Бомбоубежища в Усть-Илимске

Здесь можно не только укрыться, но и руководить производством. Эти объекты нельзя фотографировать, на них нельзя попасть без специального разрешения. На Западе их называют бункерами, у нас – защитными сооружениями. В идеале каждое такое сооружение должно быть приписано какому-то хозяйствующему субъекту, в жизни случается разное. Есть объекты, которым повезло, и они находятся в руках рачительных хозяев, есть такие, у кого хозяева вроде есть, но детища при них на правах пасынков, а есть и вовсе беспризорники.

Отправляясь на объект № 18, один из самых хороших и ухоженных, я себе представляла что-то вроде безразмерного склада, в котором хранится все, что надо человечеству на месяц, а может, и на год. Оказывается, нет. Современные бункеры, во всяком случае, те, что находятся в Усть-Илимске, рассчитаны на то, чтобы защитить определенный контингент в течение трех дней. Объект № 18 должен защитить рабочую смену. И никаких продовольственных запасов. Долго сидеть в убежище в случае чего никому не придется: по нормам все городское население должно быть вывезено за пределы Усть-Илимска. И все же современное защитное сооружение – вполне любопытный объект.

Выжить в современном убежище можно, а жить нет. И даже выспаться в нем нельзя: нет в нем ничего к этому располагающего. Ни лежанок, ни полок, ни матрацев, только несколько десятков скамеек. Чтобы уместить всю рабочую смену, а это ни много ни мало 250 человек, скамейки двухъярусные. На большую скамейку устанавливается маленькая. Первому этажу еще немного комфортнее, для второго удобства не предусмотрены. Хотя о каких удобствах может идти речь? Бункер – сооружение не для удобства, а для защиты.

Главная функция убежища – спасти людей от облучения и зараженного воздуха. С первым должны справиться толстенные стены и бронированные двери. Стены действительно толстенные – 1 метр 20 сантиметров. Двери же примечательны прежде всего запорным механизмом. Он напоминает корабельный – огромное колесо приводит в движение некий скрытый механизм, и он плотно задраивает вход. Внушительно, ничего не скажешь. Чудо-дверь просто просится в объектив фотокамеры, но фотографировать ничего нельзя. Табу.

Очистка воздуха - забота вентиляционной. Это комната с трубами, аппаратурой, счетчиками и датчиками. Нагнетать воздух извне в очистители должны моторы. Предусмотрен и крайний вариант: если они выйдут из строя, сделать это можно и в ручном режиме. Четыре молодца или девицы, кому как повезет, встанут за рычаги и будут их крутить, пока необходимое количество воздуха не окажется в очистительных емкостях.

Движемся дальше. А дальше прозаичные «классы» со скамейками. Классы, потому что в обычное время помещения для спасаемого персонала переоборудуют под какие-то хозяйственные нужды. На объекте № 18, например, одну из комнат переоборудовали под учебный кабинет. Чему и кого там учат, тоже не предмет для газетной публикации. Кстати, использование сооружения в таких целях не только вполне законно, но и поощряется государством. Сегодня все бункеры оно старается передать в управление хозяйствующим субъектам. Чтобы скинуть с себя их содержание. Хозяева должны проявлять заботу о госсобственности, не реже одного раза в два года ремонтировать ее за свой счет, держать в готовности инвентарь и поддерживать в работоспособном состоянии оборудование. Взамен арендатор вправе использовать помещения под магазины, кафе, подземные стоянки, размещать в них мастерские, приемные пункты, устраивать тиры или спортзалы… Ограничений по видам деятельности не так много, можно почти все, от технологических тоннелей до бытовок ремонтных бригад. Но категорически запрещено использовать бункеры под прачечные и овощехранилища. Категорически! Никто не разрешит также хранить в них горючее и прочие легковоспламеняющиеся жидкости, химикаты и ядохимикаты, устанавливать в отсеках крупногабарит. Это достаточно выгодно – использовать защитное сооружение в хозяйственных целях. Есть, конечно, и издержки, но плюсы тоже имеются. И в то же время в городе есть бесхозные объекты, на которые пока не нашлись хозяева.

Из всего списка продуктовых запасов, которые хранят современные убежища, в неприкосновенности осталась только вода. Полтора куба жизненно важной жидкости должны находиться в каждом из них в постоянной готовности. Этого в случае чего должно хватить не только на то, чтобы снабдить людей питьем, но и на санузлы. В том, где мы побывали, их, как и положено, два – М и Ж.

В том же отсеке, где стоит емкость с водой, расположен пищеблок. Готовить в нем, естественно, никто не будет. Да и не приспособлен он для этого. Его предназначение – выдать готовую пищу. Для этого припасено все необходимое. Есть даже наглядная документация: рядом с окошком раздачи пришпилен боевой листок, на котором полный перечень имущества – ножи для резки хлеба, весы циферблатные, чтобы можно было взвесить отпускаемую пайку, металлические миски внушительного размера, такие же металлические кружки, половник, ложки. Есть в списке и в наличии даже гвоздодер, чтобы открывать ящики с консервами, пара комплектов спецодежды для «кухонных» работников – халаты, шапочки…

В бункере можно не только спасаться, но и руководить производством! Для этого есть пульт управления с десятком столов и телефонов. И никаких компьютеров. Видимо, нежная техника не котируется в экстремальных ситуациях, телефон надежнее.

Все убежища Усть-Илимска строились давно, вместе с городом. В приличном состоянии сегодня находятся не все. Мы побывали на лучшем, есть куда хуже. И все же каждое из них потенциально готово нас принять. Правда, хотелось бы верить, что защитные сооружения, и хорошие, и не очень, смогут нас заинтересовать только в качестве экскурсионного объекта.

Елена Жарикова

Комментарии

Ваше имя:

Сообщение:

Комментариев пока нет