новых больных приходят каждому обладателю корейской симкарты и даже тем, кто в роуминге, как я. Из-за этого в особо тяжелые дни приходится отключать звук на телефоне. И если вы думаете, что кого-то в этом случае волнуют права человека – вы ошибаетесь. Да, имя и место жительства больного не указываются, но при такой полной информации понять, о ком конкретно речь, совсем несложно.

Test

Отслеженные контактные проходят обязательное тестирование. Тесты делают в специальных больницах, возле входа ставят отдельные палатки и кабинки. Я была в такой, и это было очень страшно! В палатках сотрудники в полной защите записывают все данные и измеряют температуру, дают одноразовые перчатки и отправляют на мазок в кабинку. Кабинка разделена на две части: перед стеклом – место для пациента (стены и пол в ней мокрые от непрерывной обработки дезсредством). За стеклом – место работника. В стекле – два отверстия для его рук. Медработник за стеклом тоже в полной защите. Стаканчик и пробирки пациент должен сам убрать в специальный шкаф, который открывается с обеих сторон. Все настолько серьезно, что сразу чувствуешь себя больным...

Treat

Лечение коронавируса в Корее не сильно отличается от лечения в остальных странах мира: госпитализация, изолированная палата, при необходимости – аппарат ИВЛ. Есть проблемы с размещением: вторая волна сопровождается огромным количеством больных, их размещают в специальных изолированных отделениях. На начало сентября на всю страну в таких палатах осталось всего семь мест, и все они – в одной провинции!

В этой ситуации крупнейшие корейские корпорации Samsung, LG, Hongdae, Kia, Daewoo и другие – добровольно освобождают производственные площади и предоставляют их для новых больных. На 6 сентября доля выздоровевших в ЮК составляет 76,24%, смертность – 1,58%.

Моя ответственность

Ключевой фактор в борьбе с эпидемией – личная ответственность. В борьбе за здоровье нации в РК личные интересы уходят на второй план, в приоритете – общее благо, поэтому несоблюдение рекомендаций здесь приравнивают чуть ли не к терроризму.

В первую волну о необходимости носить маски и мыть руки не нужно было и напоминать, маска здесь – дело привычное. Хотя, конечно, напоминали: по всем государственным каналам, на каждой остановке общественного транспорта и в каждом общественном туалете. Когда первая волна спала – люди начали расслабляться, но в общественные места по-прежнему старались без необходимости не выбираться, да и маски снять решились немногие.

Вторая волна ударила внезапно, и, чтобы усилить контроль, были введены дополнительные меры. Сейчас по всей стране объявлен второй уровень социального дистанцирования: нельзя собираться в группы более 50 человек в помещении и 100 человек на улице, запрещены церковные службы, свадьбы и др. Ношение маски обязательно везде, даже на улице! Рестораны работают до 21:00, внутри обязательна специальная рассадка с соблюдением дистанции, а кофейни работают только навынос. Закрыты ночные клубы, караоке-бары и интернет-кафе. В Сеуле и провинции Кёнгидо уровень мер повысили до 2.5, рестораны работают только навынос, запрещены собрания более 10 человек.

Все эти требования соблюдаются законопослушными гражданами безоговорочно, ведь на кону – здоровье родных и близких. И здесь никто не постесняется пристыдить прохожего без маски, если, конечно, увидит такое редкое зрелище. Более того, нарушителя сфотографируют и отправят фото в надзорные органы. Те его без труда вычислят и выпишут огромный штраф – до 3 тысяч долларов, это почти 230 тысяч рублей! В условиях пандемии сообщить о чьем-то нарушении – это не стукачество, это мера по защите здоровья своей семьи. Кстати, если кто-то заразился – нарушитель оплачивает не только штраф, но и лечение всех контактных с ним больных.

Их безответственность

В общем-то корейцы очень дисциплинированные, но везде попадаются уникумы. Так, один гражданин в час ночи сбежал из больничного карантина в любимую кофейню, после чего насладился прогулкой под луной. Полиция сразу же выследила его по кредитной карте и вернула в место карантина. Общественность так активно обсуждала этот случай, что половина населения страны подписала петицию с требованием наказать нарушителя рублем (то есть воной). К счастью, никто не заразился, но непослушание и любимый латте обошлись беглецу дороговато – в 12,5 тысячи долларов, почти миллион рублей.

Общественный резонанс вызывают некоторые церкви (система церквей в Корее отличается от нашей, здесь нет единой церкви). Самые крупные вспышки заболевания были вызваны прихожанами, которые после служений разъезжались по разным городам. Церковные собрания сейчас – под строгим запретом, а по делу против руководства одной из церквей уже прошло судебное заседание. С этой церковью связан вообще вопиющий инцидент: прихожане, супружеская пара, отказались проходить тестирование. Когда к ним пришли медики и пригрозили сделать тесты принудительно и привлечь полицию, супруги стали плеваться (!) и даже обняли одну из медсестер с криками: «Тогда и ты теперь проверяйся!» Супруги оказались инфицированными, у медсестры, к счастью, вирус не выявили. Губернатор провинции Кёнги подал в суд на эту пару и требует самого строгого наказания.

Эти случаи крайне радикальной безответственности действительно из ряда вон, они единичны. Таких нарушителей называют ковид-диссидентами – люди, отрицающие существование вируса, даже если они сами им заразились. Они из тех, кто считает, что все это – сказки, а верить сказкам нельзя. Здесь таких «упёртых» обсуждает и порицает вся страна, ведь в глазах корейцев их действия – акты террора.

Зачем пожаловали?

Ну а я оказалась в такой ситуации: мне было необходимо заехать в Корею из другой страны. И не просто из другой, а из страны с особым риском заражения COVID-19 – корейцы наслышаны о наших «смельчаках» без масок и не хотят таких пускать к себе. А если и пускают, то по прилете в аэропорту все обязаны согласиться на изоляцию. Есть два варианта ее прохождения: по месту жительства или в специальном учреждении (обязательно для всех, у кого нет постоянного места жительства).

Проходить карантин дома – это большая удача. Однако на слово никто не поверит, что дом соответствует условиям изоляции. За два дня до моего приезда муж позвонил в надзорный орган и сообщил, что я приезжаю. После этого проверяющие пришли в нашу квартиру с инспекцией. Проверили и дали указания об обязательной обработке ванной комнаты и кухни после каждого использования. Мужу разрешили даже встретить меня в аэропорту (конечно, в маске и перчатках). Это тоже необычно, может, потому что я – иностранка. Граждан РК, вернувшихся на родину, из аэропорта развозят только на специальных машинах. Во время изоляции контакты с домашними исключены, в ванную и к холодильнику – только в СИЗах. Это – мой новый образ жизни. СИЗы и дезсредства, кстати, предоставили на следующий день, а с ними – термометр, пакеты для мусора с пометкой «токсичные отходы» и продуктовый набор. Если что-то из условий такой домашней изоляции не устраивает или квартира не соответствует требованиям – есть вариант пройти карантин в специальном учреждении с трехразовым питанием. Оплата 140 000 вон в сутки (около 9 тысяч рублей).

Сейчас я дома, за моим состоянием следят через специальное приложение. Его нужно установить на телефон прямо в аэропорту, там же сотрудники надзорного органа должны зарегистрировать вас. Два раза в день я отправляю данные о моей температуре и отмечаю симптомы. К счастью, пока все хорошо.

Многие сограждане предлагали мне оставить телефон дома и выйти погулять, что для меня неприемлемо по многим причинам. Как минимум я нахожусь в чужой стране и обязана соблюдать её законы. К тому же приложение автоматически отправляет сигнал тревоги, если телефоном долго не пользовались, и проверяющие сразу спешат на проверку. Не добавляют энтузиазма и штрафы за нарушение карантина: до 10 млн вон (больше 600 000 рублей), 1 год тюрьмы для корейцев, для иностранцев – депортация. Скорее всего, нарушивший карантин бунтарь-иностранец больше никогда не сможет приехать сюда.

P.S.

Как видите, в Южной Корее никто не считает коронавирус сказкой. Никто, кроме пары диссидентов вроде руководителя той самой оштрафованной церкви. Он заявил с трибуны: «Коронавирус – вранье!» Правда, общественность тут же освистала его, начали поговаривать о его не лучшем психическом здоровье. Жители Кореи продолжают работать и жить, но уже в новой реальности: в масках – везде, кроме собственного дома, с обязательной обработкой рук и незамолкающим от постоянных оповещений телефоном. Спросите любого корейца, что он думает на тему «вируса нет» и «это – сказки»? Он покрутит пальцем у виска, а если вы без маски – еще и доложит куда надо. Здесь верят не в сказки, а врачам. Именно поэтому в этой стране такой высокий уровень медицины: врачи делают свое дело, а люди, далекие от медицины, не добавляют им работы и не мешают спасать жизни. Ведь это так просто – меняйте маски каждые два часа, мойте руки и оставайтесь по возможности дома. В отличие от Кореи российские компании предоставляют такую возможность!

Галина Фирсова, «Вестник УИ ЛПК»


Юлия, медицинский куратор в многопрофильной больнице GSAM:

– Какие меры безопасности были предприняты в начале эпидемии, изменились ли они?

– С самого начала Корея очень ответственно подошла к введению карантинных мер: каждый был обязан носить маски, при входе в общественные организации проверяли температуру, записывали данные, номер телефона и в случае чего оперативно могли «вызвонить» человека и пригласить на обследование, тем самым не дав носителю дальше распространять инфекцию. С прошлой недели, когда началась вторая волна, меры еще усилили – теперь без маски не пускают в общественный транспорт, а за отказ и агрессивное поведение уже были наказаны несколько человек, некоторые даже уголовно.

– Корейцы более дисциплинированы?

– Безусловно! Коллективная дисциплина и общественное порицание помогают удерживать ситуацию под контролем. Выйти без маски на улицу – всё равно что выйти без штанов: соберешь на себе сотни ненавидящих взглядов и цыканий, так что второй раз ты точно не забудешь ее дома.

– Корейцы соблюдают предписания из страха перед вирусом или перед штрафами?

– Думаю, что всё же из страха перед вирусом, т.к. до сих пор не изучены последствия инфицирования, даже если болезнь протекала бессимптомно, в легкой форме. Штрафы появились только недавно, например, громкое дело – оштрафовали сотрудников и прихожан церкви «Чжеиль саран», которые заразились сами и стали разносчиками инфекции, вызвав вторую волну инфицирования в Корее (первое массовое заражение также было вызвано нарушением рекомендаций о запрете многолюдных собраний в одной из церквей в г. Тэгу). Штраф в размере 550 млн вон (470 000 долларов) заставят выплатить около 1000 инфицированных прихожан.

– Как здесь поступают если, например, увидят в приложении, что вы находились в одно время в одном месте с зараженным?

– За бездействие в такой ситуации наказания нет, но, как правило, все бегут проверяться. Ведь если вдруг обнаружат вирус – сразу изоляция и лечение, не у всех получится взять отпуск или больничный, люди могут остаться без работы.

– Как меры безопасности повлияли на вашу работу, с какими сложностями сталкиваетесь вы и пациенты?

– Медицинский туризм «встал». Трудно выехать из страны, отменили безвизовый режим, до недавнего времени не было регулярных рейсов, а еще обязательные 14 дней изоляции по прибытии… Всё это заставляет людей отказаться от перелёта. Мы ждём, когда же уже ситуация устаканится и можно будет снова лечиться и работать в привычном режиме.

– Возможно ли такое, чтобы врач в клинике был без маски?

– Нет, я даже представить не могу! Все сотрудники больницы, не только медработники, носят маски. Были случаи, когда пациенты фотографировали сотрудников без масок и тех штрафовали на 100 000 вон (95 долларов).

Серафима, переводчик:

– Когда в конце декабря-начале января в корейском интернете появились статьи о коронавирусе в Китае, я и представить не могла, что это станет пандемией. Я живу с мужем и его родителями, мы все стараемся не выходить особо без надобности: в семье маленький ребенок, сидим дома. А если выходим – маски обязательны. К маскам я отношусь неоднозначно – видела много информации о том, что они не имеют смысла. Но для таких, как я, штрафы и сделали – за неношение. Верю, не верю, а ношу все равно. Однако большая часть населения Кореи строго соблюдает все меры предосторожности – абсолютно национальная черта.

Комментарии

Ваше имя:

Сообщение:

Комментариев пока нет